Нежный возраст

Нежный возраст
Оперный обозреватель

Первая декада апреля объявлена праздничной в Московском музыкальном театре «Геликон-опера», впрочем, как и весь месяц, неслучайно: 10 апреля исполнилось двадцать лет со дня основания театра. В этот день в далеком 1990 году, на излете советской эпохи, заявил о себе коллектив, все эти годы олицетворявший новаторство в российском оперном пространстве. Это касалось равно как репертуара, так и интерпретаций шедевров прошлого, прежде всего режиссерских прочтений.

Фестиваль стартовал в день смеха, 1 апреля – и в этом тоже есть доля символичности: в «Геликоне» не просто любят шутить, но буффонада и гротеск, розыгрыш всегда являлись сильной стороной коллектива, многие постановки комических опер принесли театру заслуженную славу.

Открывали фестиваль две небольшие оперы классиков 20 века – именно те спектакли, с которых когда-то начался «Геликон»: «Мавра» Игоря Стравинского и «Туда и обратно» Пауля Хиндемита. В свое время эти опусы задали сразу несколько стратегических линий в деятельности новой труппы.

Во-первых, это камерный формат. И хотя очень скоро «Геликон» пренебрег этой специализацией, начав ставить на крохотной сцене Центрального дома медиков все, что угодно, включая такие циклопические опусы как «Аида» или «Борис Годунов», камерный репертуар всегда присутствовал в рационе детища Дмитрия Бертмана. Для этих целей впоследствии было открыто так называемое Оперное кафе, где под вино / пиво / кофе, закуски зрителю предлагались милые театральные безделушки, среди которых попадались и шедевры жанра, такие, например, как «Служанка-госпожа» Дж. Б. Перголези.

Во-вторых, это ориентация на не звучавшее в России, на раритеты. Здесь «Геликон» весьма преуспел, показав впервые в России многие произведения западного репертуара, или же просто что-то, давно из текущего репертуара отечественных академических сцен выпавшее.

В-третьих, это работа с музыкой 20 века. Пожалуй, вряд ли кто-то поспорит с тем, что лучшие достижения театра связаны именно с этой музыкой, которая до сих пор проходит у нас по ведомству современной, а безусловные три бриллианта в репертуаре труппы – это «Средство Макропулоса» Л. Яначека, «Лулу» А. Берга и «Диалоги кармелиток» Ф. Пуленка.

Первый же «диптих» «Геликона» прозвучал «аутентично», в том смысле, что заняты в спектаклях были именно те артисты, что пели в них двадцать лет назад: это по-прежнему преуспевающие на сцене театра Наталья Загоринская, Вадим Заплечный и Сергей Яковлев, и давно ушедшие из труппы, но специально приглашенные по торжественному случаю Бертманом из-за границы Екатерина Мельникова и Светлана Куликова. Как сказал во вступительном слове отец-основатель театра «слава Богу, за двадцать лет мы не поругались»; от себя добавим, слава Богу, все живы-здоровы, поют, и «Геликон» может себе позволить выставить через два десятилетия тот же состав, который по-прежнему не без удовольствия можно слушать и смотреть. Правда, все-таки некоторые изменения наблюдались.

Переход Е. Мельниковой с меццо на сопрановые партии вполне убедителен в скетче Хиндемита, но в меццовой партии Матери Параши в «Мавре» артистка звучит бледновато. С. Яковлев, начинавший теноровую карьеру, но давно уже поющий баритоном, решил вновь примерить на себя старые одежды – слушать его гусара Василия было тяжеловато, ибо постоянно в голосе чувствовались напряжение и дискомфорт. Пожалуй, наиболее безупречной была Н. Загоринская (Параша) – впрочем, как и подобает признанной примадонне театра. Есть одна претензия почти ко всем певцам, певшим в этот вечер по-русски – не всегда четкая дикция.

Ну, а что же сами спектакли? Спустя два десятилетия, как ни странно, они не смотрятся обветшавшими. Чего здесь больше – яркого юного таланта Бертмана двадцатилетней давности, или праздничного драйва артистов по случаю юбилея – сказать сложно. В любом случае, публика с удовольствием следила за перипетиями сюжетов обеих миниатюр, за игрой любимых артистов. Что ж, открытие праздничного фестиваля в «Геликоне» удалось на славу. Весь юбилейный апрель театр будет представлять московской публике свои лучшие работы, завершив празднества тремя показами последней работы труппы – прокофьевских «Апельсинов».

На фото:
Московский музыкальный театр «Геликон-опера»

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ