Об упущенных возможностях и неоправданных надеждах

«Дон Паскуале» в Метрополитен-опере

Александр Курмачёв
Оперный обозреватель

Эта постановка Отто Шенка изначально была рассчитана на блестящий исполнительский ансамбль: в премьерных показах 2006 года участвовали Анна Нетребко, Хуан Диего Флорес, Мариуш Квечень, Симон Алаймо… Яркая непосредственность и искрометная игра молодых артистов создавала красноречивую оппозицию нелепости матримониальных намерений главного героя оперы – старого холостяка Дона Паскуале. Даже количественное противопоставление трех молодых «интриганов» бедному старику уже само по себе решает драматургическую сверхзадачу этой оперы Доницетти: любви покорны, конечно, все возрасты, но даже деньги не помогают людям, уже пожившим, выдерживать на этом поприще конкуренцию с молодёжью… Эта грустная ирония облечена композитором в форму бытовых диалогов, практически лишенных белькантовых изысков: одна ария Норины «Quel guadro il cavallieri», серенада Эрнеста и дуэт баса с баритоном, собственно, и маркируют это произведение как «белькантовое», то есть собственно музыкой и вокалом наслаждаться здесь можно недолго (даже несмотря на то, что грандиозное финальное крещендо дуэта Паскуале и Малатесты артисты исполняют «на бис»)…

Проще говоря, без драматической экспрессии исполнителей такой спектакль состояться не может в принципе, и именно поэтому большинство зрителей пришли не столько послушать, сколько посмотреть, а когда стало известно, что Анна Нетребко не будет принимать участие в спектакле, завершающем серию февральских показов, разочарование публики сложно было описать…

Замена «певицы номер раз» на мало кому известную, но экспрессивную Рашель Дуркин, обладающую журчащим тембром зачем-то «оформленным» в крикливую жеманность опереточной стилистики, возможно, и придала спектаклю новизны, но ожидаемого обаяния определенно не сообщила. Дуркин шикарно выглядит, прекрасно двигается и великолепно кривляется, идеально соответствуя режиссёрскому замыслу, но общее впечатление самодеятельности всего происходящего на сцене зрителя не оставляет. В дуэтах певица звучит намного изящнее, но масса существенных расхождений с оркестром откровенно не порадовали. Образ, созданный Дуркин, был лишен теплого обаяния капризной невинности, которую всегда умудряется передать посредством весьма негустых выразительных средств Анна Нетребко: Норина у Дуркин получилась законченной стервой, отчего всё молодежное трио моментально теряло свою привлекательность, и все симпатии зрителей автоматически переносились на главного «пенсионера» оперы.

Джон Дель Карло, обладающий многокрасочным характерным басом, великолепно играл, почти безошибочно пел и блестяще проговаривал реплики Дона Паскуале. Его герой действительно выглядел не полоумным Журденом, а несчастной жертвой прохиндея Малатесты, который в исполнении Мариуша Квеченя, с годами становящегося всё более безупречным вокально, но всё более узнаваемым сценически, выглядел сущим бесом.

Настоящим же подарком стало выступление Мэтью Поленцани в партии Эрнесто: шелковые пиано и безукоризненная выделка звука прекрасно компенсировали слабую актерскую подготовку певца.

Кроме исполнительницы главной женской партии, в сегодняшнем спектакле был заменен и дирижер: вместо Джеймса Ливайна за пульт встал Джозеф Коланери, под управлением которого оркестр хоть и играл живее, но допускал не только расхождения со сценой, но и весьма заметный брак в игре деревянных духовых.

Таким образом, живописная интерпретация трогательной истории об упущенных возможностях, элегантно расщепленная Рольфом Лангенфассом на условно-театральную карикатурность интерьеров и кинематографическую натуралистичность сцен «на свежем воздухе», превратилась в утренник неоправданных надежд…

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ