Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Блистательный дебют грузинской меццо-сопрано на открытии сезона «Ла Скала»

Итальянские газеты восторженно встретили премьеру «Кармен», которой театр «Ла Скала» открыл свой очередной сезон. Это событие по традиции состоялось 7 декабря, в день святого Амброзия, покровителя Милана.

Самые горячие восхищения и поздравления достались 25-летней грузинке Аните Рахвелишвили, исполнительнице заглавной партии. Она родилась в Тбилиси и с детства тяготела, по ее признанию, к рок-музыке, через которую вошла в мир оперы. Анита недавно закончила Академию «Ла Скала». Интересно, что первоначально она была назначена на роль Мерседес, но в ходе репетиций дирижер Даниель Баренбойм предложил ей спеть Кармен. И не ошибся.

Ее исполнение стало главным сюрпризом спектакля. Ведь до этого ее никто не знал. «У нее есть все для этой партии, - пишет газета La Stampa, - артистическая внешность и внушительный голос, горячий, темпераментный, и в то же время бархатный, прекрасно звучащий и в сценах обольщения, и в трагических конфликтах».

Критики не забыли похвалить и других солистов, в превосходных степенях охарактеризовав пение Йонаса Кауфмана (Хозе), уругвайского баритона Эрвина Шротта (Эскамильо), сопрано Адрианы Дамато (Микаэла).

Что касается работы Эммы Данте, театрального режиссера, впервые поставившей оперу, то тут мнения разошлись. Сорокалетняя уроженка Сицилии заполнила нищую декорациями сцену танцующими хористами и «провокационными аллюзиями». В частности, намеками в адрес католицизма. Тут тебе и дымящееся кадило, и католический священник на заднем плане, пристально наблюдающий, как Хозе пытается овладеть Кармен в финальной сцене…

Видимо, предполагая неоднозначное восприятие некоторых режиссерских инноваций публикой и критиками, Баренбойм вышел с Данте на поклоны, крепко держа ее за руку как знак солидарности и поддержки. Солидная публика из партера аплодировала режиссеру и дирижеру, а демократическая галерка оглушительно их освистывала. Впрочем, большинство газетных критиков в позитивных тонах оценили работу постановочной группы.

А вот Сильвио Берлускони променял премьеру новой постановки оперы «Кармен» на поход в кино. Об этом пишет британская газета «Индепендент». По данным издания, интерес к фильму-катастрофе «2012» вызвал у итальянского премьера гораздо больший интерес, чем опера в «Ла Скала». В кино Берлускони пришел вместе со своей дочерью Элеонорой. О том, понравился ли фильм премьер-министру Италии, издание не сообщает.

Когда финансы поют счастливые романсы

Опера Лос-Анджелеса получила от правительства своего округа ссуду в размере 14 миллионов долларов. «Мы восхищены, что администрация округа Лос-Анджелеса признала важную и престижную роль, которую играет оперная труппа в нашем регионе», - заявил гендиректор театра Пласидо Доминго.

Деньги будут поэтапно перечисляться вплоть до июня 2012 года, когда театр рассчитывает собрать достаточно спонсорских средств, чтобы вернуть ссуду. Причем речь идет не о благодеянии отдельных богатеньких любителей оперного искусства, а об организации массовой компании сбора пожертвований у населения в пользу театра. Администрация театра, судя по ее заявлениям для прессы, смотрит на эту акцию весьма оптимистично.

Финансовый кризис затронул практически все оперные коллективы Америки. Мы уже сообщали, что Вашингтонская опера, к примеру, была вынуждена заметно сократить бюджет (и соответственно репертуар) на ближайшие два года.

Лос-Анджелеская опера также затянула пояс: на 22% уменьшены административные расходы, сокращено количество премьер и представлений. Однако местные оперные фаны могут быть довольны: главная премьера текущего сезона – постановка тетралогии «Кольцо нибелунга» состоится, как и планировалась, в июне следующего года. Она станет центральным событием приуроченного к премьере музыкального фестиваля, который продлится два с половиной месяца и включит музыкальные представления, художественные выставки, семинары.

Как мистер Гелб тянет Мет в ХХI век

Генеральный директор Мета Питер Гелб, участвуя в передаче телекомпании PBS, высказал свое понимание путей решения проблем, стоящих сегодня перед оперным искусством.

Он, в частности, заметил, что как главный менеджер одного из ведущих в мире музыкальных театров свою задачу видит в том, чтобы опера не только выжила в сложные для нее времена (за последние шесть лет посещаемость оперных театров в США сократилась на треть), но и процветала: «Я не утверждаю, что опера претендует быть популистским жанром. Это не так. Это высокое искусство. Но опера как высокое искусство должна быть доступна и понятна самым широким кругам образованной, интеллигентной публики».

Касаясь проводимой им в «Метрополитен-опере» политики включения в репертуар современных произведений и режиссерского переосмысления классики, Гелб отметил, что в этом вопросе «не может быть компромисса». «Мы должны двигаться вперед. Все время, постоянно. В противном случае произойдет отлив публики, снижение ее интереса к этому виду искусства».

Когда речь зашла о неоднозначной «Тоске», вызвавшей бурную полемику в прессе, Питер Гелб подчеркнул, что еще никогда в своей жизни не получал так много писем, личных посланий, в том числе и по e-mail, как после премьеры «Тоски», причем самого разного характера и содержания: от хамски ругательных до восхищенных тем, что Мет «покидает XIX век и вступает в XXI столетие».

Роландо Виллазон готовится к возвращению на сцену

Венская государственная опера объявила, что 22 марта Роландо Виллазон споет на ее цене партию Неморино («Любовный напиток»). Если выступление состоится, оно станет первым после перенесенной певцом операции на горло. Затем он планирует спеть Ленского в Берлинской государственной опере.

Напомним, что в апреле Виллазон был вынужден отменить ряд своих выступлений, включая оперу «Сказки Гофмана», которая идет сейчас в Мете, из-за обнаружившейся на связках кисты. В июле его прооперировали.

В ноябре Роландо появился на собственном сайте с заявлением, что его голос восстановился. В подтверждение пропел высокое «чао».

Интернациональный состав для «Идоменея» в Московской филармонии

Московский камерный оркестр и хор “Musica Viva” под управлением Александра Рудина открыл сезонный цикл «Шедевры оперы» концертным исполнением моцартовского «Идоменея» в Концертном зале им. П.И.Чайковского.

Эта опера, довольно популярная за рубежом (достаточно упомянуть роскошную постановку в Мете с Паваротти в заглавной партии), в России мало известна. В феврале этого года она появилась в репертуаре Мариинки, а в Москве прозвучала впервые. Видимо, по этой причине состав солистов интернационален.

Это уже четвёртая оперная премьера "Musica Viva", вслед за прошедшими с успехом моцартовским "Дон-Жуаном" и "Золушкой" Россини (дирижёр Теодор Курентзис) и "Роландом" Генделя (Кристофер Мулдс). В апреле 2010 года оркестр планирует продолжить оперную традицию исполнением "Служанки-госпожи" Перголези (к 300-летию композитора).

Опера по Андерсену прозвучит в Пскове

Постановка оперы Сергея Баневича «Истории Кая и Герды» в Пскове подтвердит, что опера - неумирающий жанр, полагает солист Александр Кузнецов, который предстанет в БКЗ Псковской филармонии в роли Северного оленя.

«История Кая и Герды» позиционируется как детская опера, но здесь наряду с известным сюжетом есть большой философский пласт. Любому взрослому будет полезно посмотреть на оперу. Дети увидят в ней сюжет, а взрослые наряду с ним смысл - любовь способна победить холод», - отметил А. Кузнецов на пресс-конференции накануне показа оперы в Пскове.

Он считает для Пскова хорошим шагом постановку оперы современного композитора. «Это подтвердит, что опера - неумирающий жанр, который может быть доступен всем - и детям, и взрослым, и музыкантам, и рабочим, которые работают у станка. «Мелодии «Истории Кая и Герды» способны достучаться до любого», - добавил солист.

Сергей Баневич написал оперу в 1979 году. Спустя 30 лет после ее создания ее увидят жители Пскова. Опера будет представлена в исполнении псковского симфонического оркестра, хора областного колледжа искусств и солистов из петербургских театров.

Оперные звезды выступят в Таллине

В субботу у эстонской публики будет редкая возможность услышать концертное исполнение оперы Доницетти "Полиевкт" в исполнении оперных звезд мировой величины.

Среди приглашенных солистов Марина Шагуч из Мариинского театра и Отониэль Гонзага из Венской народной оперы. Они впервые поют вместе. Прекрасные мелодии малоизвестной оперы являются чистым образцом бельканто, что позволяет певцам демонстрировать свои способности при пении технически сложных мелодий. Марина Шагуч много пела Верди и Пуччини, но никогда не исполняла Доницетти и Беллини. Питерская звезда говорит, что на эстонской сцене ей будет сложно, но интересно.

"Необычность в том, что опера исполняется в концертном варианте. Для меня - необычен выбор маэстро Арво Вольмера. Первый раз в жизни исполняю Доницетти, волнуюсь, но надеюсь, что смогу справиться", - сказала Шагуч.

Отменен концерт Каррераса в Москве

Концерт Хосе Каррераса, одного из «Трех теноров», который должен был пройти в Московском Доме музыки сегодня, 10 декабря, отменен. Об этом сообщает РИА «Новости». Почему Каррерас отказался от выступления, пока неизвестно.

«У нас висит объявление о том, что концерт отменен, и возвращаются деньги за билеты», — сообщили в самом Доме музыки. В концертном зале не смогли объяснить причин происшествия, поскольку он не является организатором мероприятия.

Московский концерт Каррераса срывается уже не впервые. Первоначально он был заявлен на 11 сентября, потом перенесен на 10 октября. В качестве причин называли нездоровье исполнителя, увеличение суммы гонорара и изменение концертной программы.

Отметим, что в мае этого года появились слухи о намерении певца завершить свою карьеру в опере. Однако позднее Фонд Хосе Каррераса опроверг эту информацию, заявив, что исполнитель, которому сейчас 63 года, продолжает активную концертную деятельность и не планирует отказываться от оперных предложений, если они будут поступать.

Лейбл Мариинки номинирован на «Грэмми»

Премия «Грэмми», как обычно, не обходится без представителей России. Как передает РИА «Новости», сразу в пяти номинациях «Грэмми» представлены записи рекорд-лейбла Мариинского театра.

На «Грэмми» выдвинуты две дебютные записи лейбла «Мариинский», созданного только в этом году — «Нос» и «1 и 15 Симфонии» Шостаковича. Они представлены сразу в нескольких категориях каждая.

«Нос» номинирован в разделах «Лучший классический альбом», «Лучшая запись оперы» и «Лучшая звукорежиссура (классический альбом)». «1 и 15 Симфонии» выдвинуты на «Грэмми» в категории «Лучшая оркестровая запись». Джеймс Маллинсон (James Mallinson), который продюсировал оба диска, попал в номинацию «Классический продюсер года».

Пожарные закрывают оперу

Российские власти продолжают решительную борьбу за пожарную безопасность в культурных учреждениях. Как сообщают «Вести» со ссылкой на ГТРК «Нижний Новгород», пожарные намерены закрыть Нижегородский театр оперы и балета имени А.С. Пушкина.

В Нижегородской опере пел еще Шаляпин. Однако по прошествии ста лет старое здание с деревянными балками перестало соответствовать правилам пожарной безопасности, хотя до сих пор его за это не закрывали.

Власти по всей стране с удвоенной энергией взялись за пожарную безопасность после того, как в ночь на 5 декабря в Перми сгорел клуб «Хромая лошадь», нарушивший множество противопожарных норм. Число жертв инцидента достигло уже 141 человека и продолжает расти.

Юбилей Елены Образцовой

В Большом театре состоялся "Концерт длиною в жизнь", посвященный юбилею Елены Образцовой. Круглую дату певица отметила еще в июле, а теперь собрала вместе своих коллег и фанатов с многолетним стажем, а также и новых друзей. Чествование затянулось без малого до полуночи.

Поздравительный марафон от коллег открыл музыкальный руководитель Большого театра Леонид Десятников, который публично напомнил бенефициантке о том, что в ближайшие дни им предстоят "деловые встречи". Сейчас в Большом - как раз под руководством Елены Образцовой - проходят заседания тарификационной комиссии, которая уже к концу нынешней недели раздаст новые разряды, а значит, и зарплаты всем штатным солистам оперы.

Первую треть торжественного вечера составили кадры кинохроники, что называется, из "золотого фонда" героини. Затея с феноменальными видеофрагментами задала такую высокую планку, что выходящим следом в гала-концерте певцам было ой как непросто. Среди дюжины приглашенных были знаменитые венгерские сопрано Эва Мартон и Сильвия Шаш, итальянцы Джованна Казолла и Роберто Скандьюцци. Но, увы, поединок их таланта и славы со временем оказался проигранным. Единственной, кто блеснул, оказалась Мария Гулегина, исполнившая арию Леоноры из вердиевской "Силы судьбы".

Елена Образцова за вокальным марафоном в свою честь наблюдала из царской ложи. И лишь в самом конце вечера вышла к публике в роскошном черном туалете и спела лишь сцену опьянения Периколы. После чего поздравительный процесс плавно перешел в банкет.

Подготовили Владимир Светозаров и Александр Матусевич

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ