Дорогу молодым!

Дом музыки открыл новый абонемент

Дом музыки открыл новый абонемент
Специальный корреспондент

20 ноября 2011 года в ММДМ состоялся первый концерт нового абонемента «Звезды оперной сцены XXI века», открытого Национальным филармоническим оркестром России под руководством Владимира Спивакова. Дирижировал Антон Гришанин, солисты Родион Погосов (баритон) и Георгий Васильев (тенор), который заменил внезапно заболевшую солистку Большого театра Анну Аглатову, участие которой первоначально планировалось в этом концерте.

Программа мягко стартовала с увертюры к «Волшебной флейте» Моцарта, исполненной оркестром, после чего на сцену вышел Погосов, которому в отсутствие прекрасной дамы, надлежало стать главным героем вечера. Российский баритон, которого в последние годы чаще можно услышать на западных сценах, чем в нашем отечестве, для начала концерта выбрал достаточно неожиданный номер – вдумчивую и строгую арию Ксеркса из одноименной оперы Генделя.

Желание показать свои возможности в разных жанрах похвально, однако показалось, что артисту в данном номере не очень комфортно и приходится сдерживаться, потому что уже в следующем произведении – арии Папагено из «Волшебной флейты» актерский кураж его захлестнул с головой. В этой партии певец когда-то дебютировал на сцене московской «Новой оперы» и сейчас, вероятно, остается одной из любимых – подтверждение тому абсолютная свобода, сценическая и вокальная раскованность, умение и выдержать паузу, и оставаться в теплом душевном контакте со зрителем, продемонстрированные в этой арии.

Вокальная форма, в которой находится певец, представляется оптимальной для выступления на международном уровне. Может быть, можно придраться к недостаточно плотным низам, хотя не факт, что при его репертуарной специализации они ему в принципе нужны. Достаточно легкий, с хорошим запасом наверху, мобильный и пластичный баритон удачно подходит и для западноевропейского, и для русского репертуара, хотя показалось, что к западному он относится как-то бережнее и аккуратнее. Ария Онегина «Вы мне писали…» была наименее удачным из исполненных произведений, в ней были и мелкие неточности, интонационные подмазывания, да и экспрессии для «отповеди» холодного русского денди по образу было многовато. Ария Валентина из «Фауста» Гуно, исполненная более мягко, теплым и бархатистым звуком, понравилась больше. И максимальную реакцию публики и аплодисменты получила ария Родриго из оперы Верди «Дон Карлос».

Георгий Васильев (тенор)

Молодой, но быстрорастущий тенор «Новой оперы» Георгий Васильев взялся за весьма сложные произведения, без скидки на то, что выход его на сцену был следствием непредвиденной замены. В отличие от его более именитого коллеги (коллеги и по данному концерту, и по старту в театре «Новая опера»), русский номер Васильева (ариозо Германа из «Пиковой дамы» Чайковского) оказался очень удачным, такое правильное сочетание лирики и страстности, без уклона в силовую манеру исполнения удается далеко не каждому даже очень маститому тенору.

Тембр певца, вероятно, следует определить как лирико-драматический, у него есть явный потенциал и на исполнение светлых, романтичных произведений, и возможность, где надо, сгустить краски и «прибавить громкость». Безусловно, понравилась в его прочтении ария Хозе из «Кармен» - подкупающей искренностью исполнителя, в необъяснимом сочетании с музыкальной дотошностью певца-отличника, соблюдающего лучшие стандарты. Ну и эффектная, кинематографичная внешность певца – тоже нелишнее для тенора качество, не зря же веками поклонницы ходили в оперные театры «на теноров»: не только послушать, но нередко и посмотреть.

В принципе, на перспективу по голосу ему и пуччиниевский Каварадосси, да и сегодня прозвучавшую хитовую арию из третьего действия, если бы не некоторые лишние звуки, совершенно непонятно для чего возникшие, можно было бы зачесть как удачную. Интересный номер – каватина Оронта из оперы Верди «Ломбардцы», с которой он первый раз вышел на сцену в данном концерте и на которой публика как бы должна была решить, принять или не принять певца, вышедшего на замену – и судя по реакции зрителей, они сочли замену полноценной. Не понравилось ариозо Канио из «Паяцев» Леонкавалло – номер был то ли недорепетированным, недоученным, то ли стал жертвой общей усталости в конце концерта, к нему относится заметное число недочетов в исполнении и у оркестра, и у солиста.

Оркестр и дирижер, в целом, оставались в рамках баланса с солистами, но и исключения, увы, в отдельных местах присутствовали. Что касается чисто оркестровых номеров, то нам исполнили фрагмент Вальпургиевой ночи из оперы Гуно «Фауст», увертюру к «Кармен» Бизе и интермеццо из «Манон Леско» Пуччини – произведения часто звучащие, но не устаревающие, каждая встреча с ними в живом исполнении - дополнительный бонус для меломанов. Менее понравилось переложение для оркестра фортепианной пьесы Чайковского «Октябрь» - оркестровка не украсила оригинал, к сожалению, то, что на уровне салонного инструментального исполнения слушается как легкая меланхолическая грусть, в масштабах симфонического оркестра стало просто неразрешимой вселенской тоской, которую автор вряд ли имел в виду.

Бисы оказались не менее интересными, чем сама программа. Сначала певцы спели по мелодичной итальянской песне, а в завершение концерта Погосов блестяще исполнил каватину Фигаро, напомнив, что именно эта партия в «Севильском цирюльнике» Россини в «Метрополитен» – основной дебют певца в этом сезоне. Надеемся, что воспоминания о теплом приеме дома, у российской публики помогут ему в дальнейшем штурме высот мировой оперы.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ