Опера на пленэре для народа. Часть II (продолжение)

Новая «Тоска» 55 юбилейного сезона: изысканность традиции

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

В 2009 году программу 55-го юбилейного сезона Фестиваля Пуччини составили четыре оперы композитора. «Богема» и «Турандот» – репризы последних фестивальных постановок. «Тоска» и «Манон Леско» – премьеры нынешнего сезона. В дополнение к этому финальным аккордом музыкального смотра стал оперный гала-концерт Анжелы Георгиу при участии Влада Мирицы. Он состоялся 23 августа: в этот день место за дирижерским пультом оркестра фестиваля занял Альберто Веронези. Отметим, что в фестивальные программы нескольких последних лет стали включаться один-два балетных названия: в этом году, к примеру, «Лебединое озеро» и «Жизель». Но поскольку это никак не связано с творчеством Пуччини, балетную программу следует рассматривать просто как «коммерческое дополнение» программы оперной. В этом году автору этих строк удалось заскочить в Торре дель Лаго всего лишь на один спектакль – и наш дальнейший рассказ будет посвящен новой постановке оперы «Тоска».

Режиссер-постановщик Беппе ди Томази в содружестве со сценографом Антонио Мастроматтеи и художником по костюмам Пьерлучано Кавалотти создали очень красивый, вполне традиционный спектакль, в котором абсолютно невозможно отыскать ничего сверхъестественного, ничего такого, что кидало бы постановку из стороны в сторону радикальных режиссерских экспериментов. Она выдержана в строгой классической манере, однако вовсе не монументальна в том смысле, в каком ее можно было бы представить, к примеру, на огромной сцене «Арена ди Верона». По сути дела «Тоска» – опера камерная, хотя такое определение, на первый взгляд, и кажется непривычным. Развитие драматургической коллизии в ней невероятно стремительно, интрига сквозного действия постоянно идет по нарастающей, а фирменный пуччиниевский лаконизм, пожалуй, именно в «Тоске» достигает свого апогея. На единицу двухчасового сценического времени в опере очень много драматически заостренных и музыкально прописанных кульминаций, но связаны они не с внешней иллюстративной стороной сюжета, а с психологически достоверной прорисовкой характеров главных героев.

Сценографическая рама, в которую постановщики помещают «римскую оперу Пуччини», весьма незатейлива, но при этом функционально мобильна и весьма элегантна. От действия к действию претерпевая лишь незначительные модификации, она, тем не менее, наполнена эффектно-зрелищными режиссерскими решениями. На флангах – два неизменных симметричных архитектурных фрагмента с колоннами, портиком, арочным сводом и лепниной барочного орнамента, что по настроению вполне подходит и к интерьерам храма (I акт), и к убранству дворца (II акт). В третьем акте нет явной отсылки к замку Сант-Анджело, однако ощущение универсального «каменного» декора, в котором разворачивается финальный, самый драматичный по содержанию акт оперы, оказывается вполне достаточным для создания необходимого настроения.

Слева Амброджио Маэстри - Скарпиа   Антонелло Паломби (Каварадосси), Амарилли Ницца (Тоска)

В центре – вращающийся лестничный подиум, который и является основным объектом сценографической модификации. Это и церковный алтарь, с примкнувшими к нему деревянными лесами, на которых Марио Каварадосси пишет свою картину. Это и программная «трибуна» грозного Скарпиа, и его резиденция в Палаццо Фарнезе. Это и казематы замка Сант-Анджело с массивными стальными решетками. Всё очень просто, но на редкость хорошо продумано. Нет постановочной роскоши – есть театральная зрелищность. И это составляет главное достоинство спектакля. В досконально прописанной автором партитуре «Тоски» ничего и не надо придумывать – надо просто воплотить ее музыкально-драматургический замысел в толерантной, согласно эпохе времени действия, сценографии и костюмах, скрупулезно продумать мизансцены и «пластику» поведения героев и вдохнуть в них артистическую жизнь. С этими, на первый взгляд, простыми задачами – хотя нет ничего сложнее, чем простая убедительная естественность – постановщики справились превосходно.

С музыкальной стороной спектакля всё гораздо сложнее. Здесь два противоположных полюса – очень необычный, но всецело захватывающий оркестр Фестиваля Пуччини под руководством Фабрицио Марии Карминати и, в общем-то, достаточно средний уровень вокальных впечатлений. Но что касается вокалистов, то пленэр, как я уже говорил, может прощать многое из того, на чем, безусловно, были бы сделаны критические акценты в условиях стационарного театра. Карминати – дирижер рассудительно-рафинированный. На страницах нашего Интернет-журнала мы уже встречались с ним в мае этого года в венецианском театре «Ла Фениче» на премьере оперы «Мария Стюарт» Доницетти. Романтическое бельканто Доницетти и «кровавый веризм» Пуччини, как известно, – две вещи несовместные, однако в дирижерской трактовке Карминати в музыке Пуччини не было чрезмерного, перехлестывающего через край драматического пафоса и явных кульминационных аффектаций, как это обычно принято. Его трактовка была вдумчиво созерцательна и просветленно трагична. Создавалось ощущение, что кровавую музыкальную драму Пуччини, именно таковой и предстающую постановочно, дирижер трактует в аспекте грандиозной музыкально-философской притчи о самоотверженности любви и обреченности злодейства. С подобным подходом к музыке Пуччини я столкнулся впервые – и это стало одним из самых неожиданно ярких и интересных впечатлений.

'Тоска'. II акт   Амарилли Ницца (Тоска), Амброджио Маэстри (Скарпиа)

Для нынешней премьеры в Торре дель Лаго было предусмотрено два состава исполнителей: Флория Тоска – Амарилли Ницца и Ольга Романько; Марио Каварадосси – Антонелло Паломби и Энрике Феррер; Барон Скарпиа – Амброджио Маэстри и Сильвио Дзанон. Мне достался второй. Об Амарилли Ницца заочно скажу, что это лишь вполне добротное лирическое (лишь отчасти лирико-драматическое) сопрано. Эта певица знакома мне по партии Амелии в «Симоне Бокканегре» Верди, спектакле фестиваля в Мачерате 2004 года, а московская публика, вероятно, должна помнить ее по гастролям спектакля «Паяцы» Леонкавалло в постановке Франко Дзеффирелли на сцене Государственного Кремлевского Дворца в 2007 году. Память смутно подсказывает также, что очень давно (в каком году – уже и не припомнить) я слушал Ольгу Романько в партии Леоноры в «Трубадуре» Верди в Большом театре. Тогда голос еще очень молодой исполнительницы был необычайно легким, едва ли не лирико-колоратурным сопрано, обладавшим весьма неплохой подвижностью.

На сегодняшний же день голос нашей бывшей соотечественницы превратился в сугубо лирическое по своей природе сопрано, причем весьма небольшое по объему, хотя, к примеру, в прошлом сезоне Ольга Романько умудрилась спеть даже главную партию в «Аиде» во время летнего сезона Римской оперы в Термах Каракаллы. Непонятно, «чем и как» она ее пела, если даже в партии Тоски ей буквально не хватало звука: при точечно сфокусированной вокальной эмиссии в ее пении не удалось уловить ни единой ноты драматической страсти. Впрочем, здесь на помощь певице пришла присущая ей вокальная культура и стилистическое чутье. Партия была спета очень аккуратно, практически без надрывов, а ходы вверх на forte были умело прикрыты. Даже с оркестром, постоянно сдерживаемым дирижером и чрезмерно не отягощенным традиционными tutti, которые надо было бы постоянно перекрывать, партия Тоски в исполнении Ольги Романько предстала абсолютно не берущим за душу музыкальным эрзацем.

Об Энрике Феррере в партии Каварадосси нельзя сказать ничего криминального, но и удивить чем-то особенно выдающимся он не смог: небольшой лирико-драматический тенорок с явно ограниченными тесситурными возможностями, типичный тенор-любовник итальянской оперы, а не тенор-герой, каковым его представляет эмоционально живой музыкальный язык Пуччини. Уже подмечено, с баритонами на итальянских оперных пленэрах, как правило, всегда полный порядок. Не разочаровал на этот раз в партии Скарпиа и Сильвио Дзанон, певец, до этого мне абсолютно неизвестный. Этот вполне грамотный драматический баритон сумел наполнить свою партию – партию классического оперного злодея – эмоциональной образностью, царственным артистическим стилем, постоянно пульсирующим психологическим нервом.

И в заключение наших заметок остается сказать тем, кто собирается посетить райский уголок Тосканы под названием Торре дель Лаго, что в афишу следующего 56 фестивального сезона включены четыре полнометражные оперы композитора – «Девушка с Запада», «Мадам Баттерфляй» и снова «Турандот» и «Тоска». Путь в прекрасную Версилию давно проложен российскими туроператорами, так что поездка туда сегодня уже не кажется чем-то недостижимым…

\<- в начало | продолжение ->

На фото (предоставлены пресс-службой Фестиваля Пуччини):
"Тоска". I акт
"Тоска". I акт. Слева Амброджио Маэстри - Скарпиа
"Тоска". I акт. Антонелло Паломби (Каварадосси), Амарилли Ницца (Тоска)
"Тоска". II акт
"Тоска". II акт. Амарилли Ницца (Тоска), Амброджио Маэстри (Скарпиа)

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Пуччиниевский фестиваль

Театры и фестивали

Тоска

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ