Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Фестиваль в Новой Опере

К 170-летию П.И.Чайковского Новая Опера подготовила фестивальную программу (15 – 25 апреля).

Фестиваль открылся оперой «Евгений Онегин», а завершится концертным исполнением «Орлеанской девы». Кроме того, в программе премьера «Иоланты», концерт романсов Чайковского и большой гала-концерт.

Венская опера в сезоне 2010-2011

Венская государственная опера объявила репертуар следующего сезона. Заявлено много новых спектаклей. Среди них: «Кастор и Поллукс» Филиппа Рамо, «Ариадна на Наксосе» Р.Штрауса (постановщик Гарри Купфер), «Мнимая садовница» Моцарта, «Похищение Лукреции» Бриттена, «Роделинда» Генделя.

Несколько опер готовятся в содружестве с другими театрами. Сезон откроется 15 сентября ораторией-оперой Генделя «Семела» с Чечилией Бартоли (совместная постановка с Оперой Цюриха). В афише балет с пением «Семь смертных грехов» Курта Вайля (совместно с Театром на Елисейских Полях). Наконец, будет представлен спектакль Оперы Лос-Анжелеса «Почтальон» (композитор Даниэль Катанс), где партию Пабло Неруды споет сам Доминго.

Заслуживает внимания обращение Венской оперы к произведениям эпохи барокко, в частности, к операм Генделя. Причем любопытно, что для их исполнения будут приглашаться зарубежные оркестры, например, «Музыканты Лувра» (Le Musiciens du Louvre).

Не забыта и привычная классика: оперы Моцарта, «Катя Кабанова», «Лукреция Борджиа»…

Всего в программе сезона – 47 опер (280 представлений). Везет же венцам!

Почти 200 лет «Армида» шла к Мету. И вот, наконец, пришла!

«Армида» - редко исполняемая опера Россини. Это и понятно: виртуозная партия для колоратурного сопрано плюс 6 (шесть) высоких теноров в одном спектакле! Даже Мет с его финансовыми ресурсами и творческим традициями только сейчас, впервые в своей истории, представил публике одно из самых очаровательных произведений итальянского композитора. И то, видимо, полагаясь, прежде всего, на харизму и вокальные данные Рене Флеминг. К тому же ей знакома партия Армиды. Она ее пела в начале своей карьеры на фестивале в Пезаро.

Обозревателю агентства АП Майку Сильверману повезло: он слушал Рене в этой опере и тогда, 20 лет назад, и сейчас, на премьере в Мете. По его мнению, голос Флеминг уже не обладает прежней легкостью, блеском и гибкостью, и поэтому виртуозные арии, встречаемые ранее шквалом аплодисментов, «прошли мало замеченными». И, тем не менее, Рене «обедню не испортила» и вместе со своими партнерами и постановщиком Мэри Циммерман обеспечила спектаклю настоящий успех. Кто они – эти шесть теноров? Их не назовешь «Большой Шестеркой» – не самые известные миру певцы. Но пели, по свидетельству Сильвермана, превосходно. Одна из кульминаций спектакля – блестяще исполненное трио в третьем действии: Лоренс Броунли (Ринальдо), Коби Ван Ренсбург (Убальдо), Барри Бэнкс (Карло). Не уступают им по таланту и другие тенора: Джон Осборн (Гоффредо), Егише Манучарян (Эвстазио), Хосе Мануэль Запата (Джернандо).

Работу постановочной группы критики сочли вполне убедительной. Циммерман сделала безошибочный акцент на волшебно-сказочные эффекты, хотя местами с перебором. Не преминула и попользоваться столь близкими ее сердцу приемами самоиронии, известными по ее же недавней «Сомнамбуле». Так, например, артисты держали в руках листки бумаги с анонсами «Балет», «Конец». А большую арию о силе любви во втором действии Рене Флеминг пела, имея перед собой пюпитр с нотами.

«Турок в Италии» вернулся на сцену Ковент-Гардена

Премьера этой оперы прошла в Королевской опере в 2005 году. И вот спектакль вернулся в репертуар. С другими исполнителями. Местные критики однозначно расценили спектакль как «блестящее возрождение»: «яркий и свежий, отлично спетый, точно сыгранный, а главное – волнующий так, как может и должна волновать и радовать опера буфф» («Гардиан»).

Режиссеры Патрис Корье и Моше Лейзер перенесли действие в начало шестидесятых прошлого столетия, в эпоху и обстановку, знакомую нам по фильму «Сладкая жизнь». Гримеры и костюмеры постарались придать исполнительнице роли Фиориллы - сопрано из Польши Александре Курзак облик, напоминающий юную Джину Лоллобриджиду. Изящная, красивая, одетая в облегающее и смело открытое платьице молодая польская певица Александра, как уверяет один из журналистов, «наповал сразила всю мужскую часть зала». Ну, и пела отменно, особенно хорошо - труднейшую арию в конце спектакля. А, между прочим, когда-то в этой партии блистала сама М. Каллас, а в премьерном спектакле пять лет назад – Ч.Бартоли. Ее партнерами были: непревзойденный сегодня исполнитель итальянских комических опер Алессандро Корбелли (Джеронио), Ильдебрандо Д’Арканджело (Селим), Колин Ли (Нарчизо) и др.

Оркестр под управлением Маурицио Бенини невыразительно сыграл увертюру, но по ходу действия исправился и был хорош. В целом же спектакль, по мнению критиков, оставил сильное впечатление слаженностью ансамбля солистов, хора и музыкантов.

Джеймс Ливайн выбыл из строя до конца сезона

Метрополитан Опера объявила, что ее музыкальный директор Джеймс Ливайн из-за предстоящей операции на пояснице не сможет дирижировать операми Берга «Лулу» и «Тоской», то есть практически до конца текущего сезона. Еще ранее было заявлено, что он не сможет и руководить Бостонским филармоническим оркестром по той же причине.

В оперном театре его заменит Фабио Луизи, который уже стоял у пульта в спектаклях этого сезона «Гензель и Гретель», «Свадьба Фигаро», «Электра». Он дебютировал в Мете пять лет назад, в «Дон Карлосе». В настоящее время также возглавляет оркестр «Венская симфония».

Почему Слаткин отказался дирижировать «Травиатой»

Руководитель Детройтского филармонического оркестра Леонард Слаткин отказался дирижировать в Мете «Травиатой» после первых репетиций. Как объявили в администрации театра, «по своим личным соображениям». Представитель дирижера заявил прессе, что причиной отказа стало «несовпадение его художественного взгляда с идеями музыкантов и певцов». Среди последних, между прочим, Анжела Георгиу и Томас Хэмпсон.

Спекуляций по этому поводу в американских газетах хоть отбавляй. Но вот что говорит сам Слаткин. Первоначально он был приглашен в Мет на спектакль «Призраки Версаля», который, однако, из-за соображений экономии был заменен на старую постановку «Травиаты» (Дзеффирелли). «Поначалу я отказался, так как Верди не входит в мой репертуар, но затем дал согласие, так как счел важным для себя поработать с большими мастерами и у них поучиться. Я прочитал литературу о композиторе и опере. Прослушал несколько записей, что было полезно, но в то же время ввело меня в недоумение. Откуда эта традиция исполнения оперы и почему? Этот вопрос я часто задавал во время репетиций».

Разногласия между дирижером и оркестром проявились сразу. «Понимая, что Верди не мой конек, я, однако, решил этого не показывать. Я не говорил музыкантам, что, мол, я знаю, вы привыкли играть так, а я требую по-другому. Нет. Я просто говорил, что именно хочу от музыкантов и исполнителей, иногда разъяснял им свои требования».

Эти требования показались слишком радикальными и, в конце концов, Слаткин решил отказаться от спектакля. Традиции, привычки исполнения оперного шлягера одержали верх.

Оперный раритет на CD

За рубежом в продажу поступила CD запись полузабытой оперы композитора Мейербера «Крестоносец в Египте». Ее премьера состоялась в Венеции в 1824 году и имела большой успех. Но затем она сошла со сцен и практически неизвестна, разве что кроме специалистов по творчеству этого композитора. Для него это произведение имело переходный характер – музыка все еще под сильным влиянием Россини, но драматургия уже предвещает большую французскую оперу, в жанре которой он и прославился. Либретто рассказывает о вымышленных героях, действующих, однако, в конкретных исторических условиях крестовых походов, в эпоху столкновения двух цивилизаций, и в опере ни одна из конфликтующих сторон не обладает ни монополией на истину, ни правом на моральное превосходство.

Запись сделана с живого спектакля, впервые прозвучавшего в Венеции за последние 100 лет. Ведущая партия Армандо, первоначально предусмотренная для кастрата, исполняется контратенором (male soprano) Майклом Маниачи. Среди других исполнителей выделяются Патриция Чьофи в роли Пальмиды и Марко Винко в партии Аладино. Хор и оркестр Teatro la Fenice.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ