Коротко о разном

Пара сотен для Абу Гассана

4 июня исполнилось 200 лет со дня премьеры оперы Карла Марии фон Вебера «Абу-Гассан». Она состоялась в Мюнхене, а вторую, окончательную редакцию этого зингшпиля композитор представил 12-ю годами позднее в Дрездене. В основе либретто «Абу-Гассана» – пьеса Ф. К. Химера об удачливой чете арабских аферистов, которые с помощью всевозможных уловок умудряются обманывать и своих высокопоставленных покровителей, и многочисленных кредиторов, продолжая вести праздный образ жизни и ни в чем себе не отказывая. В финале оперы как deus ex machina появляется халиф Гарун аль Рашид и вместо причитающегося плутам наказания выказывает свое восхищение их ловкостью и вручает туго набитый кошель золотых.

Есть в опере и лирика, ибо багдадские Бонни и Клайд действительно – нежно любящие супруги, и драматизм, правда пародийного свойства – когда хитроумные пройдохи поочередно притворно оплакивают друг друга, но основная стихия, безусловно, - комическая.

Музыка связана с традициями немецкой песенности. В ней формы старого зингшпиля и воздействие Моцарта сочетаются с новыми, предромантическими тенденциями. Юмор, характерность, интонационная выразительность отмечают оперу. В Москве сегодня она входит в репертуар Музыкального театра «На Басманной» под руководством Жанны Тертерян (рецензию на спектакль см. здесь).

«Садко» в Новгородском кремле

13 июня в естественных декорациях Новгородского кремля представят уникальную интерактивную программу, которая даст возможность зрителям погрузиться в атмосферу Древней Руси. Жемчужиной проекта станет опера-былина Н. А.Римского-Корсакова «Садко», которую под открытым небом воссоздаст Мариинский театр.

Естественными декорациями происходящего станет один из древнейших христианских соборов мира - Новгородская София. Специально для показа оперы на территории между Новгородской Софией и памятником «Тысячелетие России» построят театральный зал под открытым небом, рассчитанный на четыре тысячи зрителей. Дирижировать оркестром Мариинки будет маэстро Валерий Гергиев, а режиссером-постановщиком необычной open-air версии станет Алексей Степанюк.

Постановка Мариинского театра под управлением дирижера Валерия Гергиева станет не только грандиозным финалом Дней русских ганзейских городов, но и одним из тех событий, которые переносят гостей Великого Новгорода в стародавние времена. Действо развернется в сердце ганзейского города, и зритель будет включен в пространство исторических памятников, которые просто невозможно назвать «декорацией».

Черняков поставит Верди в Лондоне

8 июня в Английской национальной опере (ENO) состоится премьера оперы «Симон Бокканегра» Джузеппе Верди в постановке Дмитрия Чернякова. Режиссер, как и в большинстве своих работ, выступил также в качестве сценографа и художника по костюмам.

На сцене ENO «Симон Бокканегра» будет идти до 9 июля. За музыкальную составляющую оперы отвечает музыкальный директор театра дирижер Эдвард Гарднер. Ведущие партии в опере исполнят баритон Бруно Капрони и бас Бриндли Шеррат.

Российская сага Курентзиса: очередь за Пермью

Гламурный российский дирижер греческого происхождения, «поцарствовавший» несколько сезонов в Новосибирском театре оперы и балета, и недавно перебравшийся в аналогичную институцию в Перми, скоро одарит сей уральский град премьерой оперы Моцарта «Так поступают все». И планов у маэстро как всегда – громадьё. Из уже реализованного – переезд в полном составе из Новосибирска в Пермь (на местный краевой бюджет) его оркестра Musica aeterna, зарплата музыкантов в котором в пять раз выше, чем у оркестрантов Пермской Оперы, приглашение на пост директора театра (тоже, надо думать, не за зарплату по российской тарифной сетке) гламурного европейца Марка де Мони, первым делом которого стал призыв в Пермь скандального Жерара Мортье.

Что ждет Пермский театр – догадаться не трудно. Достаточно посмотреть на итоги деятельности Курентзиса в Новосибирске. Там он создал под себя оркестр и хор, безусловно не среднероссийского качества (добавим – но и не российского бюджета), провел пару громких премьер в содружестве с обожаемым гением постмодернизма Дмитрием Черняковым и… А это, собственно, и все – на жизни Новосибирского театра оперы и балета все это не отразилось никак: его труппа и оркестр существовали совершенно отдельно от экзерсисов Курентзиса, и после того как греческий Пегас упорхнул из столицы Сибирского федерального округа, театр вернулся к своим будням и проблемам среднестатистического российского провинциального оперного дома. Видимо, после окончания федеральных вливаний, которые сопровождали реконструкцию театра (после оной его открывал сам Владимир Путин!), делать Курентзису в Сибири действительно нечего. Пора «окультуривать» Урал!

… И, кстати, — пару слов о Мортье

Королевский театр Мадрида откроет сезон 2011-2012 гастролями в Москве, где на сцене Большого театра в 6, 8 и 10 сентября будет показана опера "Возвышение и падение города Махагони" Курта Вайля, сообщил журналистам художественный руководитель мадридского театра Жерар Мортье, который на днях участвовал в пресс-конференции в Москве.

"Это очень знаменательно для театра, поскольку это первые гастроли Королевского театра в России. В этом сезоне мы вообще совершенно по-другому позиционируем наш театр, выходим на международную арену, повезем ряд наших постановок за границу, в том числе в Голландию, Бельгию и Германию", - отметил Мортье. Действительно, для Мортье это важно. Хотя российская пресса и объявила мадридский театр «Реал» «одним из самых важных оперных театров мира», на самом деле – это не так, и для Мортье после Зальцбурга и Парижа – это явное понижение статуса. Мадридская Опера функционирует лишь с 1997 года (хотя само здание – постройки 1850 года) и ни в коем случае не входит в число ведущих оперных сцен мира со своими устойчивыми традициями.

Премьера «Золотого петушка в Большом»

Под занавес текущего сезона Большой театр России представляет свою вторую оперную премьеру. После провального «Дон Жуана» (работа Д. Чернякова и Т. Курентзиса) театр обращается к русской опере – последнему шедевру Римского-Корсакова. Премьерная серия представлений пройдет 19-23 июня с.г. Партию Царя Додона исполнят Владимир Маторин и украинский бас Александр Телига, Шемаханской царицы - артистка Молодежной оперной программы Венера Гимадиева и молодая польская певица Александра Кубас, Звездочета - американский тенор Джефф Мартин и солист театра «Геликон-опера» Михаил Серышев, воеводы Полкана - Валерий Гильманов и Николай Казанский, ключницы Амелфы - Ирина Долженко и Татьяна Ерастова.

Музыкальный руководитель постановки – главный дирижер театра Василий Синайский. Режиссер Кирилл Серебренников так видит свою задачу в этой опере: «Прежде всего, мы убрали всю эту "этническо-билибинскую" составляющую - условную, гротескную. Лубочной картинки в нашем спектакле не будет вовсе. В этом отношении мы разочаруем тех людей, которые ждут от "Золотого петушка" этакого народного "пэчворка" - скоморохов, длинных бород, утрированного русского стиля. Всего этого в спектакле не будет. Мы уходим от очень условного, стилизованного и очень театрального мира в абсолютно достоверную, как в кино, реальность. В этой опере есть памфлет, есть сатира, но я в первую очередь ориентирован на другие вещи. Меня больше интересует внутренняя жизнь Додона, история последней любви этого царя. Мне кажется, это очень интересно. Речь пойдет о власти и о людях власти. О том, как власть влияет на человека и что с ним происходит при встрече с чудом. Суть нашего спектакля - во взаимоотношениях двух главных персонажей. Он будет не совсем сказкой. Это будет другая, несказочная история … и скорее человеческая, нежели общественно-политическая».

Что можно сказать о будущей постановке, читая эти высказывания режиссера-постановщика? Поиски дополнительных ненужных смыслов, которых в оперных произведениях попросту нет и в которых они не нуждаются, в Большом театре будут продолжены… Серебренникова интересует «история последней любви этого царя», «внутренняя жизнь» тупоумного Додона, которого сам композитор собирался «осрамить совершенно» (и блестяще сделал это!), и который по сути не является живым персонажем, но театральной маской. Право, смешно читать такие откровенно абсурдные рассуждения…

Подготовил Александр Матусевич

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ