Ярмарка тщеславия

Ярмарка тщеславия
Оперный обозреватель

Сегодня в нашем журнале дебютирует молодой журналист Фёдор Вяземский. Отдаем его материал, как говорится, «на суд» наших читателей, а Фёдору желаем дальнейших творческих успехов и самосовершенствования в области музыкальной журналистики.

50 лет назад не стало знаменитого тенора Марио Ланцы. Этому событию был посвящен гала-концерт «Be my love» в ММДМ, состоявшийся 7 октября.

Хотя оперная биография Ланцы весьма скудна, его талантом смогли вдохновиться 3 великих тенора, и многие из ныне живущих исполнителей почитают его своим кумиром. Тенор – секс-символ 20-го века – дебютировал как оперный певец в 1942 на Танглвудском фестивале Сергея Кусевицкого.

Затем, выступив в 1948 году всего лишь два раза в роли Пинкертона в опере «Мадам Баттерфляй» в постановке Оперы Нового Орлеана, Ланца поставил жирную точку на карьере оперного исполнителя, отдав предпочтение концертной деятельности в области песенного жанра и кино, что, однако, не помешало ему остаться памятной фигурой в истории мировой оперы. Во многом этому способствовало участие артиста в знаменитом фильме «Великий Карузо», где он исполнил роль легендарного певца.

Концертную программу вечера представляли пять теноров: Чингис Аюшеев, Михаил Акименко, Давид Гвинианидзе, Алехандро Олмедо и Алексей Сулимов. К сожалению не все из них смогли продемонстрировать свои голоса на должном уровне.

Так Давид Гвинианидзе, по совместительству президент фонда «Таланты мира», организовавший концерт, похоже, со своими президентскими обязанностями справляется куда лучше, чем с вокальными партиями. Песнь индийского гостя из оперы «Садко», требующая исключительной звучности, отточенности каждой ноты, необычайной филигранности звучания, в исполнении Гвинианидзе прозвучала чудовищно плоско, без должного ювелирного интонирования. Однако голосовые недостатки Гвинианидзе с лихвой «компенсировал» чрезмерным артистизмом, что придавало исполнению больше комичности, нежели эстетизма.

Весьма положительную реакцию публики заслужил русский певец Михаил Акименко, работающий в Румынской национальной опере. С первых же нот его звучный тенор заполнил небольшое пространство камерного зала. Голос Акименко, объемный и насыщенный, отчетливо вырисовывался как в верхних, так и в нижних нотах. Он исполнил плач Федерико из оперы «Арлезианка» Чилеа.

Столь же положительное впечатление произвел на слушателей и молодой солист театра им. Станиславского и Немировича-Данченко – Чингис Аюшеев. В его исполнении арии Вертера сосредоточенность, выстраивание образа через вдумчивую работу с голосом не смогли не обратить на себя внимание. В голосе Аюшеева слышится потенциал. Верхние ноты ему давались не без усилия, но в его звучании не было критической надрывности. Вообще, этот исполнитель достаточно серьезен, чтобы продолжить развиваться в нужном направлении. Его поведение на сцене, может, и показалось зрителю скованным, но Аюшеев выходит на сцену в первую очередь, чтобы петь, а не эпатировать, и этим многое сказано.

Безусловной звездой вечера стал испанский тенор Алехандро Олмедо, любимец Пласидо Доминго, как пафосно сообщили ведущие вечера. До вокальных вершин своего покровителя ему, безусловно, далеко. Но его голос оказался достаточно профессиональным для того, чтобы без чрезмерного напряжения брать высокие ноты. Он весьма благозвучно исполнил ариозо Канио из оперы «Паяцы», подтвердив свой статус многообещающего артиста.

Без особого блеска выступил на сцене Алексей Сулимов, скромно и камерно исполнивший арию Ленского под аккомпанемент фортепиано. Заметные усилия, с которыми он «выпевал» арию, быть может, и были бы простительными, но не в контексте небольшого камерного зала.

Второе отделение концерта было посвящено целиком «народно-популярной» музыке, исполнялись произведения Каннио «Влюбленный солдат», Биксио «Мамма», Фальво «Скажите девушки». Финальная «Санта-Лючия» прозвучала квинтетом. Остается загадкой, что сподвигло объединить несоизмеримые по масштабу голоса, но исполнение это было далеко от идеала. Давид Гвинианидзе на фоне мощных голосов Акименко и Олмедо с трудом вытягивал финальные ноты, что разрушило положительное в целом впечатление раз и навсегда.

При ряде плюсов, гала-концерт, который, по словам ведущих, уже побывал в США и пришелся по вкусу американским слушателям, оставил ощущение некоего развлекательного шоу, целью которого было не качество исполнения, а подчеркнутое акцентирование на громких именах, которые имеют весьма косвенное отношение к участникам концерта. Что, впрочем, не удивительно – тенденция к спекуляции брендами сейчас широко распространена.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ