«Кармен» в стиле KOLOSSAL: на подмостках Арены

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Чтобы выдержать «Кармен» в постановке Франко Дзеффирелли в Арена ди Верона, необходимо запастись терпением: в мании имитировать реальность престарелый мастер создал очень громоздкие декорации, и перемена их занимает кучу времени. Во время длиннейших антрактов ничего не остается, как кружить вокруг Арены да предаваться поеданию мороженого…

На настоящий момент «Кармен» - самый «классический» дзеффиреллиевский спектакль в Арена ди Верона. С момента премьеры в 1995 году он появился на подмостках амфитеатра десять раз. Даже популярнейшая «Аида» меняла постановочную команду, а вот «Кармен» неизменно прокатывали в постановке флорентийского мастера.

Дзеффирелли не просто ставит гранидиозный спектакль. Стиль постановки говорит об одержимости грандиозностью: в свое время «Кармен» стоила в два раза больше обычной постановки. Режиссер-сценограф стремится создать на подмостках Арены не образ Севильи, но самую Севилью. Дымчато-серый город с великолепной архитектурой в окружении гор, где робко светятся окошки затерянных домов, город, полный жизни и движения. Но дело не только в предельно натуралистической декорации, которая не оставляет ни малейшего простора фантазии зрителя. Дзеффирелли населяет оперу немыслимым количеством персонажей: по сцене непрерывно снуют приличные господа, солдаты, монахи, бродячие циркачи, торговцы, дети. На первом плане разлеглись некие наблюдатели, на боковых авансценах танцуют: кто подсчитает количество статистов? Думал ли автор оперы, что его произведение, созданное для небольшой сцены Комической Оперы в Париже, станет мощным средством для борьбы с безработицей? Особенно сейчас, когда крики о ней не смолкают со страниц газет и с экранов телевизоров.... Что там лошади и ослики, в спектакли есть даже симпатичные дворняжки! (В скобках замечу: все это живые существа, а, следовательно, за ними ходит некто с совочком… Говорят, эта должность весьма хорошо оплачивается…).

Типичный спектакль в стиле kolossal, напоминающем о голливудских фильмах: в каждой точке сцены что-то происходит, танцы ни на миг не прекращаются, огромные массы передвигаются слева-направо и справа-налево, а солистов легче услышать, чем разглядеть. Правда, этот боевик отлично соответствует требованию героя Маяковского “сделайте нам красиво”.

Любопытно взглянуть на реакцию публики. Множество ртов открыто: люди искренне захвачены этой игрой “в настоящее”. Дзеффиреллиевская «Кармен» – идеальное средство для развлечения туристов. Но в ней остается слишком мало места для человеческой драмы.

В минувшем сезоне было принято решение «облегчить» спектакль. Это по-прежнему перенаселенное, чрезмерно детализированное зрелище, напоминающее рекламный проспект, но, освободив задние ступени от тяжелых деталей оформления, сузив пространство благодаря системе разрисованных полотен (которые отсылают к старинной итальянской театральной традиции), престарелый мастер уделил больше внимания персонажам и с большей фантазией и логикой «развел» массовые сцены, что пошло на пользу спектаклю.

Много, много артистов прошло через горнило дзеффиреллиевской постановки. В нынешнем возобновлении в главной роли занята молодая грузинская певица Анита Рачвелишвили, о которой громко вскричали газеты, когда в декабре минувшего года она появилась в провокационной постановке «Кармен» в театре «Ла Скала». С момента миланской премьеры она спела Кармен также в «Дойче Опер» в Берлине. И вот теперь – в Арена ди Верона. Двадцатишестилетняя певица может похвалиться превосходным вокалом: это действительно красивый, темновато окрашенный голос, отлично контролируемый, она владеет секретами тонкой фразировки. И роли Кармен соответствует: к Аните Рачвелишвили подходят разные эпитеты, кроме, пожалуй, «красивая»; певица очень крупна и, несмотря на молодой возраст, старообразна, но наделена большой чувственной энергией.

Рядом с Рачвелишвили Марсело Альварес – Дон Хозе. Аргентинский тенор, порядочно отяжелевший физически и подурневший (к огорчению поклонниц), предстал в неудачном, почти карикатурном гриме, зато пел прекрасно, продемонстрировав глубокое проникновение в изящное французское письмо Бизе, ни разу не поддавшись на преувеличения в веристском духе и доставив истинное наслаждение ушам звонкими верхними нотами и красивыми mezza voce.

Весьма неинтересным Эскамильо предстал Марк Досс, а Сильвия Делла Бенетта, которая заменила стоявшую в афише звезду Фьоренцу Чедолинс, была вполне убедительной в роли Микаэлы, хотя ее голос так и тянет назвать «голоском»: так он тонок и не лишен настораживающей вибрации в верхнем регистре.

Некогда «Кармен» в Арене была одним из коронных спектаклей Даниэля Орена. Он дирижировал оперой два года назад, слава Богу, поумерив преувеличенный пыл и шутовские ужимки на подиуме. Так что богатство оркестровых красок гармонично соседствовало у него с тонкостью деталей. Ныне за пультом Юлиан Коватчев, фигура гораздо более бледная. И бледно, невыразительно звучит у него блестящая и красочная партитура Бизе: фразировка самая приблизительная, о тонкости оттенков приходится только вздыхать, а о горячности и увлеченности просто не идет речи. Времена для оперы трудные, и даже на «Аиде» не было полного сбора. А вот на «Кармен» явилось четырнадцать тысяч человек: много, много еще любителей подобных архаичных постановок.

На фото (любезно предоставлено Арена ди Верона):
сцена из спектакля

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ