Коротко о разном

Коротко о разном
Оперный обозреватель

«Запрет на любовь» в Геликоне

В Московском музыкальном театре «Геликон-Опера» приступили к работе над единственной комической оперой Рихарда Вагнера "Запрет любви", написанной композитором на собственное либретто по мотивам пьесы У. Шекспира "Мера за меру". Премьера намечена на 26 октября.

В начале марта режиссер-постановщик спектакля и художественный руководитель "Геликона" Дмитрий Бертман встречался в Вене с Хартмутом Шоргхофером, художником, приглашенным в московский театр на эту постановку. Хартмут Шоргхофер родился в Зальцбурге, профессиональное образование получил в Германии и в Австрии, работает в самых престижных оперных домах. Идея приглашения художника именно для этой постановки возникла неслучайно.

Во-первых, Шоргхофер является постоянным соавтором Д. Бертмана в его зарубежных спектаклях. На их совместном счету восемь общих спектаклей, среди которых: "Похождения повесы" в Венской опере (2000), "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" в Шведской королевской опере (2007 и 2009), "Русалка" Дворжака в Канадской опере в Торонто (2009), "Интизар" в Баку (2010), "Андре Шенье" в Шведской королевской опере (2010) . Во-вторых, Хартмут Шоргхофер может как никто другой в силу своего возраста, происхождения и образования особенно ярко представить молодого Рихарда Вагнера, тем более, что художник в прошлом сезоне представил свою авторскую версию "Кольца нибелунга" в Будапеште под управлением прославленного дирижера Адама Фишера.

"Запрет любви" был написан Вагнером в 23 года. Он был молод, талантлив, полон сил, влюблен, постоянно дирижировал итальянскими и французскими операми в театре Магдебурга. Все это вошло в партитуру второй по счету оперы великого впоследствии композитора. Как и положено произведению начинающего автора, в 1836 году в Магдебурге спектакль успеха не имел и был снят с репертуара. Впоследствии в ХХ столетии это произведение ставилось в театрах Уэксфорда, Лейпцига, Лондона и Нью-Йорка. "Геликон-Опера" остается верной своему творческому кредо знакомить российского слушателя с музыкальными редкостями, поставив в свой репертуарный план малоизвестную жизнерадостную оперу "сумрачного германского гения" о противостоянии молодости, свободы, независимости, жаждущей чувственных удовольствий и лицемерия, ханжества, прикрывающихся аскетичностью и моралью.

(по материалам newsmusic.ru)

На сцене Воронежского театра оперы и балета – представители нового поколения российских оперных певцов

В рамках программы Фонда Ирины Архиповой «Опера – новое поколение» в спектакле Воронежского государственного театра оперы и балета «Трубадур» выступили сразу пять молодых российских оперных певцов.

Фонд Ирины Архиповой объединил в единую программу все мероприятия по поддержке профессионального становления молодых российских вокалистов - это работа по организации вокальных конкурсов, фестивалей, концертных программ, мастер-классов, помощь в подготовке оперных партий, организация дебютов в оперных спектаклях, помощь в поездках на международные конкурсы и подготовке конкурсных программ, аудио и видеозапись, выпуск CD.

Одной из самых важных составляющих программы является участие молодых артистов в спектаклях региональных театров. Это важно не только для тех, кто пока постоянно не работает в той или иной оперной труппе, но и для уже состоявшихся солистов, потому что дает возможность выступить в новом для себя репертуаре, подготовить и исполнить знаковые для своего вокального амплуа партии.

В Воронеже в «Трубадуре» поют Мария Горелова (сопрано), Екатерина Ковалева (меццо-сопрано), Сергей Спиридонов (тенор), Алексей Шишляев (баритон), Андрей Архипов (бас).
Мария Горелова – выпускница Московской консерватории и аспирантуры консерватории, лауреат нескольких международных конкурсов, обладательница приза слушательских симпатий радио классической музыки «Орфей».
Екатерина Ковалева – солистка Оперного театра Московской государственной консерватории, с успехом выступает в различных музыкальных проектах в Москве и регионах России.
Сергей Спиридонов – выпускник Московской государственной консерватории и аспирантуры консерватории, лауреат международных конкурсов.
Алексей Шишляев – ведущий солист Московского академического театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, лауреат международных конкурсов.
Андрей Архипов – приглашенный солист Большого театра России. Публику, конечно, особенно интересует тот факт, что талантливый певец – родной внук Ирины Константиновны Архиповой и на нем лежит особая ответственность – ответственность имени.
(пресс-служба Фонда Ирины Архиповой)

«Пиковая дама». Метрополитен-опера

Сразу несколько американских изданий поместили рецензии на возобновленный спектакль «Пиковая дама» в постановке 1995 года (Э. Мошински). Напоминая читателям основные сюжетные перипетии не самой популярной в Америке оперы, музыкальные критики основное внимание уделяют исполнителям.

Одни отмечают, что Владимир Галузин был правдоподобен в создании сложного образа постепенно сходящего с ума Германна (М. Силверман, Associated Press). Другие, напротив, полагают, что ему не хватало психологической глубины, персонаж в его исполнении выглядит «постоянно возбужденным, но не испытывающим мук угрызений и сомнений» (А. Томмазини, New York Times). Критики сходятся во мнении, что хотя голос Галузина не блещет красотами, его мощь и сила подходят исполнения роли «зловещего персонажа».

Карита Маттила уже пела Лизу на этой сцене во время премьеры 16 лет назад. Ее голос за это время утратил прежний блеск, верхний регистр дается не без труда, но все же она остается очень убедительной и вокально, и драматически в этой партии.

Роль старой графини стала дебютной для Долоры Зайик. И она произвела сильное впечатление своим «огнедышащим» меццо-сопрано. Хотя, как заметил один из критиков, можно было бы сыграть знаменитую сцену в спальне более разнообразно – она смотрелась там «скорее рассерженной, чем испуганной».

Петер Маттеи своим шелковым баритоном «попал в десятку», превосходно исполнив арию Елецкого. Все отметили безукоризненное пение и хорошую игру Алексея Маркова в партии Томского. Похвал удостоился и латвийский дирижер Андрис Нельсон, уже знакомый местной публике по «Турандот» (2009) и «Лоэнгрину» (2010).

«Аида». Королевская Опера, Лондон

В режиссуре Дэвида МакВикара действие оперы перенесено из древнего Египта в некое безвременное теократическое примитивное общество, что, по словам музыкального критика Guardian Т. Эшли, шокирует при первом просмотре оперы. Однако год спустя, при повторном прослушивании, шок проходит, и зритель может спокойно оценить слабые и сильные стороны постановки. Сила ее в «холодном и открытом» взгляде на произведение, которое чаще всего подается в китчевой манере. Но режиссеру, указывает критик, не всегда удается выдержать правильный фокус и тон. МакВикару, обычно предпочитающему делать акцент на психологических аспектах, в этой постановке коллизии между общественным и личным началами удались лучше, чем интимные переживания героев.

Исполнительский уровень Эшли характеризует как неровный. Откровенно слабым показался ему Виталий Ковалев в партии Рамфиса. Хотя ни Роберто Аланья (Радамес), ни Людмила Монастырская (Аида) не обладают виртуозным пианиссимо в верхнем регистре, как требует того от певцов партитура, все же они продемонстрировали энергичный, «электризующий публику» вокал. Наилучшее впечатление у критика оставили Ольга Бородина (Амнерис) и Михаэль Фолле (Амонасро). От роскошного, бронзового оттенка голоса Бородиной по спине бегали мурашки. Волле создал сложный образ человека, готового пожертвовать своей дочерью во имя политических целей. Оркестр под управлением Фабио Луизи играл исключительно хорошо.

«Что день грядущий нам готовит?». Британская пресса о предстоящей смене директора Королевской оперы

Британские обозреватели оживленно обсуждают самую горячую новость музыкальной жизни страны – приход в Королевскую оперу с будущего сезона Каспера Холтена, который сменит нынешнего руководителя Элейн Пэдмор. В точности такая же «пересменка» уже имела место быть в Копенгагене (кстати, родине будущего директора), где Холтен занял должность худрука Королевской оперы Дании сразу же после Пэдмор. Несмотря на известное высказывание Наполеона (или, возможно кого-то другого) о повторении истории дважды, пришествие Холтена в Ковент Гарден не станет, по мнению критиков, ни трагедией, ни фарсом.

37-летний Холтен уже составил себе имя преуспевающего режиссера и руководителя оперы во многих городах Европы, от Вены до Хельсинки. Вопрос в том, удовлетворится ли он в Лондоне чисто административными обязанностями, или же воспользуется ими для реализации своих художественных концепций? При Элейн Пэдмор и Антонио Паппано (нынешний главный дирижер) Ковент Гарден – настоящее Эльдорадо для певцов, сегодня там вокалу отдается явное предпочтение. Холтен может развернуть театр лицом к режиссуре и сам стать постановщиком ряда новых спектаклей. Пресс-секретарь Королевской оперы фактически подтвердил такую перспективу: «Мы поддерживаем желание Холтена ставить спектакли, будем рады видеть его режиссерские работы на нашей сцене».

«Фауст». Оперный театр Сеула

Национальная опера Кореи осуществляет постановку опер, написанных на сюжеты бессмертного произведения Гете «Фауст». Вслед на «Мефистофелем» Бойто, прозвучавшим в 2010 году в Оперном театре Центра искусств Сеула, пришел черед оперы Гуно. Газета Коrea Herald посвятила премьере статью. Из нее мы узнаем, что корейский тенор Ким Ву-Киунг (Kim Woo-kyung) партией Фауста дебютирует в Национальной опере. Зато его знают завсегдатаи Метрополитен-оперы, где Ким стал первым корейским тенором, спевшим на прославленной сцене ведущую оперную партию (Альфред, «Травиата», 2007 год). Он же стал первым из корейских певцов победителем престижного конкурса Опералия (глава и основатель П. Доминго).

На партию Мефистофеля приглашен знаменитый американский бас Сэмюэль Рэми, а петь Маргариту – греческая сопрано Алексия Вулгариду. Симфоническим оркестром Кореи дирижирует маэстро из Италии Оттавио Марионо.

Риккардо Мути награжден премией Фонда Биргит Нильссон

Об этом объявлено в столице Швеции. В решении жюри фонда говорится, что итальянский дирижер «внес неоценимый вклад в оперное и концертное искусство, оказал огромное влияние на музыкальную жизнь планеты как на театральной сцене, так и в концертных залах». Он второй в истории лауреат премии Фонда Биргит Нильссон, созданного после смерти шведской сопрано в 2005 году. Первым обладателем премии в размере 1 миллионов долларов стал в 2009 году Пласидо Доминго.

69-летний Риккардо Мути, который в настоящее время возглавляет Чикагский симфонический оркестр, много лет был главным дирижером в Ла Скала, работал и в других оперных театрах мира. Премия ему будет вручена 13 октября в торжественной обстановке в Стокгольме, в присутствии королевской четы.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ