Дюссельдорфский Риголетто: дубль два

Дюссельдорфский Риголетто: дубль два
Оперный обозреватель

5 марта 2010 года состоялась премьера оперы Дж. Верди «Риголетто» в постановке молодого немецко-французского режиссера Давида Херманна на сцене Немецкой оперы на Рейне в Дюссельдорфе. Это вторая попытка поставить в нынешнем сезоне эту знаменитую оперу на сцене театра: в октябре прошлого года интендант Немецкой оперы на Рейне отменил за несколько дней до премьеры сценическую постановку, и выпустил концертную версию оперы, о чем подробно писал наш журнал.

За исключением нескольких свободных мест на галерке, зал был заполнен до отказа. Начало слегка задерживали. Свет погас, и зазвучала замечательная музыка Верди.

1/2

Конечно же и эта постановка была без исторических декораций или костюмов. В одежде певцов преобладала черно-белая цветовая гамма. Лейтмотивом через весь спектакль проходила тема «манекенов». Если в первом акте их изображали люди, то в последнем акте на сцене стояло более пятидесяти настоящих манекенов. Андрей Дунаев в партии Герцога по задумке режиссера подавляет придворных, сгибая и разгибая людей-манекенов, заставляя их стоять по стойке смирно. Мы попадаем в мужской мир, где женщине отведена роль подчиняться. Даже сам композитор не написал в этой опере партию для женского хора, подчеркивая тем самым, что женщина здесь рассматривается, как объект, не достойный даже пения.

Придворный шут Риголетто (Борис Стаценко) при первом появлении связан путами. Сначала он в роли жертвы, ведь судьба его обделила красотой, жена умерла, и лишь одна радость в жизни - дочь. Однако после сцены проклятия он снимает с себя путы, тем самым выходя из этой роли. Режиссер Давид Херманн попытался подчеркнуть в характере Риголетто не только жалостные, но и деспотичные и жесткие нотки. Сцена, где Риголетто посещает свою дочь Джильду, выполнена вполне однозначно. Придворный шут держит свою любимую дочь в подвале дома, где она сидит на матрасе на полу, накрытая одеялом. Все это напоминает недавние события прошедших лет, когда все средства массовой информации наперебой рассказывали о случае, когда отец много лет держал в заточении дочь в подвале своего дома.

Вообще в постановке Херманна очень много намеков и ассоциаций, то Джильда (Олеся Головнева) сажает в землю в своем подвале цветы, эта «клумба» скорее напоминает маленькую могилу. То Герцог повязывает Маддалене пояс, снятый с Джильды. То Риоголетто отделен от придворных полупрозрачным занавесом, на фоне которого мы видим ладони, да и наконец манекены, которые заполонили все сценическое пространство.

Однако были моменты в режиссуре, которые скорее мешали певцам, чем помогали. Так, например, Андрей Дунаев (Герцог) вынужден был петь свою знаменитую арию на подиуме, «парящим» на высоте нескольких метров над сценой, и раскачивающимся вперед и назад. Несмотря на то, что Дунаев прекрасно справился с этой арией, было заметно, что он все-таки был напряжен, «балансируя» в воздухе. Сидя в зрительном зале, публика невольно концентрировалась на «спецэффекте», а не на арии Герцога. Впрочем, это был, пожалуй, единственный момент, который совсем не понравился в постановке.

В остальном режиссура Херманна и его команды произвели довольно ровное впечатление. Постановка выигрывает прежде всего за счет великолепных солистов. В трех главных партиях оперы задействованы певцы из России.

Баритон Борис Стаценко уже покорил сердца публики в партии Риголетто в концертной версии оперы в октябре прошлого года, и сейчас благодарные зрители ревели от восторга и кричала «браво», когда он вышел на финальный поклон. Стаценко обладает объемным, драматическим тембром голоса. Он проживает свою роль от едкого шута, до обезумевшего от желания отомстить за свою дочь отца, на одном дыхании. Если в начале в его голосе слышны нотки насмешки, то в сцене, где он умоляет вернуть ему дочь, он сумел добиться нежности и жалости в голосе. Ко всему этому у него прекрасная дикция и интонация, что немаловажно для любого певца.

Наш второй соотечественник Андрей Дунаев, блистал в этот вечер в партии Герцога. Он справляется с этой знаменитой и весьма непростой партией с невероятной легкостью, в голосе нет никакого форсирования, напряжения. Дунаев играет эдакого «мачо», способного обольстить любую женщину. Лишь на мгновенье он готов измениться и полюбить Джильду, но и эта страсть недолговечна. Уже в сцене с Маддаленой, одетый как итальянский мафиози в белом плаще, очках и шляпе, он играет холоднокровного мужчину, планомерно соблазняющего женщину, при этом проповедуя о том, что «сердце красавиц склонно к измене...»

Молодая певица из Санкт-Петербурга Олеся Головнева, с этого сезона солистка Немецкой оперы на Рейне, в партии Джильды прекрасно справилась со своей ролью. Ее светлый, порой хрустальный голос, был наполнен нежностью и любовью. Помимо своих великолепных вокальный данных, она показала незаурядное актерское мастерство, сыграв на сцене наивную, влюбленную молодую девушку, ставшею пешкой в жестоких мужских играх.

Большая проблема этой премьеры - это игра Дюссельдорфского симфонического оркестра под управлением Йоханнеса Дебюса: он играл громко, мешая певцам. По качеству этот оркестр сильно уступал оркестру Дуйсбурга. Надо напомнить, что дуйсбургские музыканты блистательно справились со своей задачей в концертной версии постановки в октябре прошлого года под управлением того же Йоханнеса Дебюса.

В целом можно посоветовать посетить эту постановку всей семьей, поскольку в ней отсутствуют сцены насилия и оголенные тела, которые так часто используются современными режиссерами. Ближайшие спектакли в марте, апреле и мае.

Дюссельдорф

На фото:
сцена из спектакля
Борис Стаценко в роли Риголетто

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Борис Стаценко

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ