Коротко о разном

Темы: Найден архив выдающегося тенора Николая Фигнера. А. Рубикис — музыкальный руководитель и главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета. А. Лазарев дирижирует «Обручением в монастыре» С. Прокофьева в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. В Театре имени Станиславского и Немировича-Данченко начались сценические репетиции оперы С. Прокофьева «Война и мир». «Ломбардцы» Верди в «Новой опере». Премьера «Манон» Массне в Кишиневе. К 100-летию Бориса Покровского.

РНБ выкупила считавшийся утерянным архив знаменитого тенора Николая Фигнера

В конгресс-холле Российской национальной библиотеки музыковедам и литераторам был впервые представлен уникальный личный архив звезды Мариинского театра начала прошлого века Николая Фигнера.

Как рассказал генеральный директор РНБ Антон Лихоманов, у этих документов таинственная история. Считалось, что архив актера, певца, фаворита императорской семьи Николая Фигнера безвозвратно утерян. Специалисты полагали, что он сгорел в октябре 1918 года. Но некоторое время назад к руководству библиотеки обратился человек, чье имя Антон Лихоманов назвать отказался. Неизвестный сообщил, что архив певца цел и он готов продать его библиотеке за 750 тысяч рублей.

— В тот момент у нас не было таких денег, и я обратился за помощью в министерство культуры РФ, — рассказывает генеральный директор. — Российское правительство пошло нам навстречу, и Москва выделила на сделку 600 тысяч рублей. Остальные деньги петербургские архивисты собрали сами. Таким образом, архив удалось спасти, и теперь он у нас.

Бумаги Фигнера действительно бесценны. Например, в личном дневнике певца описывается, как Чайковский работал над оперой «Пиковая дама». Роль Германа в постановке писалась специально для Николая Фигнера, и композитор часто советовался с артистом по поводу образа Германа и его арий.

Сейчас над архивом работают специалисты. После этого, по словам Антона Лихоманова, он будет выставлен на всеобщее обозрение.

Опубликовано в «Российской газете», 20.01. 2012

В ближайших выпусках журнала редакция предложит читателям статью о творчестве Николая Фигнера.

А. Рубикис — музыкальный руководитель и главный дирижер Новосибирского театра оперы и балета

С 1 января 2012 года музыкальным руководителем и главным дирижером Новосибирского театра оперы и балета назначен латышский маэстро Айнарс Рубикис.

Как сообщается в пресс-релизе театра: «Айнарс Рубикис привлек большое международное внимание как победитель Третьего Международного конкурса дирижёров имени Густава Малера в 2010; газета «Financial Times» описала решение жюри так: «Награждая А. Рубикиса первой премией, жюри Бамберга послало весомое сообщение музыкальному миру. Это был голос за истину и суть в противовес сенсационности». Латышский дирижер выдержал серьезное испытание, чтобы получить престижную первую премию конкурса. «Я очень рад тому, что именно Айнарс победил в этом году в конкурсе дирижеров», — поделился Джонатан Нотт, главный дирижер Бамбергского симфонического оркестра и председатель жюри Конкурса дирижёров имени Густава Малера. «В этом году, как 2004 году Густаво Дудамеля, мы нашли исключительного дирижера». В августе 2011 А. Рубикис был объявлен лауреатом первой премии Nestle и Зальцбургского фестиваля как лучшему молодому дирижеру и затем встал за пульт Молодежного оркестра им. Густава Малера на Зальцбургском фестивале».

Рубикис уже имеет опыт оперного дирижирования. С 2008 он являлся дирижером Латвийской национальной оперы. Сотрудничает с Новосибирским театром с 2011 года. В конце прошлого года исполнил в театре оперу «Кармен».

А. Лазарев продирижировал 21—22 января «Обручением в монастыре» в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко

Выдающийся отечественный маэстро Народный артист России Александр Лазарев выступил в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, исполнив 21—22 января оперу С. Прокофьева «Обручение в монастыре».

А. Лазарев с 1973 года работал в Большом театре. В 1974 провел здесь российскую премьеру прокофьевского «Игрока». В 1987-95 был главным дирижером театра. Среди его постановок в на этой сцене: «Повесть о настоящем человеке», «Сказка о царе Салтане», «Млада», «Жизнь за царя», «Орлеанская дева», «Ночь перед Рождеством», «Евгений Онегин», «Скупой рыцарь», «Алеко» и др. В 2011 исполнил «Князя Игоря» на открытии сезона Екатеринбургского театра оперы и балета. Один из лучших отечественных интерпретаторов творчества Прокофьева.

В следующем выпуске журнала читайте рецензию на выступление Лазарева в «Обручении в монастыре».

«Война и мир» в театре Станиславского и Немировича-Данченко

В театре начались сценические репетиции новой постановки оперы С. Прокофьева «Война и мир», премьера которой состоится 28 марта с. г. и приурочена к 200-летию Отечественной войны 1812 года. Постановку спектакля осуществляют дирижер Ф. Коробов, режиссер А. Титель, художник В. Арефьев.

Постановка «Войны и мира» — всегда событие неординарного масштаба. Поэтому наш журнал планирует освещать на своих страницах ход подготовки к премьере этого выдающегося опуса Прокофьева.

«Ломбардцы» Верди в «Новой опере»

Сегодня, 22 января в рамках VIII международного фестиваля «Крещенская Неделя в Новой опере» на сцене театра состоится концертное исполнение оперы Верди «Ломбардцы в первом крестовом походе». Публике будет представлена первая (итальянская) редакция сочинения. За пультом маэстро Василий Валитов. В главных партиях заняты М. Губский, Т. Печникова, С. Артамонов, Г. Васильев.

Этот опус Верди в России ставился редко и лишь в 19 веке. Впервые опера прозвучала в нашей стране в 1845 году, сначала в Одессе, а затем в Петербурге, где исполнялась силами итальянской труппы. Интересно, что в составе этой труппы в ряде сезонов пели и русские артисты (О. Петров, Л. Леонов, Э. Лилеева, М. Степанова и др.). В частности одной из лучших исполнительниц партии Джизельды в «Ломбардцах» была выдающаяся русская певица Мария Степанова (1815—1903), выступавшая в эти годы в петербургском Большом театре. Степанова вошла в историю русского оперного искусства, прежде всего, как первая исполнительница партий Антониды и Людмилы, была также участницей первых русских постановок «Нормы» и «Семирамиды» (титульные партии) на сцене Большого театра в Петербурге. В 1846 она была переведена в московский Большой театр (вместе с рядом других столичных артистов). Именно здесь в ее бенефис 3 февраля 1849 года состоялась русская премьера «Ломбардцев» (дирижер И. Иоганис).

Премьера «Манон» Массне в Кишиневе

22 января Национальный театр оперы и балета республики Молдова в Кишиневе впервые в своей истории представил публике шедевр великого французского композитора Ж. Массне. Постановка приурочена к празднованию 3-х знаменательных дат: 55-летия основания театра, 20-летия Международного фестиваля «Приглашает Мария Биешу» и 50-летия дебюта выдающейся примадонны, творческий путь которой начался здесь же в 1961 году.

Дирижер постановки – Марин Билан, режиссер – Санду Вилаке. В главных партиях заняты Родика Пичиряну (Манон), Николай Бусуйок (Де Грие).

К 100-летию Бориса Покровского

23 января исполняется 100 лет со дня рождения великого русского оперного режиссера Бориса Покровского. В связи с этой знаменательной датой мы предлагаем читателям вспомнить один из наших старых материалов о нём. Это некролог, который мы опубликовали в 2009 году, когда замечательный мастер ушел от нас. Сейчас, по прошествии нескольких лет та статья по-прежнему кажется нам актуальной и важной для понимания его творчества, особенно в свете последних баталий, развернувшихся вокруг постановки «Руслана и Людмилы» в Большом театре.

Подготовил Евгений Цодоков

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ