Редакция получила очередной материал от нашего корреспондента Яна Коваленского. На этот раз он побывал в Париже на «Вертере» в Опера-Бастий. В отличие от других наших корреспондентов, автор как всегда пишет весьма восторжено и высокопарно, можно даже сказать, что в этом его фирменный стиль. Коваленский меломан с большим стажем и имеет огромный слушательский опыт. Тем лучше! Ведь, чем больше эмоционального разнообразия в наших статьях, тем интереснее и шире эстетическая палитра журнала в целом. А уж судить, насколько прав или неправ автор – дело наших читателей. Возможно, кто-то из них побывал на этом спектакле или читал другие рецензии в иностранной прессе.
В январе – феврале 2010 года на одной из сцен парижской оперы – в Бастий – была дана опера Ж.Массне "Вертер". Отличительной особенностью этой постановки было участие в ней знаменитого немецкого тенора Йонаса Кауфмана.
Планируя свою поездку, автор этой статьи заранее пытался заказать через интернет билеты на различные спектакли парижской оперы. А это для российского пользователя оказалось ох как не просто, а иногда – просто невозможно. После недельных неудачных попыток пришлось попросить английских родственников купить мне билет на «Вертера», и по условиям «безумного» интернет-сайта театра, билет ушел в Англию (оставить его в самом театре оказалось невозможно!), а затем был послан ко мне в Париж.
Итак, я – счастливый обладатель билета – вхожу в здание оперы Бастий. Это огромное многоярусное металлическое прозрачное сооружение с большим фойе. Попав внутрь и, ожидая пуска на ярусы, я был оглушен криками зазывал: «Программа!» Зазывал много, и они вопят каждые 1-2 минуты. Это похоже не на фойе парижской оперы, а напоминает восточный базар. Услышать человеческую речь или спросить что-то невозможно из-за их рёва. Вход в зал за 10-12 минут до начала спектакля. Но вся суматоха, наконец, закончилась, и занавес поднят.
Эта постановка была осуществлена ещё в лондонском театре Covent Garden в 2004 (режиссёр Бенуа Жако), и сейчас была перенесена в Париж. Дирижировал спектаклем Мишель Плассон. Это замечательный музыкант, не раз бывавший в России. Оркестр звучал просто великолепно – звук был гибким, широким и ярким. Очень красивое пиано и никакой форсировки звучания. Сама постановка достаточно лаконичная, можно сказать уж очень обыденная, никаких красивых «видов», но много света и сценическое пространство ничем не загромождено. В этих условиях все персонажи спектакля свободно передвигались по сцене. Шарлотту пела Софи Кох, а героя – Вертера исполнил Йонас Кауфман. У Софи Кох когда-то было меццо-сопрано, но сейчас это вполне заурядное сопрано, малоинтересный звук и, конечно, жаль, что героиня оказалась не на должном вокальном уровне. Сказать, что Кауфман пел восхитительно, это, значит, ничего не сказать. У певца уже широкое международное признание, он пел во многих оперных столицах, но эта партия просто шедевр и вокальный, и сценический! Потрясающая внешность (в романе Гёте герой очень юн), и на сцене - настоящий молодой романтический герой, в которого нельзя не влюбиться, а Шарлотта – простая мещанка, которая не смогла понять и оценить своего возлюбленного. Это было ярко и эмоционально сделано. Пение Кауфмана завораживает: красивого тембра тенор звучит ровно и наполнено во всех регистрах, никаких трудностей при звукоизвлечении. Артикуляция бесподобная, все слова ясны и слышны! Сценическое поведение героя весьма деликатное, он очень нежно и по-настоящему глубоко любит Шарлотту. В сценическом рисунке Кауфмана были такие стилистические тонкости, которые делают честь ему, как прекрасному драматическому актёру. Ария из третьего действия – "О не буди меня дыхание весны" была исполнена так, что, казалось, дыхание у слушателей от восторга может остановиться. Какое-то наваждение! Прощайте любимые тенора – Паваротти, Доминго, Викерс и др.! Вы в самые лучшие ваши годы так не могли спеть! Финальные сцены спектакля были поставлены очень интересно. Герой лежал в позе Христа, снятого с креста, и всё это напоминало картины великих итальянских художников Возрождения. Комната Вертера находилась в глубине сцены, и очень-очень медленно двигалась к зрителям, и к финалу спектакля оказывалась почти на авансцене. Это было сделано очень интересно. Всё поведение героев было режиссёрски тщательно продумано и исполнено. Я думаю, что если бы наш великий реформатор театра увидел эту сцену, он, возможно, впервые бы воскликнул: "Верю!". Нужно сказать, что финальные сцены С.Кох сумела исполнить хорошо, и её дуэт с Кауфманом можно оценить на пять (по пятибалльной шкале). Но, вновь повторю, Й. Кауфман – это чудо! Он пел мецца-воче, но как! Мне кажется, что никто в мире сейчас так спеть не сможет. К концу спектакля публика была доведена до полного экстаза. Многие рыдали. Рядом со мной сидящая молодая и холодно держащаяся пара, обнявшись, плакала навзрыд. А как не плакать, когда молодой красивый парень умирает от любви! Партию Альберта, мужа Шарлотты, пел Людовик Тезье – прекрасный баритон, и по замыслу постановщика он был холоден и надменен. С.Кох свою знаменитую сцену с письмами Вертера исполнила неплохо, но всё же на «четвёрку» – не хватало и голоса, и эмоций. А Кауфман весь спектакль, как говорится, был «в образе». Многие возмущались позицией администрации оперы, которая не дала ему в партнёрши певицу более достойного ранга. Спектакль бы выиграл от этого. Впрочем, руководство Парижской оперы известно своей скупостью и презрением к зрителям! Это наглядно видно хотя бы по тому, о чем я рассказывал в начале - интернет-сайт театра сложен, часто недоступен и, как ни странно, препятствует покупке билетов!
На фото:
Опера-Бастий