Ополовиненный «Трубадур»

Ополовиненный «Трубадур»
Специальный корреспондент

Из квартета протагонистов двое — в явном минусе

В конце немыслимо длинной московской зимы уставший от мороза и льда зритель как никогда готов воспринимать со сцены пламенные средиземноморские страсти. Словно исполняя эти ожидания, Государственная академическая симфоническая капелла России (художественный руководитель и главный дирижер Валерий Полянский) представила 26 февраля 2010 года на сцене Московского международного дома музыки концертное исполнение оперы Верди «Трубадур».

Сольные партии разделили между собой артисты российских оперных театров (Андрей Батуркин – граф ди Луна, Алексей Антонов – Феррандо, Елена Евсеева – Леонора, Сергей Дробышевский – Манрико) и солисты ГАСК (Людмила Кузнецова – Азучена, Олег Долгов – Руис и другие).

Опера «Трубадур» относится к числу тех произведений, которые лучше воспринимаются в хорошей студийной записи. А вот на реальной театральной сцене сюжет, довольно неуклюжий по своей путаности, подчас мешает певцам петь, а слушателям - слушать. Казалось бы, концертное исполнение – замечательный шанс забыть о его существовании и сосредоточиться на вокале, но не тут-то было. Вокалистов разместили за дирижером на небольшую подставочку посреди оркестра, как бы иносказательно напоминая зрителю, кто тут главный! Правда, не у всех певцов, как оказалось, был достаточно дальнобойный звук, чтобы не потеряться в складках дирижерского «одеяния» (иначе и не назовешь его одежду) и плохой акустики этого зала. Титры с переводом на двух мониторах за спинами хора постоянно ломались, выключались, зависали, отставали от музыки, и даже когда работали нормально – изрядно отвлекали и запутывали менее квалифицированных слушателей, на ходу по обрывкам фраз пытавшихся включиться в сюжет «сериала», отвлекая соседей. В общем, солистам осложнили задачу по полной программе.

Скажем честно, чтобы выходить на сцену в партиях, известных слушателю больше по записям мировых суперзвезд (ибо своего «Трубадура» Москва уже давно не имеет), нужна изрядная доля мужества и смелости (особенно это относится к тенорам). В нашем случае этот риск, хотя для большинства солистов исполнение этих партий было не первым в карьере, во многом не оправдался.

Во-первых, начиная, практически, с самого начала (дуэльной сцены) оперу можно было сразу переименовывать из «Трубадура» в «Графа ди Луна» - тенор непоправимо проигрывал баритону по звуку и классу. Что поделать, Россия никогда не была и, наверное, не станет теноровой державой, а вот баритонов и басов мы умудрялись экспортировать даже во времена жесточайшего «железного занавеса». Лирические номера еще как-то укладывались в границы нормы, но главное теноровое событие оперы - стретту с хором – Дробышевский если и не полностью провалил, то до устоявшихся стандартов очень сильно не дотянул. И вообще, в его пении весьма ощущались очень напрягающие общие проблемы - и звук сиплый, тусклый, и интонация не всегда в точку, и дышать заметно тяжело...

Во-вторых, отдать партию Азучены, пусть и весьма заслуженной, но все-таки камерной певице - значит смазать акценты. Ведь создание «Трубадура» Верди было одной из важных вех в развитии драматических меццо-сопрановых партий как самостоятельной категории.

Исполнительница партии Леоноры Елена Евсеева предложила, хотя и довольно безликую, а местами и откровенно пренебрегающую требуемыми по стилю вокальными подходами, но все-таки всецело оперную трактовку. К плюсам ее исполнения можно также отнести весьма стабильную и хорошо управляемую динамику: форте было действительно форте, а пиано – вполне отчетливое, слышное, но именно пиано, что для зала с не оперной акустикой крайне ценно. Иногда, впрочем, техника певицы оставляла желать лучшего. На технически мелких «изгибах» мелодии, когда, например, идет движение шестнадцатыми вниз, у нее бывали незначительные «пропуски-дыры», неаккуратности, производящие впечатление размазанности. Впрочем, все это критика по большому счету. В целом, эту роль можно занести в относительный актив исполнения.

Теперь о более приятном. Самое лучшее в данной постановке – безусловно, хоровые номера. Конечно, «Трубадур» - далеко не самая богатая сложным хоровым материалом опера, но он присутствует в достаточном количестве, чтобы продемонстрировать все возможности хора Полянского. Собственно, по замыслу организаторов, эта опера – первая в серии концертных исполнений Верди капеллой на данной площадке ММДМ, поэтому у меломанов в этом сезоне еще будет возможность оценить оперные хоровые номера в версии именно хоровых исполнителей.

Безусловная удача - выступление Андрея Батуркина (ди Луна), воплотившего образ харизматичного воина, вопреки сюжету, воспринимаемого как заслуженный победитель. Безупречная вокальная составляющая и мощная артистическая энергетика позволили ему чувствовать себя в этой хрестоматийной партии очень свободно, без всякого напряжения. Надо отдать должное, и в ансамблях Батуркин постарался сделать все, чтобы рационально поддержать и где надо прикрыть, но не «забить» более слабых в вокальном отношении партнеров, а не блистать на их фоне, самоутверждаясь за счет их недотяжек.

В целом, соскучившийся по знойным оперным страстям зритель принял исполнение оперы весьма радушно: будем считать это авансом будущим постановкам. Оркестру пожелаем быть поаккуратнее, дирижеру - стать более внимательным к солистам, солистам, пожалуй, адекватной оценки собственных сил, а хору - оставить все как есть и так держать.

На фото:
Московский Международный Дом Музыки

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ