Валькирии в полёте — слушатель в пролёте

Третий акт второй части «Кольца» в исполнении артистов Мариинки

Александр Курмачёв
Оперный обозреватель

В рамках Московского пасхального фестиваля состоялось исполнение третьего акта «Валькирии» Р. Вагнера. С самого начала событие ожидалось знаковое, однако шведское сопрано Нина Стемме – одна из лучших исполнительниц вагнеровского репертуара, — к сожалению, своё выступление в партии Брунгильды отменила, и её замена на Ларису Гоголевскую стала, пожалуй, основным разочарованием этого вечера. Гоголевская — певица, безусловно, грамотная и корректная, но потёртый тембр, дребезг на верхних форте и шатание на полубеззвучных пиано хоть и не сильно, но мешали.

На её фоне выступление Екатерины Шиманович в партии Зиглинды показалось даже удачным, несмотря на резкое форсирование звука на открытых гласных и ощутимую заваленность звука в горло. В целом прекрасная фразировка, округлость и обертоновая яркость компенсировали несколько грубоватое звучание певицы.

Также удачным мне показалось выступление девушек-валькирий — всё было чисто, слаженно и сочно. Однако, основное моё внимание за отсутствием Стемме сосредоточилось на исполнителе партии Вотана — Евгении Никитине, который этим летом впервые в истории русского вокала удостоен чести открывать престижнейший вагнеровский фестиваль в Байройте.

Никитин, озвучивший сегодня фундаментальный материал партии Вотана, на которой в третьем акте «Валькирии» держится, грубо говоря, всё, начал партию ровно, но практически безэмоционально: стилю певца вообще свойственна некоторая артистическая отстраненность от драматургической составляющей «в пользу» технической безупречности исполнения. Однако для полноценного восприятия вагнеровского материала практическое отсутствие экспрессии лишь отчасти может компенсироваться красотой тембра и ровной кантиленой на огромном дыхании, да и то с оговоркой, что точность интонирования не допускает ни малейших нюансов, а нюансы, к сожалению, имели место быть. Впрочем, нечуткое ухо, спокойно пропуская тональный брак, вполне могло насладиться молитвенной красотой прощания Вотана с Брунгильдой: эту лирическую часть партии Никитин, словно распевшись, озвучил с восхитительной чистотой, осмысленной фразировкой и убедительностью.

Оркестр под управлением маэстро Гергиева все полтора часа поражал своей непредсказуемостью, то демонстрируя непонятные медитативные темпы духовых в знаменитом вступлении, отчего «Полёт валькирий» ассоциативно прозвучал как полёт бульдозеров, то суетливо забалтывая аллегровые фразы в начале диалога Брунгильды с Вотаном, превращая их в какофоническую кашу, — словом, оркестр удивлял. Между тем каких-то болезненных расхождений оркестрантов с солистами я не заметил, а во второй части и басы, и, что особенно ценно, духовые звучали просто восхитительно. Особо стоит отметить внутригрупповую собранность струнных, показавших виртуозное владение динамическими переливами с заметной претензией на оригинальную интерпретацию, пусть и без существенного смещения драматических акцентов.

В заключение важно отметить, что субъективность восприятия тем выше, чем сильнее предварительные ожидания: отмена выступления Нины Стемме, конечно, не могла не повлиять на специфику моего отношения к происходящему и звучащему, но в общем и целом, даже абстрагируясь от столь досадной неприятности, как замена основной солистки, приходится признаться, что к оркестрам такого высокого уровня, какой умеет предложить слушателям оркестр Мариинского театра, требования всегда завышены, а оценки их работы чаще всего занижены. Проблема это восприятия или серьёзных коллективов, не застрахованных от неровных выступлений, судить сложно, однако в любом случае, ценность того, что сделали музыканты Мариинского театра, позволив москвичам живьём услышать эту музыку, — неоспорима.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Валерий Гергиев

Персоналии

Валькирия

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ