Коротко о разном

Темы: Российская премьера оперы Беллини в Чебоксарах. Пермская «Травиата» в Дублине. Новости Челябинской Оперы. Как популяризовать классику: вопросы и ответы в Петербурге. Екатеринбургская Опера готовится к юбилею. В Театре Покровского обсуждали новую оперу. Владивостокская Опера приобрела реальные очертания. 100-летие Нино Роты. Юбилей оперы Глюка. Мировая премьера оперы Подгайца. Ливайн продолжает болеть.

Российская премьера оперы Беллини в Чебоксарах

16 декабря в Чувашском театре оперы и балета состоится редкая для России премьера. В полуконцертной-полусценической версии (т.н. semi-stage) прозвучит опера Винченцо Беллини «Чужестранка».

Мировая премьера прошла 14 февраля 1829 года в театре «Ла Скала». Из-за суеверия (в Вене, во время исполнения оперы сгорел театр) к «Чужестранке» обращались редко, но в ХХ веке всё изменилось, опера начала привлекать внимание постановщиков. Теперь же эта опера будет впервые исполнена в России.

Автор идеи Дмитрий Банаев. Для него «Чужестранка» - не первый подобный проект, дирижёру принадлежит идея постановки «Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии», а также ряда концертных программ на сцене Театра оперы и балета и филармонии. Смелые идеи Дмитрия Банаева всегда вызывают интерес и с каждым новым проектом всё больше привлекают внимание музыкальной общественности. Несложно представить насколько значимы для музыкально-театральной жизни Чувашии эти постановки и концерты, которые выбиваются за рамки привычных шаблонных мероприятий.

В спектакле примут участие:  Мария Еланова, Дмитрий Башкиров, Надежда Степанова, Константин Москалёв, Илья Гурьев, Андрей Михайлов - солисты, творчество которых отличается особой любовью к оперному искусству.

Пермская «Травиата» в Дублине

23 ноября оперная труппа  и симфонический оркестр Пермского академического театра оперы и балета им. П. И. Чайковского под управлением главного дирижера Валерия Платонова исполнили одну из самых популярных опер Верди «Травиата» на сцене молодого дублинского театра Grand Canal Theater.

«Травиату» для дублинских гастролей Пермской оперы заказал импресарио Саймон Уолтон, с которым пермский театр успешно сотрудничает не первый год. Господин Уолтон неоднократно организовывал выступления пермского балета в Ирландии, а в этом году его выбор впервые пал на оперу.

Режиссер-постановщик — Сергей Миндрин. Дирижер — Валерий Платонов. Художники —  Петр Окунев, Ольга Шаишмелашвили. Солисты: Виолетта — Елена Семёнова, Татьяна Куинджи; Альфред — Максим Сажин, Нажмиддин Мавлянов; Жорж Жермон — Андрей Батуркин, Дмитрий Демидчик.

В модернистской интерпретации режиссера Сергея Миндрина действие оперы перенесено из парижских салонов середины XIX века в 1933 год. Стилистически спектакль рифмуется с эстетикой мелодрам эпохи немого кино.

Новости Челябинской Оперы

Новый проект Челябинского театра оперы и балета им. М. И. Глинки «Звезды российской сцены в шедеврах оперной и балетной классики» в декабре откроет неделя оперных спектаклей, главные партии в которых исполнят солисты столичных театров.

В опере «Князь Игорь» А. Бородина заглавную партию исполнит солист Мариинского театра Сергей Мурзаев. Знаменитый баритон пел пять лет назад в Челябинске в этом спектакле, открывая Международный оперный фестиваль «Ирина Архипова представляет…». Нужно не забывать и о том, что Мурзаев – челябинец, окончил Челябинское музыкальное училище, затем – Московскую консерваторию. Новая встреча с известным певцом любителям оперы доставит немало ярких впечатлений, тем более, что партия князя Игоря – одна из лучших в репертуаре певца.

«Мадам Баттерфляй», «Кармен» и «Пиковая дама» пройдут с участием солиста Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Дмитрия Полкопина. Полкопин был солистом Челябинской оперы, ныне уже 3-й сезон – ведущий московский солист, приглашенный солист Мариинского театра. Дмитрий Полкопин наделен редким от природы голосом – драматическим тенором богатейшего тембра, с яркими тембральными красками. Его голос – трепетный и страстный, обволакивающий и обжигающий своей красотой. Выразительна внешность певца, интересна его актерская игра. Для певца выход на сцену – это не простая демонстрация блестящего вокала. Жизнь героев он проживает по-настоящему: преданный ревнивец Хозе в «Кармен» и щеголеватый Пинкертон в «Мадам Баттерфляй». А партия Германа в «Пиковой даме» в исполнении Дмитрия Полкопина – это передача неистовых чувств, смятения, мистики, порыва и нежной тонкой любви к Лизе.

Как популяризовать классику: вопросы и ответы в Петербурге

10 декабря 2011 года состоялся второй ежегодный городской фестиваль «Ночь музыки в Санкт-Петербурге», который в этом году проходит под девизом «Мы любим оперу!». Это общегородское мероприятие, имеющее ярко выраженную социальную направленность, проводила автономная некоммерческая образовательная организация культуры «Национальный оперный центр» при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга.

Цель фестиваля и одна из основных задач деятельности Национального оперного центра в целом — популяризация классического музыкального искусства, просветительство, увеличение слушательской аудитории, развитие традиций любительского музицирования, консолидация сил для привлечения новой, преимущественно молодежной аудитории. Фестиваль даёт возможность увидеть на различных городских площадках оригинальные музыкальные программы, самому широкому кругу публики услышать профессиональных исполнителей не только в традиционных для концертной деятельности залах, а и в неожиданных местах, исполнителям-любителям — выступить самим.

Не секрет, что в последнее время академическое музыкальное искусство испытывает значительные трудности, которые, не исключено, поставят под вопрос само его дальнейшее существование. Во всем мире происходит естественная убыль старых слушателей, но их места не заполняют активно новые поклонники опер и симфоний. Без всесторонней комплексной популяризаторской, образовательной, маркетинговой деятельности аудитория классической музыки рискует значительно сократиться, а то и вовсе исчезнуть. Весь этот комплекс проблем требует серьезного вдумчивого обсуждения. Необходима выработка стратегии практической помощи этой области гуманитарной деятельности.

Для такого обсуждения Национальный оперный центр в качестве «ауфтакта» к «Ночи музыки в Санкт-Петербурге» организовал также 7 декабря 2011 года «круглый стол» с участием музыковедов, практиков-музыкантов, продюсеров, маркетологов, организаторов актуальных музыкальных просветительских проектов, историков и социологов культуры, социальных работников, представителей петербургских музыкальных театров, филармоний, общественных организаций, работающих в сфере музыкального воспитания и просвещения. К диалогу были приглашены и институты власти, от которых зависит во многом реализация конкретных проектов и программ в Санкт-Петербурге – руководители комитетов Правительства Санкт-Петербурга – по культуре, по молодежной политике, по образованию, профильной комиссии законодательного собрания города. Соорганизатором «круглого стола» выступил Комитет по культуре Правительства Санкт-Петербурга и Петербургская консерватория.

Результатом этого «мозгового штурма» стала не просто констатация проблем и указание путей их решения, но дальнейшая практическая реализация идей и методов, высказанных и предложенных участниками. Примеры такой практической деятельности в городе есть. Например, реализуемая Национальным оперным центром с сентября с.г. общегородская комплексная социально-просветительская программа «Музыка жизни», адресованная детям, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах, проводившийся 8 декабря концерт, посвященный Международному дню инвалида, а также фестиваль «Ночь музыки в Санкт-Петербурге» 10 декабря.

Екатеринбургская Опера готовится к юбилею

Премьерой оперы "Борис Годунов" и фестивалем с участием российских и международных звезд отпразднует свое столетие Екатеринбургский театр оперы и балета осенью 2012 года, сообщил в четверг на пресс-конференции директор театра Андрей Шишкин.

"Новый сезон мы открываем оперой "Борис Годунов". С 6 по 14 октября ориентировочно пройдет фестиваль, посвященный 100-летию нашего театра", - сказал он.

Шишкин добавил, что фестиваль будет состоять из восьми спектаклей оперы и балета с участием звезд, переговоры с которыми ведутся в настоящее время. Имена артистов директор театра уточнять не стал. Сумму, которая потребуется на организацию празднования, Шишкин также не назвал, отметив только, что "это миллионы".

По словам главы культурного учреждения, во время визита президента России Д. Медведева в Екатеринбург для открытия станции метро губернатор Свердловской области Александр Мишарин передал руководителю страны просьбу от руководства театра помочь в проведении фестиваля и подготовке премьеры.

Президент поручил министру культуры России А. Авдееву заняться этим вопросом, в частности, предложил создать на российском уровне оргкомитет по подготовке к юбилею.

За год до фестиваля театр представит зрителям еще несколько премьер - оперы "Князь Игорь", "Граф Ори" Россини, спектакль по мотивам оперы "Любовный напиток" Доницетти.

Екатеринбургский театр оперы и балета - один из крупнейших оперных театров России. По данным Шишкина, доходы театра по итогам 2011 года увеличатся на 43% по сравнению с 2010 годом и составят около 55 миллионов рублей - это рекорд для учреждения. Еще один рекорд театр поставил по количеству зрителей - заполняемость зала на каждом спектакле превысила 90%. В театр на один спектакль в среднем приходит около 820 человек (в 2006 году - 430 человек, в 2010 - 625 человек).

Уходящий год также стал для учреждения выдающимся по количеству и географии гастролей - с начала 2011 года труппа выступила в Китае, Турции, Азербайджане, Боснии и Герцеговине, Украине и Таиланде, а в середине декабря отправится на гастроли на Тайвань.

В Театре Покровского обсуждали новую оперу

В Камерном музыкальном театре им. Б. А. Покровского состоялось прослушивание новой оперы Александра Журбина «Мелкий бес» (либретто Валерия Семеновского по одноименному роману Федора Сологуба).

Роман, написанный в начале прошлого века, сразу же вызвал брань критиков и злобу читателей, шокированных описаниями мерзости отечественной провинциальной жизни. Спустя более ста лет роман впервые стал основой для оперы — мощной двухактной композиции для 12 оперных певцов и оркестра.

Александр Журбин давно мечтал написать оперу на этот сюжет. Прочитав пьесу Семеновского «Тварь», созданную по этому роману, композитор увидел в ней крепкую основу для либретто. В текст были добавлены стихи самого Сологуба, Пушкина, Державина и некоторых других поэтов. На показе автор сам играл и пел за всех, но все же три арии исполнили солисты театра — Алексей Мочалов, Ирина Алексеенко и Захар Ковалев.

Владивостокская Опера приобрела реальные очертания

Завершается возведение каркаса будущего театра оперы и балета во Владивостоке. Губернатор Приморья Сергей Дарькин отметил хороший темп и качество выполненной работы во время посещения объекта в рамках рабочей поездки.

Напомним, театр строится на улице Фастовской в районе окончания мостового перехода через бухту Золотой Рог. Окончание строительства запланировано на четвертый квартал 2012 года. Стоимость объекта - почти 2,5 миллиарда рублей.

Губернатор посетил стройплощадку, где сейчас идут кровельные работы. В настоящий момент уже заканчивается возведение каркаса здания, и строители приступают к более сложной работе. Впервые специалисты применят металлические конструкции круглой формы. Их изготовили в Корее специально для театра оперы и балета, а использовать будут при устройстве гигантского стеклянного атриума в верхней части здания. К его монтажу строители приступят через неделю.

Театр оперы и балеты во Владивостоке станет одним из самых современных в России. При его проектировании учтены все мировые требования к зданиям такого типа.

100-летие Нино Роты

3 декабря исполнилось сто лет со дня знаменитого итальянского композитора Нино Роты. Знаменитый кинокомпозитор, о чем знают немногие, был автором десяти опер, трех балетов, симфоний и камерных произведений. Предлагаем нашим читателям вспомнить публикацию нашего автора В. Светозарова, посвященную жизненному и творческому пути Роты, посвященную тридцатилетию со дня смерти композитора (апрель 2009 г.).

Юбилей оперы Глюка

8 декабря исполнилось 250 лет со дня мировой премьеры оперы К. В. Глюка «Обманутый кади». Она состоялась в Вене в 1761 году. Опера написана на французское либретто П. Р. Лемоннье.

Первоначально Глюк должен был написать несколько номеров к венской постановке одноименной оперы П. А. Монсиньи (исполненной в том же году в Париже), но сочинил совершенно новую музыку. Сюжет комической оперы носит черты настоящего водевиля с переодеваниями и откровенной буффонадой.

Мировая премьера оперы Подгайца

14 и 15 декабря на сцене Театра Покровского состоится спектакль проекта "Открытая сцена" - мировая премьера комической оперы "Ангел и психотерапевт". Это фантастическая сказка для взрослых, насыщенная яркими эмоциями, полная неожиданностей, лёгкая, весёлая, с абсолютно вымышленным, нереальным сюжетом! Хотя при более подробном рассмотрении эта сказка приобретает очертания привычной жизненной истории, одной из многих, которые сейчас можно увидеть как у себя дома, так и по телевизору. Это игра в жизнь. До боли знакомая имитация настоящей жизни и вера в предлагаемые обстоятельства.

Постановка спектакля осуществлена по гранту Правительства Москвы проекта "Открытая сцена" силами молодой постановочной группы и молодых артистов в сопровождении Московского камерного оркестра "Времена года" под руководством Владислава Булахова. Автор оперы – известный московский композитор Ефрем Подгайц.

Ливайн продолжает болеть

«Метрополитен-опера» сообщает, что музыкальный директор театра Джеймс Ливайн продолжает восстановительный курс после травмы, полученной в августе, и уже с определенностью понятно, что в сезоне 2011-12 он за пульт в театре не встанет. Вполне вероятно, что он не сможет вернуться к своим обязанностям и в следующем сезоне.

Его обязанности возложены на главного приглашенного дирижера театра Фабио Луизи. Именно он завершит в этом сезоне грандиозную тетралогию Вагнера, а также проведет и другие важные для театра премьеры.

Подготовил Александр Матусевич

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ