Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Опера-монолог о неординарной женщине восемнадцатого столетия

Знаменитая финская сопрано Карита Маттила спела в премьере оперы своей соотечественницы Кайи Саариахо (Kaija Saariaho) «Эмилия». Премьера прошла в Лионской опере. Это опера-монолог любовницы Вольтера, неординарной женщины XYIII столетия, увлеченно и глубоко занимавшейся научными исследованиями – в то время занятиями чисто мужскими. Она умерла при родах ребенка.

«Эмилия была совершенно необычной для той эпохи личностью, - говорит композитор. - Она, кажется, вовсе не имела друзей среди женщин и всегда переодевалась в мужское платье, направляясь на ученые симпозиумы».

По её словам, сочиняя музыкальную моно-драму, она сильно рисковалa, поскольку аудитория не привыкла к такому формату. И композитор, и директор театра Серж Дорни согласны, что залогом успешной премьеры стала исполнительница единственной партии. Как отметил Дорни, «мы рисковали, но риск был заранее просчитан, поскольку у нас такая потрясающая певица».

Добавим, что композитор сочиняла свое произведение специально для Кариты.

В Вашингтоне звучит музыка Чайковского, Бородина, Мусоргского

В последний уикэнд февраля оперная труппа Мариинского театра начала гастроли в Вашингтоне концертным исполнением «Евгения Онегина» и «Бориса Годунова» в Центре им. Кеннеди.

Как отмечают обозреватели, несмотря на отсутствие признанных мировых звезд, музыканты порадовали своим искусством. Американским любителям оперы представилась не частая ныне возможность оценить работу традиционного, своего рода «семейного» театра с постоянным составом солистов.

В «Онегине» выступили Алексей Марков (Онегин) – «крепкий баритон с выразительной фразировкой», Ирина Матаева (Татьяна) – «несколько режущие верха, но в остальном приятный голос с экспрессивными оттенками», Сергей Семишкур (Ленский) – «подвижный голос, полный страсти и огня», Михаил Петренко (Гремин) – «бархатный, теплый бас». «Богатый красками вокал» продемонстрировали также Екатерина Семенчук (Ольга), Андрей Попов (Трике), Светлана Волкова (Ларина), Елена Витман (няня).

На следующий день, в воскресенье, заполненному залу Центра им. Кеннеди был представлен «Борис Годунов». За дирижерский пульт вместо Валерия Гергиева, отбывшего в Ванкувер на закрытие Олимпиады, встал Павел Смелков, привлекший внимание «уверенным и эмоциональным управлением, а также своей пышной шевелюрой». Исполненная на одном дыхании, близкая к оригинальной партитуре опера произвела на критиков сильное впечатление «своей мощью и размахом». Газета «Балтимор Сан» выделяет двух певцов – Евгения Никитина (Борис), у которого «недостаточные глубина, закругленность голоса компенсировались выразительной интерпретацией, особенно изумившей в сценах галлюцинаций и смерти», и Михаил Петренко (Пимен), «как и накануне, впечатливший своим пением».

В Лондоне впервые исполнены фрагменты неоконченной оперы Шостаковича

Наверно, только исследователи и самые горячие почитатели творчества Д.Д.Шостаковича помнят, что композитор начинал, но не закончил работу над оперой по повести Гоголя «Игроки». Считается, что разгромная официозная критика оперы «Леди Макбет Мценского уезда» роковым образом повлияла на судьбу этого незавершенного творения. Другая версия – желание композитора переложить на музыкальный язык каждое слово произведения Гоголя обернулось бы по завершении чудовищно длинной, многочасовой, неподъемной для восприятия оперой.

На днях в лондонском Королевском фестивальном зале прозвучали сохранившиеся фрагменты. Оркестром дирижировал Владимир Юровский, и отменно, отмечают лондонские критики. По словам обозревателя газеты «Гардиан», музыка Шостаковича временами напоминала нечто вроде «пульсирующего, с мощным драйвом, аккомпанемента, а моментами – симфонический калейдоскоп с множеством соперничающих за внимание к себе линий».

Сольные партии исполняли русские певцы, среди которых выделялся Сергей Лейферкус. Но он и его партнеры, пишет «Гардиан», похоже, «мало обращали внимания на оркестр и дирижера».

Ильдар Абдразаков спел Аттилу в Мете

Представленный в последнюю неделю февраля в «Метрополитен-опере» вердиевский «Аттила» примечателен как минимум с двух точек зрения - звездным составом, который возглавил наш Абдразаков, и запоздалым дебютом на этой сцене 68-летнего дирижера Риккардо Мути.

Критики отмечают «свирепое, как и подобает главному герою, но вместе с тем плавное, внимательное к деталям» пение российского баса. Его партнерами в этот февральский вечер были Виолета Урмана, Рамон Варгас и Сэмюэл Рэми, некогда блиставший в заглавной партии, а ныне с не меньшим блеском выступивший в небольшой партии Папы Римского.

Наибольшее внимание пресса уделила Р. Мути, впервые, как пишут американские обозреватели, вставшему за дирижерского пульт в этом театре.

Что же касается режиссуры Пьера Ауди, то она, как отмечает агентство АП, была минимальна. Спектакль больше походил на концертное исполнение. Зрители с прохладой встретили группу постановщиков, но от души наградили аплодисментами дирижера и исполнителей.

Театры – на стороне Доминго

В январе, когда Доминго дирижировал в «Мете» оперой «Стиффелио» и пел в спектакле «Симон Бокканегра», некоторые американские издания высказали сомнения в способности 69-летнего певца успешно совмещать артистическую карьеру и руководство двумя именитыми труппами. При этом ссылались на серьезные финансовые проблемы, с которыми столкнулись оба театра.

Однако, по словам председателя Совета попечителей Вашингтонской национальной оперы Джейн Липтон Кэфритз, «было бы несправедливо проблемы, связанные с кризисом, валить на Пласидо» («Los Angeles Times»). А председатель правления Оперы Лос-Анжелеса Марк Стерн высказался еще определеннее: «Невероятная ценность Доминго для труппы заключается в его способности находить спонсоров и привлекать самые лучшие исполнительские силы, используя для этого обширные связи и множество друзей, одно его имя является мировым брендом». Стерн также напомнил, что Пласидо и его жена Марта внесли более одного миллиона долларов из собственных средств в фонд поддержки Оперы Лос-Анжелеса.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ