Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Мировая премьера оперы-антиутопии в Москве

Премьера оперы-антиутопии «Последний музыкант» состоялась на сцене зала имени Чайковского днем 8 января с. г. У композитора Ефрема Подгайца 12 опер, большинство из них пока только на бумаге. Одноактная опера «Последний музыкант» написана ещё в 92-м году. Почти 20 лет партитура опуса пролежала у композитора в столе. Мировая премьера оперы прошла на концертной сцене, но действие максимально театрализовано. Дирижер постановки Евгений Бушков. В исполнении участвует детский хор Камерного музыкального театра и ансамбль «Эйдос». Главный герой — ребёнок-скрипач, который живёт в 23 веке и пытается спасти мир будущего, исполняя старинную музыку. Литературная основа оперы «Последний музыкант» — рассказ датского писателя Нильса Нильсена.

Фантастическое будущее. Музыку пишут роботы. Партитуры Моцарта, Бетховена объявлены вне закона и сожжены. Любителей старинных сонат и симфоний отправляют в психиатрическую больницу и заставляют там слушать попсу. Чтобы создать этот фантастический мир, композитор соединил в опере фонограмму и живой звук. (По материалам агентства «Ореанда-Новости»)

Второй фестиваль опер Покровского

После ухода из жизни великого режиссера, почти сорок лет назад основавшего Камерный музыкальный театр, в нем полностью сменилось руководство. Театр возглавили ученики и соратники Покровского, поставившие целью возродить те творческие принципы, которые проповедовал и проводил в жизнь Мастер, и даже самый дух того театра-ансамбля, где все должны уметь всё. Соответственно, осознанной необходимостью стало не просто сохранить, но и тщательно отреставрировать спектакли Покровского, возродить лучшие из тех, что по каким-либо причинам выпали из афиши. Так родилась идея фестиваля спектаклей Мастера, ежегодно открывающегося в день его рождения. К первому фестивалю был восстановлен моцартовский «Дон Жуан» — в том виде, в каком его изначально поставил Покровский. В декабре осуществлена реконструкция «Похождений повесы» И.Стравинского — этот спектакль и откроет фестиваль. Непосредственно к фестивалю обновляются спектакли «Плащ» и «Джанни Скикки» Пуччини, в них вводятся молодые исполнители. С обновленным во многом исполнительским составом предстанет в эти дни и эмблематичный спектакль Камерного музыкального театра — «Нос» Д.Шостаковича.

В фестивальной программе представлены по большей части раритеты (что всегда было свойственно Камерному музыкальному театру). Кроме «Сорочинской ярмарки» и «Джанни Скикки», все прочие названия не встречаются на афишах московских театров, а «Коронация Поппеи» К.Монтеверди — и вообще в России.

Программа фестиваля:
23, 25 января. Игорь Стравинский. «ПОХОЖДЕНИЯ ПОВЕСЫ»
27 января. Джакомо Пуччини. «ПЛАЩ», «ДЖАННИ СКИККИ»
29, 30 января. Модест Мусоргский. «СОРОЧИНСКАЯ ЯРМАРКА»
2 февраля. Клаудио Монтеверди. «КОРОНАЦИЯ ПОППЕИ» 5, 6 февраля. Дмитрий Шостакович. «НОС»
Справки и аккредитация по телефону: (495) 606-01-20

Юбилей Пласидо Доминго

У Пласидо Доминго — 70-летний юбилей. Он отметил его в мадридском театре «Реал», выступив в партии Ореста в опере Глюка «Ифигения в Тавриде». Премьера состоялась 13 января. Постановка канадского режиссера Р.Карсена. Всего пройдет 10 спектаклей, после чего спектакль будет показан в нью-йоркском театре Метрополитен.

Новогодняя «Травиата» шокировала нью-йоркцев

Так считает обозреватель Financial Times Мартин Бернхеймер. Он сравнивает этот спектакль, впервые показанный несколько лет назад на фестивале в Зальцбурге (режиссер Вилли Деккер) с «помпезным китчем» Дзеффирелли, который так понравился в свое время зрителям Нью-Йорка. Сравнивает не в пользу нынешней постановки, предложенной театром Метрополитен в новогодний вечер 31 декабря. Он отмечает лаконичность декораций: голая сцена, где несколько диванов, и огромные часы, напоминающие героине, что ее время неумолимо уходит. Действие, понятно, происходит в наши дни. Хор, целиком одетый в мужское платье, напоминает критику «толпу однополых хищных зверей».

Более снисходителен обозреватель Financial Times к солистам. Он считает, что директор Мета Гелб был бы счастлив вместе с постановкой пригласить в Линкольн-центр и солистов премьеры — Анну Нетребко и Роландо Виллазона. Но, увы... Анне, похоже, надоело маленькое красное платьице, в котором она выступала в Зальцбурге. А у Роландо, как известно, проблема со здоровьем. Их заменили Марина Поплавская и Мэтью Поленцани. Марина произвела впечатление «неустрашимо атлетической, экспрессивной магнетической игрой, но ее вокальное искусство явно уступает драматическому дарованию». Поленцани пел «горячо и пылко, насколько позволял его лирический ресурс». Анджей Доббер «выглядел мужиковато (looked gruff) и звучал мощно в партии Жермона». Манера дирижирования у Джанандреа Нозеды довольно импульсивная, иногда он терял контакт со сценой, но маэстро заслуживает похвалы за полное, без изъятий, прочтение партитуры.

Оперные театры Германии перед сложным выбором

В берлинской Комише Опер давали «Дона Паскуале». Один из солистов бас Йенс Ларсен находился спиной к залу, готовясь приступить к большой арии, когда оркестр вдруг замолк. Позднее певец признавался журналистам, что был напуган: «Возникла необычно длинная пауза. Я не видел дирижера и подумал: ну вот, началось. Перед спектаклем нас предупредили, что оркестр может объявить забастовку». На деле же оказалось, что дирижер просто выдерживал паузу дольше обычного. Но страхи певца были не беспочвенными, пишет корреспондент онлайнового новостного агентства GlobalPost Дэвид Роу.

Для европейской оперы настали трудные времена. Правительства сокращают расходы на культуру. Даже в Германии, этом европейском бастионе классической музыки с ее огромными государственными расходами на оперу и симфонические оркестры (2,6 миллиарда евро в год) ситуация складывается мрачная. Эксперты подсчитали, что к 2020 году в стране закроется каждый десятый из 144 театров (в том числе 88 оперных).

Проблема не только в экономическом кризисе, но и в способах финансирования. В отличие от большинства западных стран, в Германии театры сидят на иждивении государства. Для сравнения, в США доходы оперных театров делятся более или менее поровну между тремя основными источниками: государство (специальные фонды — endowment), продажа билетов, частные пожертвования. А в ФРГ театры формируют 80% бюджета за счет федерального или земельных правительств. Все чаще звучат голоса, включая музыкантов, что надо внедрять американский подход. При этом утверждается: после воссоединения 20 лет назад в стране слишком много оперных театров. Например, для столицы непозволительная роскошь иметь три оперных театра. Достаточно и двух. С этим согласен и председатель профсоюза музыкантов Германии Геральд Мертенс. Он уверен, что надо идти по пути повышения собственных доходов от спектаклей и поиска спонсорских средств, уменьшая зависимость от государства. Для этого необходимо совершенствовать налоговое законодательство, поощряя частные пожертвования, и менять психологию руководителей театров, которые боятся, что рост побочных доходов автоматически уменьшит поддержку государства, за которую они цепляются изо всех сил.

Возвращаясь к эпизоду с Ларсеном, надо сказать, что в многовековой оперной жизни Германии (некоторые исследователи ведут счет с 1502 года) ни разу не была отмечена забастовка музыкантов оркестра.

Оперные трансляции в 3D. Британия претендует быть первой

Английская национальная опера (АНО) объявила, что ее новый спектакль «Лукреция Борджиа» будет транслироваться в кинотеатрах Британии в новом формате 3D. Это случится 23 февраля. А в более привычном формате 2D опера будет передаваться на зарубежные киноэкраны.

Руководство АНО уверено, что компания получит пальму мирового первенства в трансляции опер вживую в 3D. С этим едва ли согласится находящаяся в Калифорнии корпорация RealD Inc (основана в 2003 году, разрабатывает 3D технологию для кинотеатров), которая сотрудничает с театром Ковент Гарден в совместном проекте «Кармен в 3D» и планирует показать лондонскую премьеру в новом формате на международном кинофестивале в Санта Барбара.

«Вид с моста» на Рим

Римская опера впервые в Европе представляет оперу современного американского композитора Уильяма Болкома «Вид с моста». Либретто Арнольда Вайнштейна по драме Артура Миллера (эта пьеса не раз ставилась в театрах России и СССР). Мировая премьера оперы прошла еще в 1999 году в Чикаго. Та самая постановка (режиссер Фрэнк Галати) и привезена в Рим. Те, кто не любит театр, но ходит в кино, возможно, помнят снятый в 1958 году по этой пьесе фильм Лукино Висконти.

Любовная драма, положенная в основу произведения Миллера, видимо, серьезно зацепила римлян. Иначе чем объяснить, что оперу на тот же текст, но написанную другим композитором — итальянцем Ренцо Росселлини — столичная опера предлагала своим зрителям еще 50 лет назад, но тот спектакль не оставил заметного следа в истории театра. Может быть, новому музыкальному произведению по пьесе Миллера повезет больше. Пресса характеризует стиль Болкома как смешение веризма и бродвейских мьюзиклов. Почти все солисты приглашены из США. Зато маэстро за пультом отечественный — Бруно Бартолетти.

«Аида» вернулась в Армению в новой постановке спустя 70 лет

Ереванские средства массовой информации исключительно большое внимание уделили премьере оперы «Аида», которая прошла перед Новым годом в Национальном академическом театре оперы и балета. Дело не только в том, что вердиевский шедевр не ставился в столице Армении уже 70 лет с 1941 года (та постановка продержалась до начала 90-х гг. — прим. ред.). Впервые для постановки оперы в Ереван был приглашен итальянский режиссер Марио Корради (он хорошо известен в Киеве, где поставил «Турандот», «Фауста», «Джоконду»), а на главные партии — признанные звезды оперной сцены сопрано Асмик Папян и тенор Георгий Ониани, последние годы поющие за границей (соответственно в Вене и Мюнхене и др. сценах). Любопытно, что в массовке заняты слушатели Академии полиции Армении.

Корради последний раз ставил «Аиду» в Марселе. И там заглавную партию исполняла Папян.

Косметическая компания Шишидо — спонсор театра Ла Скала

Соглашение между миланской оперой и японской косметической компанией предусматривает трехлетнее партнерство. Шишидо поможет театру в заполнении зала, а Скала, в свою очередь, окажет помощь и поддержку в продвижении продуктов спонсора. Шишидо развернула в фойе театра выставку, где наряду с демонстрацией коллекции 2011 года дается ретроспективный обзор истории компании с 1870 года до настоящего времени. Открывая экспозицию, президент Shiseido Italy Йошинори Макино, в частности, отметил общее, что связывает индустрию косметики и оперу: стремление к гармонии и красоте, традиция сочетать прекрасное с технологическими новациями. Для рекламной компании Шишидо использует архивы миланского театра, где обнаружены, в частности, фотографии Марии Каллас и Ширли Верретт, занятых накладыванием косметики.

Подготовили В.Светозаров и Е.Цодоков

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ