Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

Юбилей «Капитанской дочки» Цезаря Кюи

100 лет назад, 14 февраля 1911 года в Мариинском театре под управлением Э. Направника состоялась мировая премьера оперы Цезаря Кюи «Капитанская дочка» (либретто композитора по одноименной повести А. С. Пушкина). Это был бенефис О.Палечека, выступившего режиссером спектакля.

В спектакле были заняты А.Лабинский (Пётр Андреевич), А.Больска (Маша), В.Шаронов (Пугачев), А.Смирнов (Швабрин), Ю.Носилова (Екатерина II) и др.

Сегодня эта опера, как, впрочем, и все оперное творчество Кюи, мало известна российскому слушателю, а уж тем более международной аудитории. Процитируем А. Гозенпуда, давшего в своем знаменитом оперном словаре вполне объективную оценку этому произведению:

«По складу своего лирического дарования Кюи не мог воплотить в музыке трагедию крестьянского восстания, потрясшего Россию. Его опера рисует только судьбу влюбленных, временно разлученных вмешательством злых сил и событиями пугачевщины. Судьбу Маши и Гринева сначала пытается устроить Пугачев, а в финале Екатерина II, торжественно признав Гринева невиновным, благословляет его на брак с Машей. Несмотря на талантливое исполнение, успеха опера не имела и была снята после трех представлений. Немногим больше был успех московской постановки (1914, Опера Зимина, режиссер П. Оленин)».*

* Примечание редактора:
Московская премьера была дана Оперой Зимина 17 сентября 1914 года в помещении театра Солодовникова под управлением дирижера Е.Плотникова.

А.Рыбников поставит к 200-летию Отечественной войны 1812 года оперу по «Войне и миру»

Новая опера "1812" по роману Льва Толстого "Война и мир" композитора Алексея Рыбникова, который также является автором ее либретто, будет поставлена в Москве в 2012 году в честь 200-летия Отечественной войны 1812 года. Как рассказал в интервью РИА Новости Рыбников, "эта опера не только по "Войне и миру" Толстого, но и по многочисленным историческим хроникам и массе документального материала".

"Но написано все на текст Толстого. Автор либретто и музыки - я, и никто других слов не писал. Эту оперу можно назвать музыкальной драмой, потому что там будет играть большой симфонический оркестр, а также будут оперные певцы и поющие актеры. Будет представлен весь жанровый спектр - рок-оперой это назвать нельзя ни в коем случае, хотя какие-то моменты и будут решаться с помощью рок-музыки", - рассказал композитор.

Он также отметил, что не пытался в данном случае конкурировать с композитором Сергеем Прокофьевым, перу которого принадлежит знаменитая опера "Война и мир", написанная в 1944 году. "По жанру это с Прокофьевым никак не пересекается, потому что здесь все будет происходить немножко по-другому, чем в классической опере", - пояснил Рыбников. Композитор рассказал, что "опера на сегодняшний день полностью готова и находится в состоянии ожидания запуска проекта в работу".

"Так как "Москва, спаленная пожаром", то собираемся ставить оперу на одной из больших площадок именно в столице, рассматривается и Кремлевский дворец. В грандиозные замыслы Рыбникова входит и использование технических новаций. "Постановку планируем делать с голографическими проекциями, которые в театре будут использоваться впервые. То есть и декорации будут, и все прочее, но некоторые сцены будут решены таким образом - в частности, сцены сражений. Дай бог, это получится и нам хватит времени", - заключил композитор.

Русский бал в Хофбурге

18 февраля в знаменитом венском дворце Хофбург прошел традиционный Русский бал. В этом году он получил девиз "Союз нерушимый". Устроители бала вкладывают в эти знакомые нам с детства слова новые смыслы: это союз политики, экономики и культуры, союз единомышленников, объединенных неподдельным интересом к России, к ее истории и культурным традициям. Русский бал в Вене - один из самых популярных балов европейской бальной столицы. Он ещё очень молод - в этом году он состоялся всего лишь в пятый раз, но в бальном рейтинге занимает почетное шестое место, оставив далеко позади себя многие традиционные венские балы, история которых насчитывает десятки, а то и сотни лет.

Русский бал - это не только танцы, но и концертная программа с участием звезд исполнительского искусства и всемирно известных танцовщиков. Гостями Русского бала в разное время были Валерий Гергиев и Владимир Атлантов, всемирно известный дирижёр Марис Янсонс и Владимир Малахов, Максим Венгеров и прима-балерина Мариинского театра Виктория Терешкина. В этом году бал открыла примадонна московской Новой оперы, заслуженная артистка России, лауреат премии "Золотая маска" и "Casta diva" Татьяна Печникова. В программе бала также выступления солистов Венского Государственного балета, артистов Московского театра оперетты, Московского государственного мюзик-холла, Ансамбля танца "Алания" и венского бального оркестра - в этом году им станет оркестр дворца Шенбрунн.

Звезды Большого театра выступят с концертом в Афинах

Жители греческой столицы смогут насладиться искусством ведущих солистов оперы Большого 28 февраля. В этот вечер в Афинском концертном зале выступят ветераны сцены Елена Образцова, Маквала Касрашвили, Михаил Казаков и молодые сопрано Анна Аглатова и тенор Павел Колгатин. В программе концерта арии и сцены из опер «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Манон», «Дон Карлос», «Любовный напиток» и других произведений русских и западных композиторов.

«Парсифаль» - атеистическая версия

Обозреватель газеты Guardian Том Сервис посвятил статью опере Вагнера «Парсифаль», поставленной Английской национальной оперой еще в 1999 году и вновь вернувшейся в Лондон после многочисленных показов в разных городах мира, на этот раз, чтобы завершить рядом спектаклей свою жизнь в режиссуре Николауса Ленхоффа (Nikolaus Lehnhoff).

Журналист напоминает, что в конце 19 столетия противники творчества Вагнера заклеймили эту последнюю его оперу как «образчик реакционной религиозной идеологии». Позднее «Парсифаль» воспринималась многими как «антисемитское произведение» с прославляемым там культом «чистой крови», отрицанием любовной чувственности и женственности, гимном «идеальному, закрытому обществу».

Постановщик Ленхофф с такой трактовкой решительно не согласен. В его версии спектакль с самого начала подчеркивает болезненность, гнилость мира, в котором живут и действуют герои. Это мир пост-апокалиптический, после всемирной катастрофы, мир вне времени и места. «Гигантский метеорит разрушил замок Грааль, - рассказывает о своем замысле режиссер, - Братство разлагается. Рыцари продолжают выполнять религиозные ритуалы, утратившие смысл и свое первоначальное предназначение» Рыцарство остается еще религиозным культом, который все более трансформируется в декаденство. Но, в отличие от композитора, постановщик показывает в финале «свет в конце туннеля – новый путь для человечества, путь без религиозных идеологий, которые ведут нас в никуда».

Того же мнения придерживается и дирижер Марк Уигглзуорт (Вигглсворт): «Опера повествует о сострадании. О сострадании, через которое вы приходите к покою и миру. Это в действительности жизнеутверждающая опера. Глубоко заблуждаются те, кто рассматривает «Парсифаль» как религиозное произведение. Нет, с философской точки зрения это гимн к возрождению, и ничего больше».

Натали Дессей вновь споет Лючию на сцене Мета

Дирекция Метрополитен оперы объявила на сайте театра, что французская сопрано Натали Дессей вновь порадует своих поклонников исполнением партии Лючии ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти. Еще свежо в памяти сильное впечатление, которое произвела она в этой же постановке (режиссер Мэри Циммерман) в 2007 году. И публика, и критика приняли ее тогда на ура. Вместе с ней в спектаклях, первый из которых поставлен на 24 февраля, также заняты Джозеф Каллейя (Кайеха), Людовик Тезье, Кванчул Юн. За дирижерским пультом – Патрик Саммерс.

19 марта спектакль будет вживую транслироваться в 1 500 кинотеатрах в 46 странах.

Отметив 70-летие, Доминго вернулся в Мет

Через три недели после празднования своего юбилея великий тенор вернулся на сцену Мета, где выступил в возобновленной постановке оперы Глюка «Ифигения в Тавриде» (режиссер Стивен Вадсворт). Это его первое выступление в Нью-Йорке после перенесенной в прошлом году операции. Всего он спел в Метрополитене 46 партий (из общего числа 134). Эти данные приводит агентство Associated Press, обозреватель коего Рональд Блюм побывал на спектакле. Он отметил, что в роли Ореста голос Доминго, несколько напряженный вначале, в целом звучал уверенно в среднем регистре и не утратил своей чудной окраски. Сьюзан Грэхем в партии Ифигении пела на безупречном французском и ее мягкое меццо обвораживало, особенно в арии D'une image helas!. Оркестр, более привыкший к музыке Верди и Пуччини, под управлением главного дирижера оперного театра в Хьюстоне Патрика Саммерса играл легко и плавно.

Скромный сезон 2011-2012 для Оперы Лос-Анжелеса

Объявлено о новом сезоне Оперы Лос-Анжелеса. Он будет достаточно скромен, что не удивительно, учитывая финансовые проблемы, которые испытывает театр, особенно после дорогостоящего вагнеровского Кольца, о чем мы писали не раз. Итак, в афише заявлено 6 опер и 36 спектаклей. Это «Симон Бокканегра» (где заглавную баритональную партию будет петь генеральный директор театра П. Доминго), «Евгений Онегин», «Так поступают все», «Альберт Херринг» Бриттена, «Ромео и Джульетта», опера венгерского композитора 19 столетия Ференца Эркеля «Банк-Бан». При этом ни одной подлинной премьеры. Все постановки обкатаны в разное время в разных театрах.

«Травиата» в Пекине

Все последние годы в Китае наблюдается буквально взрыв интереса к западной классической и современной опере. Об этом писала еще в 2004 году журналистка Шейла Мелвин в своей книге «Красная рапсодия». Она утверждала, что западная музыка удивительно быстро интегрируются в китайскую культуру. Новое тому подтверждение – премьера «Травиаты», вызвавшая небывалый интерес местной прессы. Агентство Синьхуа задолго до первого спектакля (13 февраля) распространило подробную информацию о репетициях. В них приняли участие известные певцы: баритон Хуан Понс, сопрано Инва Мула, тенор Леонардо Каими. Все они пели на премьере в Национальном центре исполнительских искусств.

Подготовили В.Светозаров, А.Матусевич, Е.Цодоков

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ