Jessica Di Borgogna

«Аделаида Бургундская» на Rоssini Оpеrа Fеstivаl

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Нынешнее лето оказалось гораздо милостивее в жителям Аппенинского полуострова и к многочисленным туристам, которые посещают Италию в погоне за памятниками старины, синим морем с золотыми пляжами и кулинарными наслаждениями. Страшной жары, подобной той, что была в годах 2003 и 2007, удалось избежать. И все же во вторую декаду августа погода сменила милость на гнев: выпуски новостей то и дело рекомендовали не выходить из дому в самые жаркие часы и пить как можно больше воды. Именно эти дни совпали с Россини Опера Фестиваль в Пезаро, который в этом году также связан с большим событием: 150-летием со дня объединения Италии.

Думаю, что в сорокаградусную жару памятная дата у многих (среди которых автор) вылетела из головы. А между тем именно этот факт определил выбор названия для открытия фестиваля: «Аделаида Бургундская».

1/5

Россиниевская опера-seria начинается словами «Misera patria oppressa/Chi ti darà sostegno?/In sì fatal sciagura/Qual Dio ci assisterà?» («Несчастная угнетенная родина/ Кто поддержит тебя?/ В этом роковом несчастье/ Какой Бог поможет тебе?» - И.С.). Действие «Аделаиды» происходит в 950 году в Северной Италии, базируется на подлинных исторических фактах и повествует об истории вдовы короля Италии Лотарио, на руку которой претендуют сын узурпатора Беренгарио Адельберто и император Оттон. Сложная интрига завершается поражением Беренгарио и Адельберто, победой Оттона и бракосочетанием Оттона и Аделаиды. Финал «счастливый» не только потому, что влюбленные могут, наконец, соединить свои судьбы, но и потому, что опера заканчивается воссоединением Итальянского Королевства. Отсюда и выбор «Аделаиды» для открытия РОФ-2011.

«Аделаида Бургундская» в момент ее появления в 1817 году (премьера в театре «Арджентина» в Риме 27 декабря) не завоевала громкого успеха. Ее ставили также в Падуе, Венеции, Луго ди Романья, в Лиссабоне и Ливорно, после чего надолго забыли. Театры не слишком баловали ее вниманием и в годы Россини-ренессанса. Об «Аделаиде» вспомнили в 1978 году в Лондоне и в году 1984 на фестивале Valle d’Itria в Мартина Франка. В концертном исполнении с ней можно было познакомиться в Париже, Льеже, Эдинбурге и Пезаро.

Название статьи пришло на ум само собой по аналогии с прозвищем великой маcтерицы bel canto нашего времени, Мариэллы Девиа. Одной из коронных партий Девиа была Лючия ди Ламмермур в одноименной опере Доницетти, у многих сопрано просто ассоциировалась с ролью Лючии, и один критик приклеил к певице меткое прозвище «Девиа ди Ламмермур». Так вот, похоже, мы имеем дело со схожим случаем. В главной роли оперы «Аделаида Бургундская» выступила не слишком известная широкой публикe певица из Австралии Джессика Пратт. Выступила так, что не остается ничего, как назвать ее «Джессика ди Боргонья». Собственно голос австралийской сопрано нельзя признать выдающимся, незабываемым, но как она им владеет! Все спето на дыхании, с тончайшим филированием звука, legato безупречно, колоратуры - настоящий «жемчуг по бархату». А какое изящество, какое владение тонкостями стиля. Есть, есть еще на свете настоящее bel canto, и те, кто владеет его секретами, живут не только в Италии...

Известный в Италии дизайнер и режиссер Пьер’Алли, как всегда, выступил во многих ролях: сценографа, режиссера, художника по костюмам и по свету, автора видеопроекций. Результат весьма противоречивый: отрицать красоту спектакля нельзя, но он не имеет ясной идеи и слишком статичен. Работа Пьер’Алли почти целиком базируется на видеопроекции, что создает впечатление монотонности. То, что возникает за спинами артистов, не слишком разнообразно: средневековые замки, штандарты, королевская корона, географические карты, шествия сурово ступающих воинов в шлемах, очень часто вода с капающим дождем. Изображения порой находятся в гармонии с музыкой и тем, что происходит на сцене: так, во время увертюры вы видите Каноссу и королевскую корону; порой выглядят произвольными. Само же действие перенесено в первые десятилетия девятнадцатого века, интерьеры и костюмы неоклассические, в соответствии со вкусом времени появления «Аделаиды». Режиссура сведена к «живым картинам», к симметрично расставленным группам. Для оперы-seria, речь в которой идет об узурпации трона, предательствах, борьбе за руку вдовы умершего короля, политической победе императора Оттона Пьер’Алли выбирает иронический тон, что немало удивляет. В битве солдат Беренгарио с армией Оттона оружием являются зонтики! В сцене триумфа Пьер’ Алли дарует зеленые шарфы мужчинам, красные кокарды и белые воротники женщинам: не забывайте, что Rossini Opera Festival, подобно многим культурным мероприятиям, посвящен 150-летию объединения Италии! Словом, постановка красива, а ключ к прочтению «Аделаиды» не найден.

Поклонники самого знаменитого россиниевского контральто нашего времени Даниэлы Барчеллоны, конечно, последовали за ней в Пезаро. И оказались правы. Даже если Даниэле в партии императора Оттона можно было предъявить кое-какие упреки, эта певица остается подлинным феноменом. Кто, кроме нее, с такой убедительностью способен выступить в россиниевских ролях en travesti? Кто имеет такую безупречную стать, такую благородную манеру? Быть может, ныне этот голос чуть потускнел, но его объем, мягкость звукоизвлечения, красота тембра в соединении с великолепной техникой остались неизменными.

Совершенная загадка, как на роль Адельберто попал румынский тенор Богдан Михай, «автор» моментов, вызвавших смущение, если не стыд. Голос неприятный, «блеющий», производящий комическое впечатление. Как такой «прокол» мог случиться на Россиниевском фестивале, особенно если партнеры певца - такая звезда bel canto, как Даниэла Барчеллона, и такой серьезный профессионал, как Никола Уливьери? Последний создает запоминающийся образ узурпатора Беренгарио, как сценически, так и вокально, за арию «Se protegge amica sorte» ему горячо аплодируют. Крайне достойно и корректно выступает Джаннет Фишер в партии матери Адельберто Эврики.

С успехом дебютирует в Пезаро наш соотечественник Дмитрий Юровский, дирижируя россиниевской партитурой в решительном, чуть маршеобразном духе, и в то же время с любовью аккомпанируя певцам, особенно блестящей Пратт, извлекая из струнной группы тончайшие оттенки. В его распоряжении – отличный оркестр болонского театра «Комунале».

Постановка «Аделаиды Бургундской» вызывает весьма разноречивые реакции. Но все это цветочки по сравнением с тем, что происходит на следующий вечер, когда на окраине Пезаро, в мрачноватых помещениях спортивного комплекса Adriatic Arena, на время проведения фестиваля превращенного в театральный зал, на публику выходит «Моисей в Египте» в постановке Грэма Вика...

Фото Amati Bacciardi любезно предоставлены Rossini Opera Festival

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ