Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Ко Дню Победы

27 марта в Нижегородском театре оперы и балета прошла премьера новой театрализованной программы «Жди меня», приуроченной к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. Идею создания представления на основе любимых песен военных лет и популярных песен о войне, предложенную театром, воплотили известные деятели российской культуры: режиссёр-постановщик камерного музыкального театра имени Б. Покровского Ольга Иванова, режиссёр Александр Бутвиловский, композитор Кирилл Уманский. Концертную программу исполнили оркестр и солисты нижегородской оперы.

Мортье обещает «инновационный сезон» в мадридской опере

Жерар Мортье, заслуживший репутацию авангардиста в Парижской опере и на фестивале в Зальцбурге, а с недавнего времени директор Театро Реал, объявил о своих планах на сезон 2010-2011 гг. «Сезон будет инновационным и переходным», - торжественно заявил 66-летний бельгиец на пресс-конференции.

Сезон откроется 29 сентября оперой немецкого композитора Курта Вайля «Возвышение и падение города Махагони» и закроется произведением О. Мессиана «Святой Франциск Ассизский». Уже эти два названия позволяют предположить, что акцент будет сделан на операх 20-го столетия, но назвать их «инновационными» язык не поворачивается. Ключ, видимо, в режиссуре. Недаром Мортье подчеркнул на той же пресс-конференции, что одна из его задач – «открыть мир оперы новым слоям публики, а также показать, что модернизм не есть нечто шокирующее» (Агентство Франс пресс).

Австралия: рождение шедевра?

«Осенним» мартовским вечером в оперном театре Сиднея собрался весь цвет политики и культуры страны, чтобы ознакомится с оперой современного австралийского композитора Дина Бретта «Блаженство». За основу либретто взят и переработан одноименный роман Питера Кэри увидевший свет в 1981 году. В нем повествуется о руководителе рекламного агентства, личная жизнь которого похожа на ад - жена изменяет, сын торгует наркотиками, дочь торгует своим телом…

Опера, над которой композитор работал 9 лет, имела сенсационный и в то же время долгожданный успех. За последние несколько лет два директора Оперы Австралии подали в отставку под шквалом критики. Им в вину, в частности, вменялось отсутствие в репертуаре произведений соотечественников. И вот плотину прорвало!

«Эта опера стала важнейшей вехой в развитии современной музыкальной культуры Австралии». «Опера «Блаженство» представляет собой выдающееся произведение» (The Sydney Morning Herald). «Произведение заслуживает титула «самой великой в истории Австралии оперы» (звезда австралийской оперной сцены Питер Коулмэн-Райт).

Всеобщее восхищение во многом обусловлено сюжетом, взятым из современной жизни, и разговорным языком, понятном каждому австралийцу. Языком, кстати, местами не вполне цензурным. Не случайно официальный анонс Оперы Австралии предупреждает о «грубом языке, графических сценах сексуального характера и взрослых проблемах», которые не предназначаются для детей.

Оперу «Блаженство» покажут летом в Европе, в рамках международного фестиваля в Эдинбурге.

Пасхальный фестиваль в Зальцбурге – после коррупционного скандала

27 марта Берлинский филармонический оркестр под управлением сэра Саймона Рэттла исполнением «Гибели богов» Р. Вагнера открыл в Зальцбурге традиционный пасхальный фестиваль.

Особенность его в том, что это первое крупное музыкальное событие в Зальцбурге после шумных разоблачений прежнего руководства в коррупции, отставок и даже попытки самоубийства. Первый звонок прозвенел в декабре, когда исполнительный директор Зальцбургского фестиваля Михаэль Девитте был неожиданно смещен и покинул город. Вскоре за ним последовал технический директор Клаус Кречмер.

Прокуратура заявила, что оба подозреваются в «растрате и злоупотреблениях». В печати называлась сумма 800, 000 евро. Накануне объявления полицией о начале расследования Кречмер, похоже, попытался свести счеты с жизнью, спрыгнув с моста. Он остался жив, правда, будет доживать свой век в инвалидной коляске.

После столь душераздирающей драмы музыкальная жизнь в Зальцбурге, кажется, приходит в норму. Об этом свидетельствует содержательная 10-дневная программа пасхального фестиваля, в центре которой – концерты Берлинского филармонического. Но остаются проблемы финансового рода. Некоторые спонсоры в результате скандала пока воздерживаются от взносов. Задача нового исполнительного директора, господина Петера Альварда - убедить банковскую группу Фонтобель, концерн Ауди и других спонсоров возобновить поддержку фестиваля.

Подарок в 30 миллионов долларов театру Метрополитен

Метрополитен опера получила филантропический дар в размере 30 миллионов долларов. Это крупнейший спонсорский взнос за всю историю театра.

Спонсор – Энн Зифф, вдова издателя Вильяма Зиффа. Его мать, сопрано Хэрриет Хендерс (1904-1972), выступала на сцене Мета в конце тридцатых годов прошлого века (пела на этой сцене единственный раз в 1939 в партии Софи, неоднократно гастролировала в Европе, в частности, в Венской опере в 1935-36 гг. – прим. ред.).

Подарок пришелся кстати. Мет, как и многие другие музыкальные театры, переживает финансовые трудности и вынужден сводить бюджет с дефицитом.

Опера на пленэре

В городе Палм Спринг прошел 12-й по счету оперный фестиваль. Спектакли устраиваются на открытом воздухе, в городском парке, и для всех бесплатно. Если первый праздник оперного искусства привлек всего 700 зрителей, то в это раз послушать «Мадам Баттерфляй» собралось около пяти тысяч. Многие специально для этого приехали из разных концов штата Южная Калифорния.

Организатор – Оперная гильдия Палм Спринга. Президент гильдии Джордж Клаус главной задачей фестиваля и других программ, осуществляемых ежегодно этой организацией, считает пропаганду музыкального искусства, особенно среди молодежи. Многие приходят семьями, с детьми.

Гильдия приглашает молодых, начинающих, никому не известных певцов. Для них это часто первая ступенька в профессиональной карьере. И некоторые дебютанты уже поют в Мете, оперных театрах Лос-Анжелеса, Чикаго, европейских городов.

Доминго вернулся к своим обязанностям в Лос-Анжелесе

Завершив послеоперационный период выздоровления, Пласидо Доминго на прошлой неделе вернулся в Лос-Анжелес, возобновив обязанности руководителя оперного театра. И первое, что сделал – провел репетиции вагнеровского Кольца.

Доминго поделился с журналистами, что уже начал распеваться, понемногу, в камерной, домашней обстановке. Однако уже через две недели планирует включиться в полновесные репетиции оперы «Симон Бокканегра» в Ла Скала.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ