«Тройной удар» в «Ковент-Гардене»

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

С огромным успехом отыграли в Королевской опере «Ковент-Гарден» первый спектакль нового 2011-2012 сезона — «Триптих» Пуччини — три одноактные оперы: убийство, самоубийство и фарс.

«Il Tabarro» — «любовно-производственный» роман, разыгравшийся на разгрузке пришвартованной к причалу баржи, и закончившийся убийством ее владельцем Микеле любовника своей жены, грузчика Луиджи.

Любовника в «Плаще» исполнял русский тенор из Латвии Александр Антоненко, обладающий мощным надежным голосом и вокальным мужеством, сумевший дать отчаявшейся от безысходности хозяйке баржи Жоржетте (Ева-Мария Вестбрук) «луч света» и надежду на «другую жизнь» в беспробудной серости бытия.

1/3

Роль «Фруголы», жены грузчика «Тальпа»*, пела американка российского происхождения Ирина Мишура, чей голос звучал живо и интригующе, хотя мечтала она о малом — домике, садике. Прекрасный, полный лирических красок голос Лючио Галло, на мой взгляд, меньше подходил суровой личности Микеле, бескомпромиссного в своем насилии. Эта убийственная, жестокая развязка противоестественна, ненатуральна, тем более что что зритель не почувствовал даже намека на какую-то эротическую, сексуальную близость любовников.

«Suor Angelica» — рассказывает нам о самоубийстве сестры Анджелики, обезумевшей от горя матери, узнавшей — после многолетнего отлучения от сына — о его гибели.

После убийственной кульминации «Плаща», «Сестра Анджелика» начинается с идиллии, почти пасторальной гармонии. И только излишняя набожность, религиозность вселяют тревогу: не все здесь благополучно. Вскоре же мы обнаруживаем бурное противостояние между Анджеликой (Эрмонела Яхо) и ее тетей-княгиней в исполнении Анны Ларссон. Певицы исполнили этот надрыв великолепно, но... «Сестра Анжелика» показалась вещью излишне сентиментальной, надуманной, или же мне не удалось проникнуться страданиями монахини и матери, разделить с ней ее грех, искушение и боль утраты.

«Gianni Schicchi» — невероятная, грандиозная афера мошенника Скикки (эту роль великолепно исполнил Люсио Галло, но как же отличался от обманутого владельца баржи в Ил Триттико), прикинувшегося умершим дядюшкой и отписавшим не родственникам, а «другу семьи», то есть — себе, лучшую и большую часть наследства. Обаяние — в голосе, в манере поведения-обхождения, перед которым трудно устоять, — вот главное оружие Люсио.

В последней мини-опере исполнение оркестра под руководством Антонио Паппано, и без того замечательное, иначе как исключительным назвать нельзя. Как такового хора на сцене не было, присутствовала только многочисленное семейство Буозо Донати (Питер Кортис) и его родственников (Симоне — Гвин Хауэл, его кузина Зита — Елена Цилио, Ринуччо — Франческо Демуро, роль Марко исполнил Роберт Поултон и Лоретту — екатеринбурженка Екатерина Сюрина), которые прекрасно справились со своей задачей, а дирижер и музыканты дали простор исполнителям, и каждое слово певцов в этом комическом эпизоде звучало отчетливо, четко прослушивался их диалог, и музыка лишь подчеркивала абсурд, безумность происходящего, особенно в заключительной части спектакля. Это был прекрасный образец «team-work» — коллективной работы, и невозможно выделить кого-то индивидуально, потому что арии каждого из них не настолько значительны, но именно все вместе они и достигли апофеоза.

Момент поиска завещания, со взламыванием половиц, перетряхиванием постели, на котором покоилось еще не остывшее тело, кипами бумаг, сыпавшимися с чердака, было, пожалуй, наиболее увлекательным моментом. Крикливая обстановка квартиры, где происходило действие, абсолютно идеально дополнила действие.

«Триптих» в таком объеме не ставился в Королевской опере с 1965 года, и совершенно напрасно, потому что это был один из незыбываемых, не так уж часто повторяющихся вечеров в «Ковент-Гардене». Антонио Паппано и режиссер постановки Ричард Джонс разыграли беспроигрышную карту.

Примечание редактора:

* «Фругола» и «Тальпа» — согласно либретто, не имена, а прозвища этих действующих лиц парижского «дна». В переводе на русский язык их можно назвать примерно так: «Старьевщица» и «Крот»

Фото: ROH/Bill Cooper

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Ковент-Гарден

Театры и фестивали

Триптих

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ