«Итальянский» оперный сезон в Зальцбурге (продолжение)

От Генделя до Гайдна

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

В этом сезоне немецкий режиссер Кристоф Лой и английский дирижер Айвор Болтон встретились в Зальцбурге сразу на двух постановках – в «Теодоре» Генделя (фестивальной премьере) и в «Армиде» Гайдна (возобновлении зальцбургской постановки 2007 года). Постановка «Теодоры» в форме «semi-stage» на сцене Большого фестивального зала (сценограф – Аннетте Курц, костюмы – Урсула Ренценбринк) на поверку оказалась почти что концертным исполнением, хотя на сцене было много суеты людей в черных костюмах и платьях, но суеты бестолковой и явно «не по делу». На заднем плане – махина органа, на сцене беспорядочно расставлены стулья, на них сидят либо бегают по сцене солисты, хористы и статисты (не разберешь, то ли римляне, то ли христиане), да еще и распевают великолепные хоры и однообразно чувственные «многокилометровые» арии. Лишь одно визуальное пятно (сначала – белое, затем – красное) бросается в глаза: это короткое обтягивающее платье самой Теодоры.

1/2

Эту партию исполняет совершенно заурядное «безголосое» немецкое сопрано Кристине Шафер: эффекта никакого, вокальных впечатлений ноль. Зато ее партнер – потрясающий американский контратенор Беджун Мета. Скорее даже, это лирическое мужское сопрано, очень техничное и выразительное. Певец исполняет роль Дидимуса, римлянина, тайно принявшего христианство и влюбленного в главную героиню. Своим необычайно легким, звонким и трепетным звучанием он производит эффект поразительный! Таким сладкоголосым соловьем можно было просто заслушаться – и, во многом благодаря этому, все несуразности «высосанной из пальца» «semi-stage»-постановки сами собой отступили на второй план. По ходу дела Дидимус проникает в темницу, где томится Теодора, чтобы, поменявшись с ней одеждой, занять ее место, а ей самой дать беспрепятственно уйти. Несмотря на всю постановочную примитивность, персонажу Беджуна Меты веришь абсолютно, даже в сцене этого «опереточного» переодевания, «интимные» подробности которого по замыслу режиссера зачем-то непременно надо знать публике. Но все эти манипуляции оказываются напрасными: оба главных героя в конце оперы-оратории идут на мученическую смерть.

Вокальную раскладку партий оставшихся вокально значимых мужских персонажей с полной уверенностью можно назвать удачной. В роли Валенса, римского наместника Антиохии, выступил немецкий баритон Йоганнес Мартин Крэнцле, в роли Септимуса, приятеля Дидимуса, – канадский тенор Йозеф Кайзер. Певица с австрийским паспортом Бернарда Финк, уроженка Аргентины словенского происхождения, исполнила партию Ирене, наперсницы Теодоры. Московские меломаны, несомненно, помнят ее по весьма профессиональному исполнению камерного репертуара на фестивале «Декабрьские вечера», на этот раз, певица попросту потерялась в пространстве большой музыкальной формы и своим равнодушным неярким вокалом должного впечатления не произвела. Безусловно, прочным и незыблемым фундаментом, на котором держалась вся постановка, явилось аутентичное музыкальное сопровождение Фрайбургского барочного оркестра и участие в проекте Зальцбургского Баховского хора, а дирижерскую интерпретацию Айвора Болтона можно назвать просто фантастической!

Куда больше режиссерской увлеченности вложил Кристоф Лой в постановку гайдновской «Армиды» на сцене Felsenreitschule, естественным задником которой служат три яруса аркад, вырубленных в горном массиве. На этот раз в его команде другой сценограф (Дирк Беккер) и другой художник по костюмам (Беттина Вальтер). И этот спектакль выигрышно отличается от предыдущего. На левом фланге сценографического «ансамбля» «Армиды» – достаточно крутая наклонная плоскость, которую то и дело штурмуют и с которой откатываются в атаках армии статистов (христиан и защитников Дамаска). В центре – большая высокая стопка необрезанной доски, служащая «центральной кулисой», так как привычных кулис на флангах сцены нет, и «спортивным снарядом» для «экзерсисов» пластического миманса и некоторых солистов. Правую стену «подпирает» высоченный, почти до самого потолка деревянный «обелиск». Во втором акте в центре сцены появляется диван, на котором Ринальдо предается любовным грезам, насылаемым на него Армидой. Лишь только в этой картине раскрываются окна-ниши трехъярусной скальной аркады – и сквозь скалу проступает лазурно-голубое небо с легкими облачками. И это самое романтичное из всего набора сценографических средств, задействованных постановкой. При таком рационально-конструктивном подходе, ни о какой сказочности воплощения сюжета речи и быть не может, однако подобный шаг в условиях именно этой постановки оказывается невероятно удачным и очень точно выхватывает главное – психологический подтекст отношений главных героев. К слову, в «Теодоре» подобного не наблюдается и вовсе, однако минималистские новации в «Армиде» становятся полным и неожиданным откровением, выявляя большую режиссерскую удачу. Этот спектакль смотреть поразительно интересно, в нем все очень логично, последовательно и, даже эстетически красиво в пространстве предложенных режиссером правил театральной игры.

В опере Гайдна абсолютно отсутствуют хоровые страницы, и она по музыкальному языку, по своей «прозрачно-легкой» оркестровой фактуре предстает практически камерной. Замечательно прелестно звучит Оркестр Зальцбургского Моцартеума, впечатлил и весь без исключения ансамбль солистов. Это раскатисто-звонкий итальянский баритон Вито Прианте (Идрено, правитель Дамаска) и вполне комфортно звучащий американский тенор Ричард Крофт (Убальдо, бывший соратник Ринальдо, ветеран в инвалидной коляске). Это и роковая пара персонажей: эффектно-притягательная немецкая певица Мойка Эрдманн выступает в ней обольстительницей Зельмирой, в сетях которой запутался христианский рыцарь Клотарко, роль которого исполняет швейцарский тенор Бернард Рихтер, обладатель хорошо поставленного, очень ровного и плотного голоса практически «выбеленного» тембра.

Это, наконец, и пара главных героев спектакля. Вполне достойную интерпретацию образа Ринальдо представил весьма известный германо-канадский тенор из Швейцарии Михаэль Шаде, хотя его голос и оказался на поверку слегка потертым от времени в результате интенсивной международной карьеры, а в его тембре порой проступала нежелательная характерная окраска. Но основным козырем постановки стала экстатически темпераментная и удивительно харизматичная немецкая певица Аннетте Даш. Именно на нее в 2007 году и ставился этот спектакль. Обладательница фактурно-плотного и драматически выразительного сопрано, она легко справляется с многочисленными вокальными трудностями партии. Певица приковывает к себе внимание модельной внешностью и завораживает безусловным даром вокально-драматического перевоплощения. Пусть она и не смогла удержать Ринальдо, однако на меня, как на зрителя, ее творческая индивидуальность произвела неизгладимое впечатление. Так случилось, «Армида» стала моим последним спектаклем в Зальцбурге – и я подумал, не вернуться ли сюда на следующий год… Кто знает, вдруг это и есть чары волшебницы Армиды?

\<- в начало

Фото © 2009 SALZBURGER FESTSPIELE / Monika Rittershaus:
«Теодора». Сцена из спектакля
«Армида». Сцена из спектакля

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Зальцбургский фестиваль

Театры и фестивали

Армида

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ