Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Крещенская неделя в Новой Опере

14 января в московском театре Новая Опера открылся VI Международный фестиваль "Крещенская Неделя в Новой Опере". Он посвящен Евгению Колобову и не случайно проходит в период православного праздника: Колобов родился 19 января, в Крещение.

"Крещенская неделя в Новой Опере" – это лучшие спектакли театра в музыкальных редакциях Е. Колобова, премьеры и концертные программы, в которых участвуют дирижеры: Ян Латам-Кёниг (Англия), Антонелло Аллеманди (Италия), Эри Клас, Геннадий Рождественский; солисты: Филиппо Адами (тенор, Италия), Энрико Марабелли (баритон, Италия), Томас Уокер (тенор, Англия), Гэвин Карр (баритон, Англия).

Большой интерес вызывает концертное исполнение «Трубадура», давно не звучавшего в Москве. Сами организаторы фестиваля центральным событием считают премьеру оперы "Иоланта".

Гастроли Маринки в Израиле

С 14 по 16 января прошли традиционные, уже в девятый раз, гастроли труппы Мариинского театра в израильском городе Эйлат в рамках ежегодного «Фестиваля Красного моря».

Под руководством маэстро артисты театра дали три концерта в павильоне, специально построенном в порту Эйлата. В них приняли участие оперная труппа Мариинского театра, хор и симфонический оркестр, всего около 300 музыкантов.

Фестивальную программу открыло концертное исполнение «Травиаты» с израильским дирижером Даном Эттингером. Во второй день под управлением Гергиева прозвучали «Всенощное бдение» С. Рахманинова и симфонические произведения П. Чайковского. В последний день представлена опера Гектора Берлиоза «Троянцы» в концертном исполнении. Дирижировал Валерий Гергиев.

Вашингтонская опера: не количеством, а качеством

Еще в декабре администрация Вашингтонской национальной оперы объявила о вынужденном урезании репертуара сезона 2010-2011 до пяти опер, что обусловлено сокращением годового бюджета с 32 до 26 миллионов долларов.

На днях театр конкретизировал свои планы на будущий сезон. В репертуарный список вошли спектакли, безошибочно популярные у публики, включая такие шлягеры как «Бал-маскарад», «Дон Паскуале», «Мадам Баттерфляй» (последняя опера пройдет аж 14 раз). Также в плане - «Ифигения в Тавриде» и «Саломея». Шедевру Глюка гарантирован успех выступлением в партии Ореста генерального директора Вашингтонской оперы Пласидо Доминго, а «Саломее» - дебютом Деборы Войт.

Вообще надо отметить, что сиротскую афишу скрашивают заявленные знаменитости, в их числе тенор Сальваторе Личитра, сопрано Анна Мария Мартинец, баритон Джеймс Моррис (последний дебютирует в заглавной партии в «Дон Паскуале»). Кроме того, Доминго продирижирует несколько концертов с участием Х. Д. Флореса и британского баса Б. Терфеля.

В интервью журналистам Доминго объяснил: «мы вынуждены защищаться (от финансового кризиса – ред.) популярными спектаклями. Единственный для нас путь свести концы с концами – сократить количество названий, и мы ни за что не пожертвуем качеством».

Вечный спор: что всего важнее в опере

Не утихает скандал вокруг Даниэлы Десси, которую Франко Дзеффирелли отстранил от партии Виолетты в разгар репетиций в Римской опере, притом в оскорбительной для женщины и певицы форме (о чем мы в декабре писали). Скандал оживленно обсуждается на страницах прессы и в Интернете, возможно, по причине отсутствия иных, более важных событий в мире оперы. Певица собирается подать на маэстро в суд за публичные оскорбления и разрыв контракта.

Как бы дальше ни развивались события, скандал породил серьезную дискуссию вокруг дилеммы: что приоритетно в опере – голос или зримый на сцене образ, звукоизвлечение или артистизм, пение или зрительное восприятие? Тема перекликается с диспутом, имевшем место более 200 лет назад в музыкальных кругах Вены, когда композиторы и либреттисты спорили, что важнее в опере: музыка или драматургия? (Кстати, на эту дискуссию откликнулись оперными сочинениями Сальери, а позднее и Р. Штраус).

Мнения, естественно, разделились. Одни обозреватели, в их числе Фергус O’Салливан, упирают на то, что замечания Дзеффирелли в адрес исполнителей, хотя и не безупречны, но в какой-то мере отражают нынешнюю тенденцию: «сегодня солисту уже нельзя стоять столбом на сцене, выдавая одни лишь звуки. Современная публика жаждет правдоподобных (believable) представлений, равных по качеству музыкальному исполнению. Сегодня уже недостаточно иметь голос, чтобы убеждать зрителей».

Противоположная точка зрения также не лишена серьезных аргументов. Обозреватель Ник Пиза, симпатизируя Д. Десси, которая заявила испанской газете, что «в опере поют не телесами, а голосом», справедливо указывает, что в мире очень мало исполнителей, сочетающих в себе выдающиеся певческие, артистические и внешние данные. Проблема, по его мнению, в том, что во многих либретто главные действующие лица слишком юны, чтобы их могли на должном уровне исполнять певцы такого же возраста. Например, послужившая прототипом «дамы с камелиями» куртизанка Мари Дюплесси умерла в возрасте всего 23 лет. Но автор «Травиаты» написал для своей героини столь технически сложную партию, что пропеть ее успешно, без риска потерять голос, могут певицы лишь к своим 30 годам.

Призыв к певцам худеть по сути провокационен. Попытки М. Каллас сбросить лишний вес, обрести фигуру фотомодели пагубно сказались на ее голосе. Деборе Войт повезло больше – она отделалась «всего лишь» операцией по поводу полученного в ходе голодания гастрита.

Элина Гаранча на сцене Мета: лучшая Кармен за последнюю четверть века

Нью-йоркские обозреватели, затупив ядовитые перья на критике осенней «Тоски», похоже, окончательно «помирились» с руководством Мета. Во всяком случае, прошедшая на днях премьера «Кармен» встречена ими более чем благосклонно. В отличие от своего шведского коллеги постановщик французского оперного шлягера Ричард Эйре уклонился от провокационных инноваций, хотя и перенес действие оперы во времена франкистского режима.

Все восхищены латвийской меццо-сопрано Элиной Гаранчей. Такой «Кармен», пишет Джастин Дэвидсон (nymag.com, January 10), «не было на этой сцене уже четверть века», имея в виду и спектакль в целом, и особенно исполнительницу главной роли. «Гаранча горячо воплощает холодный характер женщины, которая не соблазняет, а вовлекает Хозе в свою жизнь, а затем безжалостно его выбрасывает. Виртуозная демонстрация жестокого эгоизма и безразличия».

Мет планировал пригласить на главную роль Анжелу Георгиу. Она и споет в этом спектакле пару раз, но позднее, весной, и уже не в компании с экс-мужем Роберто Аланья, который сегодня разделяет успех с Гаранчей. Обозреватели отмечают, что Аланья, ранее не отличавшийся выдающимся актерским мастерством, на сей раз сумел раскрыть характер Хозе, показав его слабой, безвольной жертвой любви по контрасту с соперником Эскамильо, которого Мариуш Квичень спел и сыграл человеком, лишенным каких-либо комплексов.

Лунная опера в планетарии

Впервые в своей истории американский Музей естествознания предоставил свой оснащенный самыми современными технологиями планетарий для оперного спектакля. Звездное небо плюс лазерные световые эффекты призваны придать своеобразие и подобающий шарм исполнению оперы «Лунный мир» Йозефа Гайдна, впервые прозвучавшей в 1777 году, одного из самых любимых композитором сочинений.

Сюжет наивен, что характерно для времени создания. Отец противится желанию дочерей выйти замуж за любимых. Тогда с помощью одного из них, представившегося «астрономом», и снотворного зелья проказницы внушают папаше, что он попал на Луну, где все происходит не так как на Земле, и, в конце концов, получают его согласие самим выбирать себе супругов.

Спектакль ставит лауреат престижных премий, полученных за бродвейские мюзиклы, Диана Паулюс. Оперу с солистами из разных театров будет играть камерный оркестр Gotham.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ