Коротко о разном

Юлия Пнева
Оперный обозреватель

Темы: «Черное домино» Обера в Сыктывкаре. Юбилейная декада Санктъ-Петербургъ-Оперы. Оперная труппа ТАГТОиБ им. М. Джалиля вернулась с европейских гастролей. Летний оперный фестиваль в Тюмени: лучшие постановки от Мариинского театра. Четвертый Международный конкурс Галины Вишневской. Кончина Лили Чукасян. Карита Маттила в Метрополитен-опера. Айлин Перез получила награду Ричарда Такера. Вспоминая Кэтлин Ферриер. Даниэла Скиллачи выступила в Красноярске. «Севастополь» в Royal Opera House.

«Чёрное домино» Обера в Сыктывкаре

В Театре оперы и балета Республики Коми поставили комическую оперу Франсуа Даниэля Обера «Чёрное домино» (премьера 22 апреля).

Она была очень популярна в 19 веке. В 1838 году, спустя несколько месяцев после мировой премьеры в парижской Опера Комик (2 декабря 1837), где в главной роли Анжелы выступала знаменитая примадонна Лаура Чинти-Даморо, оперу поставили в московском Большом театре (дирижер И.Фельцман, в главных партиях Н.Репина, Н.Лавров, А.Бантышев и др.). В том же году ее исполнили в Мариинском театре. В 1868 году П.И.Чайковский, написал для оперы речитативы специально для знаменитой французской примадонны Дезире Арто, гастролировавшей в России. После феноменальной популярности в 19 веке в 20-м этот опус был, практически, забыт и исполнялся редко (среди спектаклей последних лет постановка 2009 года в Сан-Паулу). В советское время опера ставилось дважды, и оба раза в северной столице. В 1958 к ней обратились в Оперной студии Ленинградской консерватории, а в 2007 вспомнили там же (к этому времени студия была переименована в Музыкальный театр оперы и балета при Санкт-Петербургской консерватории).

И вот теперь - новая постановка, на этот раз в Сыктывкаре. «Это одна из ярчайших опер французской оперы-буфф, в которой есть интриги, коварство, любовь, - рассказывал о деталях постановки дирижёр театра Тигран Ахназарян. - В ней задействована вся театральная труппа». Новую версию на сцене театра осуществляет молодой режиссер, выпускник ГИТИСа Филипп Разенков.

Юбилейная декада «Санктъ-Петербургъ Оперы»

В 2012 году Государственный камерный музыкальный театр «Санктъ-Петербургъ Опера» отмечает свое 25-летие. С 16 по 27 мая коллектив представит зрителям наиболее значимые в истории театра постановки: «Паяцы», «Риголетто», «Петр Великий - Царь всея Руси», премьерный спектакль «Обручение в монастыре», праздничные Гала-концерты: «Звезды Санктъ-Петербургъ Оперы» и «Память Сердца…» и др.

Этот своеобразный гастрольный тур «Санктъ-Петербургъ Оперы» - благодарность театральным сценам Петербурга в память о тех временах, когда труппа не имела собственного здания и была вынуждена пользоваться гостеприимством коллег. Он пройдет на самых красивых театральных площадках города: в Юсуповском дворце, во дворце Белосельских-Белозерских, в Эрмитажном театре, Театре оперы и балета Консерватории и в особняке барона фон Дервиза - на сегодняшний день сцене «Санктъ-Петербургъ Оперы».

Юбилейная декада откроется 16 мая оперой «Паяцы» Р. Леонкавалло – одним из последних премьерных спектаклей театра, прошлогодним номинантом Национальной театральной премии «Золотая Маска» и лауреатом Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (особняк фон Дервиза, Галерная, 33). Завершатся юбилейные торжества 21 июня премьерой оперы-скетча Хиндемита «Туда и обратно» в постановке Юрия Александрова и праздничным Гала-концертом.

11 мая 2012 года в рамках юбилейного сезона осуществится Международный проект, под названием Концерт-Дуэт. Петербургская публика сможет услышать лучшие голоса - выпускников Maggio Fiorentino Formazione (Академии Музыкального театра во Флоренции, Италия) и – солистов труппы театра «Санктъ-Петербургъ Опера». Этот совместный российско-итальянский проект начался год назад, когда в рамках оперного Фестиваля в провинции Ареццо (Тоскана) состоялся оперный Гала-концерт «Волшебный мир Бахуса». С российской стороны для участия в Фестивале были приглашены ведущие солисты театра «Санктъ-Петербургъ Опера», со стороны Италии – певцы Академии при Оперном театре Флоренции.

Оперная труппа ТАГТОиБ им. М. Джалиля вернулась с европейских гастролей

Оперная труппа Татарского академического театра оперы и балета им.М.Джалиля вернулась из весеннего европейского турне. За прошедшие полтора месяца в ряде городов Голландии и Бельгии были показаны спектакль Дж.Верди «Набукко» и гала-концерт «Ночь в Опере».

В постановке “Набукко” принимали участие артисты хора и оркестра ТАГТОиБ, солисты театра Зоя Церерина, Юрий Ившин, Сергей Бойченко, приглашенные солисты – Иорданка Дерилова, Ирина Гагите, Марина Нерабеева, Станислав Трифонов, Игорь Матюхин, Андрей Валетний, Николай Вишняков и др. За дирижерским пультом выступил шведский маэстро Мика Айшенхольц и главный дирижер Ростовского музыкального театра Андрей Аниханов. Представления состоялись в Роттердаме, Гааге, Амстердаме, Гауде и других городах.

В гала-концерте «Ночь в Опере», который проходил под управлением главного дирижера ТАГТОиБ Рената Салаватова, выступили Елена Максимова, Ольга Пудова, Ахмед Агади, Гульзат Даурбаева, Андрей Валетний и др.

Почти сразу по возвращении артисты приступили к работе над текущим репертуаром: уже 20 апреля на сцене театра была показана лирическая опера Ж.Бизе «Искатели жемчуга. В главных партиях – солисты Национальной Оперы Украины Сусанна Чахоян и Игорь Борко. Дирижер – Ренат Салаватов.

Летний оперный фестиваль в Тюмени: лучшие постановки от Мариинского театра

Три выдающиеся оперы услышат тюменцы с 11 по 14 июля в Тюменской филармонии в рамках «Летнего оперного фестиваля». Об этом на пресс-конференции сообщил директор учреждения Михаил Бирман. «В гости приезжает один из самых прославленных театров в России и мире - Мариинский. На сцене филармонии пройдут три спектакля: «Тоска» Пуччини, «Травиата» Джузеппе Верди и «Русалка» Антонина Дворжака, - отметил он. - При выборе репертуара фестиваля мы прежде всего опирались на те постановки, которые требуют меньше декораций, наименьшего числа актеров, певцов и музыкантов. Сами понимаете, все упирается в финансы». Михаил Бирман добавил, что 14 июля в Тобольском кремле планируется провести программу «Чайковский-гала», где будут задействованы оркестр и солисты Мариинского театра. «В процессе концертного вечера должны прозвучать фрагменты из всех опер Петра Чайковского, - уточнил он. - Надеюсь, что получится провести фестиваль. Есть некие финансовые сложности. Поверьте, привезти Мариинский театр в Тюмень - дорогое удовольствие. Я направил предложения в правительство региона с просьбой оказать финансовую поддержку проекту.

Четвёртый Международный конкурс Галины Вишневской

С 17 по 20 мая в Центре оперного пения Галины Вишневской будут проходить первый и второй туры четвёртого Международного конкурса оперных исполнителей Галины Вишневской. Третий тур, торжественная церемония награждения лауреатов и закрытие конкурса состоятся 22 мая в Московском академическом музыкальном театре им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко.

Конкурс проходит в четыре этапа: предварительное отборочное прослушивание по видеозаписям, первый и второй туры под аккомпанемент фортепиано, в которых конкурсант должен исполнить соответственно три и две оперные арии, одна из которых русская, и третий тур, в котором участник должен исполнить две арии, одна из которых русская, в сопровождении симфонического оркестра.

В жюри конкурса, возглавляемое Галиной Вишневской, входят звезды мировой сцены, руководители крупных театров и артистических агентств. В прошедших трех состязаниях в общей сложности приняло участие более 800 молодых певцов из России, стран СНГ и зарубежных стран.

Кончина Лили Чукасян

В США 10 апреля на 91-м году жизни скончалась знаменитая оперная певица армянского происхождения Лили Чукасян. В 60-х гг. она была одной из самых известных контральто в мире.

Дочь армянских эмигрантов, Лили родилась в Чикаго 1 августа 1921 года. Среди ее вокальных педагогов Роза Понсель. Дебютировала в 1953 в Чикаго в концертной программе под управлением Бруно Вальтера. Профессиональный дебют на оперной сцене состоялся также в Чикаго спустя два года в партии Адальжизы в «Норме». На талантливую певицу обратил внимание знаменитый дирижер Томас Шипперс, пригласивший ее для участия в исполнении на фестивале в Сполето кантаты С.Прокофьева «Александр Невский».

В 1962 она впервые вышла на сцену Метрополитен-оперы (партия Слепой в «Джоконде» Понкьелли). Выступала здесь почти четверть века (290 спектаклей), завершив свою карьеру в этом театре партией Гертруды в «Ромео и Джульетте» (1986). Среди исполненных ею ролей Мать Лючия в «Сельской чести», Ульрика, Хозяйка корчмы (Шинкарка), Филлипьевна, Миссис Квикли в «Фальстафе», Эрда в «Золоте Рейна» и «Зигфриде», Азучена, три роли в «Триптихе» Пуччини (Фругола в «Плаще», Княгиня в «Сестре Анджелике» и Дзита в «Джанни Скикки»), Леокадия Бегбик в «Возвышении и падении города Махагони» Вайля, Голос Матери в «Сказках Гофмана» и др.

В 1965 Чукасян выступала на Байрёйтском фестивале (Эрда, 1-я Норна в «Гибели богов», валькирия Швертлейта в «Валькирии», Мари в «Летучем Голландце»).

Карита Маттила в Метрополитен-опера

27 апреля известное оперное сопрано Карита Маттила впервые споет на сцене Метрополитен Опера партию Эмилии Марти, в опере «Средство Макропулоса» Леоша Яначека, которая не шла в стенах театра уже около 10 лет. Дирижировать оркестром будет Иржи Белоглавек, знаток творчества чешского композитора. Кроме того, в постановке примут участие Курт Штрайт, Йохан Ройтер (дебют в МЕТ) и Том Фокс. Впервые опера была показана в Метрополитен в 1996 году.

Эмилия Марти – уже третья героиня Яначека в МЕТ в исполнении Кариты Маттилы (до этого она пела партии Енуфы и Катерины Кабановой). В прошлом сезоне Карита уже пела Эмилию в Сан-Франциско. В Метрополитен Опера певица принимала участие в семи премьерных постановках – “Тоска” (2009), “Саломея” (2004), “Енуфа” (2003), “Фиделио” Бетховена (2000, Леонора), “Пиковая дама” (1995, Лиза), “Нюрнбергские майстерзингеры” (1993, Ева), “Дон Жуан” (1990, Донна Эльвира). В её репертуар в стенах МЕТ также входят партии Татьяны (“Евгений Онегин”), Хризотемиды (“Электра”), Манон Леско в опере Пуччини, Амелии в “Симоне Бокканегра”, Эльзы в “Лоэнгрине”.

Спектакль 27 апреля будет транслироваться в прямом эфире на радио Метрополитен Опера на SIRIUS XM Channel 74.

Айлин Перез получила награду Ричарда Такера

Лирическое сопрано Айлин Перез (Ailyn Pérez) получила награду Ричарда Такера, присуждаемую молодым исполнителям оперной музыки. Этот престижный приз также подразумевает значительное денежное вознаграждение в размере 30,000 $. В числе победителей прошлых лет значатся такие известные певцы, как Дебора Войт, Дэвид Дэниэлз, Джойс ДиДонато, Рене Флеминг и другие.

Вспоминая Кэтлин Ферриер

16 апреля вышли в свет 3 диска всех студийных записей великой контральто прошлого века Кэтлин Ферриер, искусство которой в течение почти 60 лет после трагической кончины от неизлечимой болезни (8 октября 1953) по-прежнему является непревзойденным образцом для музыкантов и любителей вокала

Это событие приурочено к 100-летнему юбилею английской певицы, родившейся 22 апреля 1912 года. В следующем выпуске нашего журнала мы посвятим ей отдельную публикацию.

Даниэла Скиллачи выступила в Красноярске

22 апреля партию Виолетты в опере Дж.Верди “Травиата” в Красноярске исполнила победительница Конкурса молодых исполнителей Джузеппе ди Стефано Даниэла Скиллачи. Кроме “Травиаты” 26 апреля зрители смогут услышать певицу в партии Недды в опере “Паяцы” Леонкавалло, а также 28 и 29 апреля в гала-концертах, завершающих музыкальный фестиваль «Парад звезд в оперном».

Управлять оркестром во время спектаклей и концертов будет итальянский дирижер Фабио Мастранджело.

«Севастополь» в Royal Opera House

20 апреля в Лондоне состоялась премьера оперы «Севастополь» Нейла Хэннона в рамках проекта ROH OperaShots, который позволяет уже состоявшимся музыкантам и писателям впервые попробовать себя в оперном жанре. «Севастополь» – камерная опера (написана по мотивам произведений Льва Толстого), рассказывающая о трагических страницах в истории Крымской войны.

Подготовили Ю. Пнева и Е. Цодоков («Черное домино», «Кончина Лили Чукасян»)

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ