100 лет назад, 14 февраля 1911 года в Мариинском театре под управлением Э. Направника состоялась мировая премьера оперы Цезаря Кюи «Капитанская дочка» (либретто композитора по одноименной повести А. С. Пушкина). Это был бенефис О.Палечека, выступившего режиссером спектакля.
В спектакле были заняты А.Лабинский (Пётр Андреевич), А.Больска (Маша), В.Шаронов (Пугачев), А.Смирнов (Швабрин), Ю.Носилова (Екатерина II) и др.
Сегодня эта опера, как, впрочем, и все оперное творчество Кюи, мало известна российскому слушателю, а уж тем более международной аудитории. Процитируем А. Гозенпуда, давшего в своем знаменитом оперном словаре вполне объективную оценку этому произведению:
«По складу своего лирического дарования Кюи не мог воплотить в музыке трагедию крестьянского восстания, потрясшего Россию. Его опера рисует только судьбу влюбленных, временно разлученных вмешательством злых сил и событиями пугачевщины. Судьбу Маши и Гринева сначала пытается устроить Пугачев, а в финале Екатерина II, торжественно признав Гринева невиновным, благословляет его на брак с Машей. Несмотря на талантливое исполнение, успеха опера не имела и была снята после трех представлений. Немногим больше был успех московской постановки (1914, Опера Зимина, режиссер П. Оленин)».*
* Примечание редактора:
Московская премьера была дана Оперой Зимина 17 сентября 1914 года в
помещении театра Солодовникова под управлением дирижера
Е.Плотникова.
Новая опера "1812" по роману Льва Толстого "Война и мир" композитора Алексея Рыбникова, который также является автором ее либретто, будет поставлена в Москве в 2012 году в честь 200-летия Отечественной войны 1812 года. Как рассказал в интервью РИА Новости Рыбников, "эта опера не только по "Войне и миру" Толстого, но и по многочисленным историческим хроникам и массе документального материала".
"Но написано все на текст Толстого. Автор либретто и музыки - я, и никто других слов не писал. Эту оперу можно назвать музыкальной драмой, потому что там будет играть большой симфонический оркестр, а также будут оперные певцы и поющие актеры. Будет представлен весь жанровый спектр - рок-оперой это назвать нельзя ни в коем случае, хотя какие-то моменты и будут решаться с помощью рок-музыки", - рассказал композитор.
Он также отметил, что не пытался в данном случае конкурировать с композитором Сергеем Прокофьевым, перу которого принадлежит знаменитая опера "Война и мир", написанная в 1944 году. "По жанру это с Прокофьевым никак не пересекается, потому что здесь все будет происходить немножко по-другому, чем в классической опере", - пояснил Рыбников. Композитор рассказал, что "опера на сегодняшний день полностью готова и находится в состоянии ожидания запуска проекта в работу".
"Так как "Москва, спаленная пожаром", то собираемся ставить оперу на одной из больших площадок именно в столице, рассматривается и Кремлевский дворец. В грандиозные замыслы Рыбникова входит и использование технических новаций. "Постановку планируем делать с голографическими проекциями, которые в театре будут использоваться впервые. То есть и декорации будут, и все прочее, но некоторые сцены будут решены таким образом - в частности, сцены сражений. Дай бог, это получится и нам хватит времени", - заключил композитор.
18 февраля в знаменитом венском дворце Хофбург прошел традиционный Русский бал. В этом году он получил девиз "Союз нерушимый". Устроители бала вкладывают в эти знакомые нам с детства слова новые смыслы: это союз политики, экономики и культуры, союз единомышленников, объединенных неподдельным интересом к России, к ее истории и культурным традициям. Русский бал в Вене - один из самых популярных балов европейской бальной столицы. Он ещё очень молод - в этом году он состоялся всего лишь в пятый раз, но в бальном рейтинге занимает почетное шестое место, оставив далеко позади себя многие традиционные венские балы, история которых насчитывает десятки, а то и сотни лет.
Русский бал - это не только танцы, но и концертная программа с участием звезд исполнительского искусства и всемирно известных танцовщиков. Гостями Русского бала в разное время были Валерий Гергиев и Владимир Атлантов, всемирно известный дирижёр Марис Янсонс и Владимир Малахов, Максим Венгеров и прима-балерина Мариинского театра Виктория Терешкина. В этом году бал открыла примадонна московской Новой оперы, заслуженная артистка России, лауреат премии "Золотая маска" и "Casta diva" Татьяна Печникова. В программе бала также выступления солистов Венского Государственного балета, артистов Московского театра оперетты, Московского государственного мюзик-холла, Ансамбля танца "Алания" и венского бального оркестра - в этом году им станет оркестр дворца Шенбрунн.
Жители греческой столицы смогут насладиться искусством ведущих солистов оперы Большого 28 февраля. В этот вечер в Афинском концертном зале выступят ветераны сцены Елена Образцова, Маквала Касрашвили, Михаил Казаков и молодые сопрано Анна Аглатова и тенор Павел Колгатин. В программе концерта арии и сцены из опер «Борис Годунов», «Пиковая дама», «Манон», «Дон Карлос», «Любовный напиток» и других произведений русских и западных композиторов.
Обозреватель газеты Guardian Том Сервис посвятил статью опере Вагнера «Парсифаль», поставленной Английской национальной оперой еще в 1999 году и вновь вернувшейся в Лондон после многочисленных показов в разных городах мира, на этот раз, чтобы завершить рядом спектаклей свою жизнь в режиссуре Николауса Ленхоффа (Nikolaus Lehnhoff).
Журналист напоминает, что в конце 19 столетия противники творчества Вагнера заклеймили эту последнюю его оперу как «образчик реакционной религиозной идеологии». Позднее «Парсифаль» воспринималась многими как «антисемитское произведение» с прославляемым там культом «чистой крови», отрицанием любовной чувственности и женственности, гимном «идеальному, закрытому обществу».
Постановщик Ленхофф с такой трактовкой решительно не согласен. В его версии спектакль с самого начала подчеркивает болезненность, гнилость мира, в котором живут и действуют герои. Это мир пост-апокалиптический, после всемирной катастрофы, мир вне времени и места. «Гигантский метеорит разрушил замок Грааль, - рассказывает о своем замысле режиссер, - Братство разлагается. Рыцари продолжают выполнять религиозные ритуалы, утратившие смысл и свое первоначальное предназначение» Рыцарство остается еще религиозным культом, который все более трансформируется в декаденство. Но, в отличие от композитора, постановщик показывает в финале «свет в конце туннеля – новый путь для человечества, путь без религиозных идеологий, которые ведут нас в никуда».
Того же мнения придерживается и дирижер Марк Уигглзуорт (Вигглсворт): «Опера повествует о сострадании. О сострадании, через которое вы приходите к покою и миру. Это в действительности жизнеутверждающая опера. Глубоко заблуждаются те, кто рассматривает «Парсифаль» как религиозное произведение. Нет, с философской точки зрения это гимн к возрождению, и ничего больше».
Дирекция Метрополитен оперы объявила на сайте театра, что французская сопрано Натали Дессей вновь порадует своих поклонников исполнением партии Лючии ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти. Еще свежо в памяти сильное впечатление, которое произвела она в этой же постановке (режиссер Мэри Циммерман) в 2007 году. И публика, и критика приняли ее тогда на ура. Вместе с ней в спектаклях, первый из которых поставлен на 24 февраля, также заняты Джозеф Каллейя (Кайеха), Людовик Тезье, Кванчул Юн. За дирижерским пультом – Патрик Саммерс.
19 марта спектакль будет вживую транслироваться в 1 500 кинотеатрах в 46 странах.
Через три недели после празднования своего юбилея великий тенор вернулся на сцену Мета, где выступил в возобновленной постановке оперы Глюка «Ифигения в Тавриде» (режиссер Стивен Вадсворт). Это его первое выступление в Нью-Йорке после перенесенной в прошлом году операции. Всего он спел в Метрополитене 46 партий (из общего числа 134). Эти данные приводит агентство Associated Press, обозреватель коего Рональд Блюм побывал на спектакле. Он отметил, что в роли Ореста голос Доминго, несколько напряженный вначале, в целом звучал уверенно в среднем регистре и не утратил своей чудной окраски. Сьюзан Грэхем в партии Ифигении пела на безупречном французском и ее мягкое меццо обвораживало, особенно в арии D'une image helas!. Оркестр, более привыкший к музыке Верди и Пуччини, под управлением главного дирижера оперного театра в Хьюстоне Патрика Саммерса играл легко и плавно.
Объявлено о новом сезоне Оперы Лос-Анжелеса. Он будет достаточно скромен, что не удивительно, учитывая финансовые проблемы, которые испытывает театр, особенно после дорогостоящего вагнеровского Кольца, о чем мы писали не раз. Итак, в афише заявлено 6 опер и 36 спектаклей. Это «Симон Бокканегра» (где заглавную баритональную партию будет петь генеральный директор театра П. Доминго), «Евгений Онегин», «Так поступают все», «Альберт Херринг» Бриттена, «Ромео и Джульетта», опера венгерского композитора 19 столетия Ференца Эркеля «Банк-Бан». При этом ни одной подлинной премьеры. Все постановки обкатаны в разное время в разных театрах.
Все последние годы в Китае наблюдается буквально взрыв интереса к западной классической и современной опере. Об этом писала еще в 2004 году журналистка Шейла Мелвин в своей книге «Красная рапсодия». Она утверждала, что западная музыка удивительно быстро интегрируются в китайскую культуру. Новое тому подтверждение – премьера «Травиаты», вызвавшая небывалый интерес местной прессы. Агентство Синьхуа задолго до первого спектакля (13 февраля) распространило подробную информацию о репетициях. В них приняли участие известные певцы: баритон Хуан Понс, сопрано Инва Мула, тенор Леонардо Каими. Все они пели на премьере в Национальном центре исполнительских искусств.
Подготовили В.Светозаров, А.Матусевич, Е.Цодоков