«Похождения повесы». Немецкая опера на Рейне. Дюссельдорф

«Похождения повесы». Немецкая опера на Рейне. Дюссельдорф
Оперный обозреватель

Еще одна немецкая постановка сегодня представлена на страницах нашего журнала. В отличие от кёльнской «Тоски», сегодня впечатление от премьерного спектакля в Дюссельдорфе у автора рецензии иное.

Готовя этот материал к публикации, редакция столкнулась с любопытным, если не сказать более — скандальным фактом. Авторитетнейший сайт Operabase.com анонсирует эту премьеру как постановку театра в Дуйсбурге — другой сцены Немецкой оперы на Рейне. Элементарный просмотр афиши театра сразу выявляет эту ошибку. Остается только развести руками.

1/8

* * *

Премьера оперы Стравинского «Похождения повесы» в постановке Сабины Хартмансхен с блеском прошла в Дюссельдорфе 23 мая. Наш корреспондент Элла Пружанская побывала на одном из первых представлений.

Отлично подобранные солисты, впечатляющая сценография и хорошая режиссура – что еще нужно для успеха постановки? Режиссеру Сабине Хартмансхен все это удалось. С первых же минут ей удается захватить внимание публики. «Похождения повесы» у Хартмансхен больше похожи на настоящий драматический спектакль, это ощущение усиливается еще и тем, что в опере Стравинского много речитативов — он тем самым отдал своеобразную дань Моцарту и Генделю.

Сюжет, слегка напоминающий «Фауста» Гете, повествует о молодом человеке-мечтателе, резко разбогатевшем, связавшимся с дьяволом, и протранжирившим свое наследство в развлечениях. Том Рэкуэлл бросает свою невесту Энн, утонув в разврате и пьянстве, женится на стареющей циркачке, бредит чудодейственной машиной, которая из мусора делает хлеб, а в итоге — несчастная жизнь с женой, разорение, тюрьма и сумасшествие. Вечный сюжет о вечных истинах.

Постановка получилась очень динамичной, нет никаких пауз или «простоя», происходит постоянная смена декораций. Художник Дитер Рихтер, получивший в свое время множество премий и призов за свои работы, использует для большей зрелищности происходящего видеоэкран во весь задник сцены. В эпизоде с Матушкой Гусыней публика оказывается в борделе, где на экране транслируют происходящее за барной стойкой, во втором действии квартира Тома в Лондоне изображена как шар-клетка, а на экране виды Лондона и Темзы с проплывающими кораблями. В сцене, когда Шэдоу уговаривает Тома жениться на Бабе-Турчанке, на экране появляются какие-то невероятные летящие в пространстве черно-белые лабиринты – эдакий полет Тома с Ником в небе над Лондоном.

Отдельной похвалы заслуживают декорации фасада гостиницы и интерьер комнаты, где живут Том и Баба-Турчанка. Я давно не видела столь тонкую и красивую работу художника, здесь заметно, на сколько тщательно и скрупулезно подошел Рихтер к своей задаче.

Вообще в спектакле очень здорово придуманы и хорошо обыграны некоторые детали — маленькая коробочка, подаренная Ником Энн, из которой выпрыгивает чертик; обнаженная девушка, украшенная фруктами и омарами, лежащая на подносе в борделе; Том, стоящий на барной стойке с микрофоном, в белом костюме, словно оживший Элвис Пресли. Все это заставляет публику живо реагировать на происходящее на сцене.

Хочется отметить игру оркестра Дюссельдорфской оперы под управлением Акселя Кобера. Оркестранты играли слаженно, стилистически тонко, стоит отметить проникновенно исполненный дуэт виолончелей в третьем действии, перед сценой на кладбище. Очень музыкальным был аккомпанемент клавесинина в речитативах.

И конечно же самое яркое впечатление в этой постановке — солисты. Звездой вечера несомненно стала исполнительница партии Энн — Аннет Фритш. Обаятельная, молодая, Фритш обладает сильным, чистым и звучным сопрано, ее музыкальное и очень эмоциональное исполнение, дополненное прекрасной дикцией, вызвало восторг у публики.

Матиас Клинк в партии Тома тоже был великолепен, певец прекрасно справился со столь сложной партией. И хотя в сцене в борделе у Матушки Гусыни голос слегка подвел певца – в целом он произвел очень приятное впечатление.

Так же стоит отметить и финского баса Сами Луттинена в роли Трулава, отца Энн. Его колоритный голос и внешний вид добавляли сатирический оттенок всей постановке.

Датский баритон Бо Сковхус блестяще воплотил на сцене Ника Шэдоу. Его голос обладает широким диапазоном, а тембр, словно, слегка окутан туманом. Лысый, с дикими глазами, пластичный, как сам чёрт, Сковхус был неотразим.

Нельзя не отметить и Сьюзен Маклин (Баба-Турчанка). Ее персонаж – пародия на престарелую голливудскую звезду. Кроме красивого и глубокого меццо-сопрано, публику порадовала актерская игра певицы, то, с каким юмором она исполнила свою роль.

Хор Дюссельдорфского оперного театра справился с поставленной задачей профессионально. Помимо пения хористам выпала непростая задача изображать проституток, сутенеров и трансвеститов, многие хористы были переодеты в женщин, и лишь некоторых пожилых мужчин режиссер избавила от этой незавидной участи.

Хочется отметить, что несмотря на сложную ситуацию, в которой находятся сейчас Немецкая опера на Рейне и ее сцены в Дюссельдорфе и Дуйсбурге, о чем почти 10 минут рассказывал перед началом спектакль Сами Луттинен, постановка удалась на славу. И я искренне надеюсь на то, что кризис минует, и публика сможет продолжать наслаждаться прекрасной музыкой и такими отличными постановками в этих двух оперных театрах.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Похождения повесы

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ