«Галька» в Варшавской Камерной опере

«Галька» в Варшавской Камерной опере
Оперный обозреватель

Редакция получила очередную статью из Варшавы от Виолетты Атаян, которая иногда присылает нам интересные материалы из жизни польской оперной сцены. Сегодня разговор о Варшавской Камерной опере.

Варшавская Камерная Опера находится на одной из центральных улиц города – Алее Солидарности, но она настолько надежно укрыта от глаз прохожих придорожными домами, что многие коренные варшавцы даже не подозревают о ее существовании. Театр был основан в 1961 году Стефаном Сутковским, который руководит им и по сей день. В 1986 году «Опера Камеральна» получила в пользование постоянное здание, в прошлом бывшее флигелем замка Дзялыньских, а позднее костелом евангелистов-реформаторов (последователей швейцарской ветви реформации). Построенное в 1775 году, оно сегодня занесено в реестр архитектурных памятников столицы. Подчеркнуто классический стиль строения, простое и строгое внутреннее убранство создают там особую атмосферу благородного спокойствия и уюта.

1/3

В этом маленьком «музыкальном храме» время словно останавливается, театр живет согласно своим правилам и ритуалам, где звонки к началу спектакля даются вручную, а в антракте в маленьком и уютном дворике перед входом, окруженном со всех сторон зеленью, зрителей угощают ароматным кофе и старопольским питьевым медом с печеньем.

Внутри театр настолько невелик, что остается только удивляться, как в таком миниатюрном зале на 160 мест (11 рядов, из которых 4 на балконе), можно ставить спектакли? Оказывается, можно, и с большим успехом. Привычный оперный сезон здесь выглядит совсем наоборот - наиболее горячая пора приходится обычно на летнее время, когда все остальные театры, как правило, отдыхают и набираются сил. Репертуар Камерной Оперы настолько разнообразен, что можно в нем найти средневековые мистерии, барочные и классические оперы, пантомимы XVIII века, оперы Россини и Доницетти, а также современные произведения. В состав артистов входят более 75 солистов, 7 дирижеров, хор из 40 человек, два малых симфонических оркестра (Варшавская Симфониетта и Камерный оркестр), ансамбль старинных инструментов и др. Артисты, кроме непосредственного участия в сценичной жизни театра, выступают также с концертами камерной, ораториальной и симфонической музыки на различных других польских сценах. Труппа довольно часто представляет также свои спектакли и концерты за рубежом.

Несомненной заслугой и гордостью театра являются ежегодные моцартовские фестивали, которые проводятся с 1991 года и длятся от 15 июня до 26 июля. Камерная Опера является единственным театром в мире поставившим все оперы Моцарта. Проводятся также фестивали Барочных опер (с 1993 года) и фестивали Клаудио Монтеверди (с 1995 года), в репертуаре которых – все сохранившиеся оперы композитора.

Огромным по творческим масштабам мероприятием стал для этого театра 400-летний юбилей жанра оперы. Этот фестиваль музыки длился с 6 октября 2000 года по 30 октября 2001 года. В течение этого периода было представлено 57 оперных произведений всех прошедших эпох (125 спектаклей), начиная от «Эвридики» Я. Пери и О. Ринуччини и заканчивая современными операми, написанными специально по заказу театра.

Другим интересным и ярким событием являлся цикл фестивалей под названием «Ода Европе», где были показаны музыкально-сценические достижения 25 европейских стран (3 мая 2004 – 3 мая 2005 года).

Важной достопримечательностью репертуара Камерной оперы, лишний раз подчеркивающей ее почтительное и бережливое отношение к истории жанра, является 25-летнее присутствие на этой сцене первоначальной (2-х актной) версии оперы «Галька» Станислава Монюшко. В текущем сезоне «Галька» была показана в октябре и несколько раз в мае. Автору статьи посчастливилось побывать на последнем майском спектакле.

Премьера упомянутой изначальной первой редакции «Гальки» состоялась в Вильнюсе в 1848 году (в связи с этим ее называют вильнюсской версией). Позже ее ставили только два раза: в 1926 году вильнюсский театр «Редута» и в 1931 году Опера в Кракове. Варшавская Камерная Опера вернула ее польской памяти, хотя премьера состоялась в Англии – на фестивале в Брайтоне – в 1984 году.

Напомним, что вторая, четырехактная версия «Гальки», которая получила мировую известность, была представлена публике в 1858 году в варшавском Большом Театре – с дописанными Монюшко развернутыми ариями и танцевальными сценами.

После близкого знакомства современных критиков с первым вариантом оперы, к их удивлению оказалось, что мнение о его незрелости и неполноценности было мифом. Наоборот, без дописанных позднее сцен, которые несколько задерживают действие, именно эта версия представляет собой более драматургически цельное и совершенное полотно. В этой редакции трагедия главной героини – Гальки – становится более яркой и трогающей, а сцены более насыщенными и динамичными. Это судьба обманутой и брошенной шляхтичем Янушем простой крестьянки, которая заканчивает жизнь самоубийством, бросаясь в воды Вислы. Другим важным персонажем оперы является безответно влюбленный в Гальку простолюдин Йонтек, партию которого в первой версии оперы исполняет баритон (в версии варшавской – тенор), благодаря чему его образ становится более драматичным, выразительным и темпераментным. В целом, обостряется восприятие конфликта между шляхтой и холопами, который был сглажен в следующей версии.

В вильнюсской «Гальке» ярче проступает также новаторство Монюшко–композитора: в сквозной музыкальной ткани и развитии сцен, где нет деления на отдельные номера – можно найти органично вплетенные лейтмотивы – принцип, ставший основой музыкальных драм Вагнера и поздних опер Верди. Большую роль играют хоровые сцены, особенно во втором акте, где хор, сочувствующий героине, становится одним из главных действующих лиц.

Режиссировал эту постановку один из самых известных польских театральных режиссеров Казимеж Деймек*, сценография спектакля была подготовлена Яном Полевкой. Спустя 25 лет, в буйном вихре развития современной режиссуры со всеми ее новаторскими концепциями, этот спектакль невольно становится ценным историческим экспонатом. Простая сценография с нарисованным фоном и элементами строений, красочные традиционные костюмы крестьян и шляхты радуют глаз. Любое осовременивание этой оперы просто бы уничтожило все ее национальное очарование.

Партии главных героев в этот вечер исполняли: Галька – Камила Холевиньска, Йонтек – Томаш Рак, Януш – Роберт Шпрэгель, София (жена Януша) – Марта Выломаньска. Пожалуй, наибольше претензий можно предъявить к вокалу главной героини, которая в первом действии местами выражала свои чувства настолько сильным голосом, что это явно превышало размеры камерного зала и возможности его акустики.

Цельно, ярко, слаженно и убедительно прозвучал оркестр, под управлением Рубена Сильвы. Стоит сказать несколько слов об оркестровой яме, которая вмещает 40 музыкантов и напоминает вагнеровскую «мистическую пропасть» в миниатюре - уходит под сцену и расположена настолько глубоко, что из зала не видно не только оркестрантов, но и дирижера.

В заключении хотелось бы только добавить, что в этом году Камерная Опера отмечает свой 50-летие в рамах Фестиваля Камерных опер XX и XXI веков, проведение которого запланировано с 12 сентября 2011 до 28 марта 2012. В программе можно будет услышать оперы: «Человеческий голос» Ф.Пуленка; «Кво вадис», «Прометей» и «Преступление и наказание» Б.Матушчака; «Пещное действо» Б.Бриттена; «Енуфу» Л.Яначека; «Я, Каин» Э.Паллаша; «Похождения повесы» И.Стравинского; «Император Атлантиды» В.Ульмана; «Свадьба с вариациями» Ю.Коффлера; «Полиевкт» и «Балтазар» З.Краузе.

Примечание:

* Казимеж Деймек (1924 – 2002) был знаковой фигурой в культурной, театральной и политической жизни Польши. Он руководил «Театром Новы» в Лодзи (1952-1961 и 1974-1979), Национальным театром (1962-1968) и Польским театром (1981-1995) в Варшаве, был ректором Государственной Высшей Школы Театральной в Лодзи (1952-1955) и министром культуры (1993-1996). Будучи учеником Л. Шиллера, К. Деймек развивал принципы монументального по форме театра, насыщенного большим социальным содержанием.

На фото:
Варшавская Камерная Опера
сцена из спектакля

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ