Опера Жюля Массне «Вертер» на сцене парижской оперы

Опера Жюля Массне «Вертер» на сцене парижской оперы
Оперный обозреватель

Редакция получила очередной материал от нашего корреспондента Яна Коваленского. На этот раз он побывал в Париже на «Вертере» в Опера-Бастий. В отличие от других наших корреспондентов, автор как всегда пишет весьма восторжено и высокопарно, можно даже сказать, что в этом его фирменный стиль. Коваленский меломан с большим стажем и имеет огромный слушательский опыт. Тем лучше! Ведь, чем больше эмоционального разнообразия в наших статьях, тем интереснее и шире эстетическая палитра журнала в целом. А уж судить, насколько прав или неправ автор – дело наших читателей. Возможно, кто-то из них побывал на этом спектакле или читал другие рецензии в иностранной прессе.

В январе – феврале 2010 года на одной из сцен парижской оперы – в Бастий – была дана опера Ж.Массне "Вертер". Отличительной особенностью этой постановки было участие в ней знаменитого немецкого тенора Йонаса Кауфмана.

Планируя свою поездку, автор этой статьи заранее пытался заказать через интернет билеты на различные спектакли парижской оперы. А это для российского пользователя оказалось ох как не просто, а иногда – просто невозможно. После недельных неудачных попыток пришлось попросить английских родственников купить мне билет на «Вертера», и по условиям «безумного» интернет-сайта театра, билет ушел в Англию (оставить его в самом театре оказалось невозможно!), а затем был послан ко мне в Париж.

Итак, я – счастливый обладатель билета – вхожу в здание оперы Бастий. Это огромное многоярусное металлическое прозрачное сооружение с большим фойе. Попав внутрь и, ожидая пуска на ярусы, я был оглушен криками зазывал: «Программа!» Зазывал много, и они вопят каждые 1-2 минуты. Это похоже не на фойе парижской оперы, а напоминает восточный базар. Услышать человеческую речь или спросить что-то невозможно из-за их рёва. Вход в зал за 10-12 минут до начала спектакля. Но вся суматоха, наконец, закончилась, и занавес поднят.

Эта постановка была осуществлена ещё в лондонском театре Covent Garden в 2004 (режиссёр Бенуа Жако), и сейчас была перенесена в Париж. Дирижировал спектаклем Мишель Плассон. Это замечательный музыкант, не раз бывавший в России. Оркестр звучал просто великолепно – звук был гибким, широким и ярким. Очень красивое пиано и никакой форсировки звучания. Сама постановка достаточно лаконичная, можно сказать уж очень обыденная, никаких красивых «видов», но много света и сценическое пространство ничем не загромождено. В этих условиях все персонажи спектакля свободно передвигались по сцене. Шарлотту пела Софи Кох, а героя – Вертера исполнил Йонас Кауфман. У Софи Кох когда-то было меццо-сопрано, но сейчас это вполне заурядное сопрано, малоинтересный звук и, конечно, жаль, что героиня оказалась не на должном вокальном уровне. Сказать, что Кауфман пел восхитительно, это, значит, ничего не сказать. У певца уже широкое международное признание, он пел во многих оперных столицах, но эта партия просто шедевр и вокальный, и сценический! Потрясающая внешность (в романе Гёте герой очень юн), и на сцене - настоящий молодой романтический герой, в которого нельзя не влюбиться, а Шарлотта – простая мещанка, которая не смогла понять и оценить своего возлюбленного. Это было ярко и эмоционально сделано. Пение Кауфмана завораживает: красивого тембра тенор звучит ровно и наполнено во всех регистрах, никаких трудностей при звукоизвлечении. Артикуляция бесподобная, все слова ясны и слышны! Сценическое поведение героя весьма деликатное, он очень нежно и по-настоящему глубоко любит Шарлотту. В сценическом рисунке Кауфмана были такие стилистические тонкости, которые делают честь ему, как прекрасному драматическому актёру. Ария из третьего действия – "О не буди меня дыхание весны" была исполнена так, что, казалось, дыхание у слушателей от восторга может остановиться. Какое-то наваждение! Прощайте любимые тенора – Паваротти, Доминго, Викерс и др.! Вы в самые лучшие ваши годы так не могли спеть! Финальные сцены спектакля были поставлены очень интересно. Герой лежал в позе Христа, снятого с креста, и всё это напоминало картины великих итальянских художников Возрождения. Комната Вертера находилась в глубине сцены, и очень-очень медленно двигалась к зрителям, и к финалу спектакля оказывалась почти на авансцене. Это было сделано очень интересно. Всё поведение героев было режиссёрски тщательно продумано и исполнено. Я думаю, что если бы наш великий реформатор театра увидел эту сцену, он, возможно, впервые бы воскликнул: "Верю!". Нужно сказать, что финальные сцены С.Кох сумела исполнить хорошо, и её дуэт с Кауфманом можно оценить на пять (по пятибалльной шкале). Но, вновь повторю, Й. Кауфман – это чудо! Он пел мецца-воче, но как! Мне кажется, что никто в мире сейчас так спеть не сможет. К концу спектакля публика была доведена до полного экстаза. Многие рыдали. Рядом со мной сидящая молодая и холодно держащаяся пара, обнявшись, плакала навзрыд. А как не плакать, когда молодой красивый парень умирает от любви! Партию Альберта, мужа Шарлотты, пел Людовик Тезье – прекрасный баритон, и по замыслу постановщика он был холоден и надменен. С.Кох свою знаменитую сцену с письмами Вертера исполнила неплохо, но всё же на «четвёрку» – не хватало и голоса, и эмоций. А Кауфман весь спектакль, как говорится, был «в образе». Многие возмущались позицией администрации оперы, которая не дала ему в партнёрши певицу более достойного ранга. Спектакль бы выиграл от этого. Впрочем, руководство Парижской оперы известно своей скупостью и презрением к зрителям! Это наглядно видно хотя бы по тому, о чем я рассказывал в начале - интернет-сайт театра сложен, часто недоступен и, как ни странно, препятствует покупке билетов!

На фото:
Опера-Бастий

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ