Испытание Гайдном

«Аптекарь» в усадьбе Царицыно

«Аптекарь» в усадьбе Царицыно
Оперный обозреватель

В исполнении музыкальных шедевров всегда есть риск: либо очень высоко взлететь, либо упасть слишком низко. Для молодых солистов ансамбля «Премьера», представивших 31 октября сего года в московской усадьбе Царицыно необыкновенно успешную в свое время оперу Йозефа Гайдна «Аптекарь», такой риск был весьма вероятным. И речь здесь идет не только о том, что старая опера требует от музыкантов определенного умения. Для молодых артистов испытание Гайдном могло оказаться непосильной ношей еще и по другим причинам.

Однако, уже не в первый раз молодые дарования демонстрируют публике свое умение и талант без того надрыва, который, казалось, мог бы потребовать опус великого венца от не совсем опытных певцов.

Вероятно, что неизменный успех оперы с первой же постановки в 1768 году стал и для современных исполнителей в каком-то смысле путеводной звездой.

Опера-buffa - жанр, требующий от вокалистов не только хорошего исполнения, но и уверенной игры: рассмешить всегда было намного труднее, чем заставить плакать. Так что перед четырьмя протагонистами стояла совсем непростая, двойная задача.

Что касается игры, то она молодым исполнителям удалась несомненно. Нарочито гротескная, вычурная, но в тоже время живая и непосредственная, она как нельзя лучше подчеркивала комический жанр оперы. Переиграть в таких случаях сложно, но превратить действие в поющий цирк, граничащее с претенциозной игрой и дурновкусием, можно одним неверным движением. К счастью, молодым исполнителям хватило чувства меры и стиля и этой ошибки им удалось избежать.

Опера Гайдна довольно сложна и тем, что внушительная часть текста приходится на речитативы-secco. Для Елисея Леонова (Семпронио), Дмитрия Иванчея (Менгоне), Анастасии Кутиной (Гриллета) и Александры Антошиной (Вольпино) это стало, пожалуй, единственным камнем преткновения. Голоса звучали глуховато и не очень музыкально. В остальном артисты продемонстрировали превосходно отработанную вокальную технику.

Уже в первой арии Менгоне зрители могли услышать насыщенный чистый тенор Дмитрия Иванчея, причем в вокальной партии филигранно проинтонировать каждую ноту ему труда не составило. А вот другому тенору - Елисею Леонову - потребовалось немного времени, чтобы распеться и только во втором акте он продемонстрировал красоту своего голоса. Обладая немного глуховатым, но очень гибким тенором, молодой артист смог показать грамотное обращение с колоратурами, без которых барочное исполнение невозможно.

Женские партии были исполнены двумя сопрано. Пожалуй, самая трудная задача легла на Александру Антошину, исполнявшую самого комичного из персонажей оперы. Сложность здесь заключалась в том, что в партии Вольпино было необходимо соблюдать баланс между комичным звучанием голоса и техничным исполнением каждой арии. В партии этого персонажа много чередований нижних и верхних нот, что потребовало от исполнительницы большого мастерства. Но при всем усердии вокалистки оставалось ощущение, что эта партия возможностям Александры не соответствует. Сильный, объемный голос Александры здесь звучал надрывно и не выразительно. Тем не менее, нужно отметить, что грамотная игра Антошиной смогла создать полноценный образ героя.

Анастасия Кутина, исполнявшая партию Грилетты, дополнила достаточно яркую палитру молодых голосов. С первых же нот Анастасия продемонстрировала достойную технику владения голосом. Классическое камерное сопрано (что для формата данной оперы и условий данного исполнения вполне допустимо) вокалистки оказалось способным не только чисто брать высокие ноты, но и справляться с колоратурными фрагментами арий.

Музыкальное сопровождение ничуть не уступало вокалистам в виртуозности и мастерстве исполнения. Поражает не только то, что все участники постановки «Аптекаря» молодые люди от 16 до 21 года, но и то, что эти совсем еще юные музыканты едва ли не единственные, кто пытается возвратить в Россию традиции барочного исполнения, забытого так же давно, как и хорошие манеры.

Остается загадкой, как малыми средствами музыкантам ансамбля «Премьера» удалось воссоздать дух настоящей барочной оперы, такой, какой, должно быть, ее слышали современники Гайдна. И при более чем скромных условиях представить публике красочный полноценный спектакль. Очевидным ответом кажется только один – настоящая музыка может творить чудеса.

На фото: ансамбль "Премьера"

СПРАВКА:
Мы предлагаем нашим читателям также ознакомиться со статьей «Аптекарь», подготовленной Е.С.Цодоковым для нового издания Энциклопедического словаря «Опера».

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ