Soprano corto Анна Катерина Антоначчи, или Запоздалый визит итальянского меццо-сопрано

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Несомненно, Анны Катерины Антоначчи явно не хватало в коллекции зарубежных оперных певцов, чьи имена в последние годы украшали московскую филармоническую афишу. Досадно, правда, лишь то обстоятельство, что российский визит примадонны весьма запоздал. То, что услышала публика, пришедшая 20 марта в Концертный зал имени Чайковского, назвать откровением было, конечно же, нельзя, однако живая встреча с певицей оказалась отнюдь небезынтересной. Голос Антоначчи трудно поддается привычной классификации, однако в то же время провозглашать его художественную уникальность было бы чрезмерным. Репертуарные предпочтения певицы на протяжении ее карьеры сбивают с толку: сопрано или меццо-сопрано? В отношении ее ловкие итальянцы даже придумали специальное название «soprano corto» («короткое сопрано»), однако это определение носит, скорее, не терминологический, а «объясняющий», декларирующий характер.

На концерте в Москве единственным сопрановым номером стали речитатив и ария Фьордилиджи из первого действия «Cosi fan tutte» Моцарта. Всё остальное было вотчиной меццо-сопранового репертуара: ария Секста из первого действия «Милосердия Тита» Моцарта (когда-то во времена композитора эта партия предназначалась кастрату-сопрано), романс Маргариты из IV части «Осуждения Фауста» Берлиоза, сцена «Письма» и ария «Слезы» из «Вертера» Массне, ария Эболи («Песня о фате») из второго действия оперы «Дон Карлос» Верди, сегидилья и цыганская песня из «Кармен» Бизе. Слушая певицу в сопрановом репертуаре, казалось, что по тембральной окраске и насыщенности это, скорее, меццо-сопрано. Слушая певицу, в репертуаре меццо-сопрано, невозможно было отделаться от ощущения, что она «не добирает» ни по силе вокального посыла, ни по накалу драматических страстей. Так кто же это soprano corto? И на чем основано его стремительное восхождение на мировой музыкальный Олимп?

Анна Катерина Антоначчи – выпускница знаменитой Болонской консерватории. После непродолжительного периода работы в хоре Teatro Comunale di Bologna и ряда партий компримарио (две их них запечатлены даже на видео: Кейт Пинкертон в постановке «Ла Скала» и Дама в фильме-опере Клода Д’Анна «Макбет») в конце 80-х годов прошлого века она ворвалась в большой оперный мир победой на трех престижных международных состязаниях – конкурсе Верди в Буссето, конкурсе Паваротти в Филадельфии и конкурсе Марии Каллас. Последний сыграл особо важную роль в ее карьере, так как транслировался по всей Италии: тогда она триумфально спела финальную сцену Имоджене из «Пирата» Беллини и рондо Елены из «Девы озера» Россини. 80-е годы, особенно в Италии, были годами небывалого ренессанса бельканто, и в особенности, периодом повышенного интереса к забытому серьезному репертуару Россини. Проблема найти исполнительницу на роли Кольбран была особенно актуальной. К тому моменту, когда Россини стал сочинять партии для Кольбран, она потеряла часть своего верхнего диапазона и была, выражаясь сегодняшним языком, высоким меццо-сопрано. В свою очередь, нынешним сопрано, берущимся за эти роли, необходима вокальная глубина и драматизм, особенно в среднем и нижнем регистрах. Сама же природа голоса Антоначчи словно и предназначена для этого. На протяжении ряда лет она негласно монополизировала серьезный россиниевский репертуар в Италии (в отдельных случаях – и за ее пределами), осуществив цепочку впечатляющих оперных дебютов. Среди них – «Торвальдо и Дорлиска» (Савона, 1988), Эльчия в «Моисее в Египте» (Рим, 1988; Лондон, 1994), «Зельмира» (Рим, 1989), Анаида в «Моисее» (Болонья, 1991), «Семирамида» (Катания, 1991), «Елизавета, Королева Англии» (Неаполь, 1991), Елена в «Деве озера» (Амстердам, 1992). Наконец, следует отдельно назвать ее коронную россиниевскую партию – Гермиону в одноименной опере (Рим, 1991; Глайндборнский фестиваль, 1995: спектакль запечатлен на DVD).

Великолепная драматическая актриса (и это у нее не отнять!), Анна Катерина Антоначчи владеет обширнейшим репертуаром сопрано и меццо-сопрано, в котором помимо Россини есть и Беллини, и достаточно обширный пласт опер Доницетти, в том числе и раритетных. В нем совсем немного Верди, но зато на почетном месте Монтеверди и Моцарт, Глюк и Гендель, Спонтини и Керубини, Берлиоз, Бизе и Массне. Кроме «Гермионы» Россини в видеодискографии певицы – «Дон Жуан» Моцарта из Венской оперы (Донна Эльвира), «Медея» Керубини из Королевского театра Турина, «Роделинда» Генделя с Глайндборнского фестиваля, «Троянцы» Берлиоза из парижского «Шатле» (Кассандра), «Мария Стюарт» Доницетти из миланского «Ла Скала» (Елизавета), «Кармен» из лондонского «Ковент-Гарден» (главная партия).

Увы, драматическая сторона образа, создаваемого певицей, зачастую существенно превалирует над собственно технической. Это со всей очевидностью продемонстрировал нынешний московский концерт. Техника без образа – ничто, но и образ без техники, стилистической культуры, полновесности диапазона и голосовой подвижности непременно начинает «пробуксовывать». Ах, если бы только мы могли услышать Антоначчи «вживую» в Москве лет пятнадцать назад – Антоначчи периода глайндборнской «Гермионы»! Но выбирать не приходится – слушаем Антоначчи образца 2010 года: восемь заявленных в программе и оглашенных выше арий, ни одного биса, зато четыре продолжительных фрагмента инструментальной оперной музыки (увертюры к «Милосердию Тита» Моцарта, «Сицилийской вечерне» Верди, оркестровая сюита из оперы «Кармен» Бизе и «Римский карнавал» Берлиоза). Заметим, певице выпало нелегкое испытание петь под оркестр «Новая Россия», с безудержной громкостью которого совладать на этот раз не смог молодой греческий дирижер Георгий Петру. Музыкант специализируется на барочном, классическом и романтическом репертуаре, уделяя особое внимание аутентичному исполнению сочинений XVIII и XIX веков. В его творческом арсенале – записи опер Генделя «Орест», «Ариадна на Крите», «Тамерлан» и «Юлий Цезарь». В нынешнем сезоне в Афинах дирижер осуществил музыкальное руководство оперой Глюка «Альцеста» с Анной Катериной Антоначчи, ораторией Генделя «Теодора» в концертном зале Megaron и оперой Доницетти «Эмилия, или Ливерпульский отшельник»…

…Итак, первый номер программы, ария Секста, сразу же показал, что подвижность голоса, точность интонационного посыла и умение «держать тесситуру» уже не те, что были пятнадцать-двадцать лет назад. Звуковая эмиссия явно разбалансирована, ходы «наверх» и открытые forte агрессивны чуть больше меры. Однако в целом этот номер пока еще не давал возможности сделать окончательные выводы и разочароваться с самого начала. Зато ария Фьордилиджи заставила заключить, что в быстрых пассажах певческая техника уже не срабатывает: певица что-то практически «беззвучно» вокализирует, назвать пением это уже можно с большой натяжкой. Изящная ария превратилась в достаточно грубый черновой эрзац, напрочь лишенный музыкально-эстетического очарования. А ведь в свое время ее Фьордилиджи в CD-записи «Cosi fan tutte» с Густавом Куном считалась одной из наиболее впечатляющих и стилистически безупречных воплощений этой партии. Подобная ситуация, когда голос не мог угнаться за быстротой ритма, наблюдалась и в цыганской песне из «Кармен», построенной сначала на постепенном, а потом – на вихреобразном нарастании темпа. Пожалуй, самыми удачными интерпретациями за весь вечер оказались сегидилья из «Кармен», два фрагмента из «Вертера» и ария Маргариты из «Осуждения Фауста. Сегидилья превратилась в умеренно темпераментную, но абсолютно бесстрастную музыкальную фреску, зато всю мощь своего фирменного драматизма певица вложила в музыку Массне и особенно – Берлиоза. Ни то ни сё – просто аккуратную шаблонную вокализацию – на поверку представило из себя исполнение «Песни о фате» из оперы «Дон Карлос». «Тяжелый» меццо-сопрановый вердиевский репертуар явно чужд возможностям этого итальянского soprano corto – и, скорее всего, включение его певицей в концертную программу носит опытный, экспериментальный характер. Подведем не очень оптимистичные итоги: четыре в целом адекватно исполненных номера против четырех неудачных, из которых два всё же с формальной точки зрения еще как-то можно засчитать в позитив (Секст и Эболи). Скажем прямо, не густо! Но живая встреча с певицей расставила все точки над «i» относительно ее нынешней вокальной формы. Мы увидели, услышали, удивились и искренне разочаровались. Это всё же лучше, чем не видеть и не слышать вообще, а поэтому не удивляться и не разочаровываться. Пусть лучше вчерашние мировые звёзды будут приезжать в Россию слишком поздно (мы к этому уже привыкли), чем не будут приезжать никогда…

На фото:
Анна Катерина Антоначчи

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ