Мировая премьера в Лирик-опере Чикаго

Сергей Элькин
Оперный обозреватель

На состоявшейся 28 февраля в Чикаго пресс-конференции было объявлено, что в сезоне 2015-16 годов в Лирик-опере состоится мировая премьера оперы «Бельканто» («Bel Canto») молодого перуанского композитора Джимми Лопеса по роману Энн Патчетт.

...Эта история началась 17 декабря 1996 года. В этот день террористическая группа «Тупак Амару» захватила японское посольство в столице Перу Лиме. Около четырехсот пятидесяти человек оказались заложниками. К концу первой недели террористы выпустили большинство из них. В заложниках остались семьдесят пять человек. Террористы требовали освободить политических заключенных. Власти страны вступили с террористами в переговоры, которые велись несколько месяцев. За это время военные прорыли траншею к зданию. К середине апреля подкоп был готов. 22 апреля 1997 года, на сто двадцать шестой день после случившегося, началась спецоперация, в результате которой армия взяла японское посольство штурмом. В ходе операции все террористы погибли, а заложники были освобождены.

1/4

...Американская писательница Энн Патчетт, по ее словам, не смотрит телевизор, радио слушает только за завтраком, а из газет иногда читает «Нью-Йорк таймс». Тем не менее, в эти несколько месяцев она полностью оказалась вовлеченной в события в Лиме и каждый вечер ходила к друзьям «на телевизор» — узнать новости о заложниках и террористах. Ко дню штурма Патчетт знала, о чем будет ее следующий роман.

Итак, вице-президент некой южноамериканской страны проводит пышный прием в честь владельца крупного концерна господина Хосокавы. Он надеется заинтересовать японского бизнесмена и получить для страны крупные инвестиции. Чтобы заполучить Хосокаву, вице-президент пригласил на прием примадонну мировой оперы Роксану Косс. Он знает слабость Хосокавы — любовь к опере — и делает ему предложение, от которого бедный японец не может отказаться. Сразу после концерта в особняк врываются террористы. Они ищут президента страны. Но президент, в отличие от Хосокавы, равнодушен к опере, а тем более к скучным приемам. Он остался дома, чтобы посмотреть очередную серию своего любимого сериала... Такова завязка сюжета романа и оперы.

Генеральный директор Лирик-оперы Энтони Фрейд убежден: «Создание новых произведений — фундаментальная часть работы крупной оперной компании». Куратором нового проекта является консультант Лирик-оперы по творческим вопросам Рене Флеминг. Она говорит: «Книга Энн Патчетт не только о терроризме. Она — о людях, которые вынуждены жить вместе на протяжении долгого времени». На пресс-конференции певица рассказала о выборе композитора. Из ста композиторов-кандидатов на написание оперы был отобран «короткий» список. Потом понадобились консультации с сэром Дэвисом и Энтони Фрейдом. И, наконец, композитор определен. Оперу напишет выросший в Лиме очевидец событий, тридцатипятилетний перуанский композитор Джимми Лопес. В 1997 году ему было девятнадцать — столько же, сколько большинству террористов. На пресс-конференции в Чикаго Лопес сказал: «Многие из террористов были тинейджерами. Они смотрели на заложников, как на взрослых, образованных, умных людей». В этой связи композитор вспомнил о так называемом «стокгольмском синдроме», когда террористы привязываются к своим жертвам, а жертвы начинают недоверчиво относиться к тем, кто приходит их освобождать.

На следующий год после освобождения заложников Джимми Лопес поступил в Национальную консерваторию в Лиме, продолжил обучение в Академии Сибелиуса в Хельсинки и даже не мог помыслить, что спустя пятнадцать лет вновь вернется к этой печальной истории. Музыка Лопеса исполнялась ведущими европейскими и американскими оркестрами (в том числе — Чикагским симфоническим), ее слышали в Карнеги-холле, на музыкальных фестивалях в Танглвуде, Аспене, Грант-парке и даже на Молодежных олимпийских играх в Сингапуре. Газета «The New York Times» называет Лопеса «экспертом в оркестровке», а «Chicago Sun-Times» — «одним из самых интересных молодых композиторов». В мае 2012 года Лопес защищает кандидатскую диссертацию в университете в Беркли. В том же месяце в исполнении Филармонического оркестра радио Франции состоится мировая премьера нового сочинения Лопеса «Synesthési». Лопес учился в Южной Америке, Европе и США и везде жадно впитывал лучшие достижения музыкальной культуры. Среди духовных учителей композитора — имена от Баха и Моцарта (последнего Лопес называет «идеальным оперным композитором») до Магнуса Линдберга и Джона Адамса.

Либретто оперы написано американским драматургом и сценаристом кубинского происхождения Нило Крузом. В 2003 году он стал первым латиноамериканцем — лауреатом Пулитцеровской премии в категории «Лучшая пьеса». Он получил награду за пьесу «Анна в тропиках» — латиноамериканскую мелодраму, проникнутую влиянием «Анны Карениной». (Спектакль по этой пьесе был поставлен в Минском театре белорусской драматургии американским режиссером Дэниэлем Бэнксом.) Сейчас Нило Круз работает над сценарием фильма «Дочь Кастро», в котором роль кубинского диктатора собирается исполнить Антонио Бандерас.

В партии Роксаны Косс на сцену Лирик-оперы возвращается звезда мировой оперной сцены Даниэль Де Низ. Она родилась в Австралии в датско-шриланкийской семье. В шесть лет начала танцевать (балет, современный танец, джаз), в восемь с половиной — учиться пению (ее первым педагогом была мама), затем — фортепиано. «Я училась понемножку всему и очень любила танцевать» — вспоминает певица. Когда ее семья переехала в Лос-Анджелес, Даниелла продолжила занятия музыкой. Профессиональный дебют певицы состоялся в Лос-Анджелесской опере в возрасте пятнадцати лет. Она участвовала в постановке оперы для детей «Путешествие в Кордобу» Ли Холдриджа. Де Низ стала самой молодой певицей, когда-либо принятой в оперный Центр при Метрополитен-опере. В 1998 году певица уже пела на сцене прославленного театра (партия Барбарины в «Фигаро»). Наряду с традиционными лирическими героинями — Деспиной, Сюзанной, Нанеттой... (хочется продолжать: Мюзетта, Жанетта, Жоржетта...) — певица стала осваивать барочный репертуар. Европейский дебют Де Низ состоялся в 2002 году в Амстердаме в партии Клеопатры в «Юлии Цезаре» Г.Ф.Генделя. Певица активно поет Генделя («Роделинда» и «Ариоданте»), Монтеверди («Коронация Поппеи»), Рамо («Галантные Индии» и «Паладины»). В этом месяце она исполнила партию Ариэля в опере «Магический остров» в Метрополитен-опере — барочной композиции Джереми Сэмса и Уильяма Кристи на сюжет пьес В.Шекспира «Сон в летнюю ночь» и «Буря». В композиции соединены арии и ансамбли Г.Ф.Генделя, А.Вивальди, Ж.-Ф.Рамо, а также других, менее известных композиторов той эпохи. В Лирик-опере Де Низ выступала в партиях Клеопатры в «Юлии Цезаре» Г.Ф.Генделя (сезон 2007-08 годов) и Сюзанны в «Свадьбе Фигаро» (сезон 2009-10 годов).

Дирижировать оперой будет музыкальный руководитель театра сэр Эндрю Дэвис. Поставит спектакль известный оперный режиссер Стивен Водсворт. В репертуаре Метрополитен-оперы с успехом идут три его спектакля: «Борис Годунов» М.Мусоргского, «Ифигения в Тавриде» К.Глюка и «Роделинда» Г.Ф.Генделя. Среди его драматических спектаклей — бродвейская постановка пьесы Терренса Макналли «Мастер-класс» об одном дне из жизни Марии Каллас.

Лирик-опера — театр консервативный, и мировые премьеры проходят здесь нечасто. Будущая станет седьмой оперой, написанной специально для чикагского театра с 1961 года и первой после оперы Уильяма Болкома «Свадьба» в 2004 году. В последние годы руководства Лирик-оперой Уильяма Мэйсона с новыми постановками старались уже не экспериментировать. И вот в первый год Энтони Фрейда на посту генерального директора Лирик-опера отваживается на смелую акцию. Это — часть новой инициативы Рене Флеминг по привлечению в театр молодого зрителя. Будем надеяться, что инициатива себя оправдает!

На фото:
Энн Патчетт
Джимми Лопес. Фото Сидни Эртала
Нило Круз
Стивен Водсворт

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Чикагская Лирик-опера

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ