Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Игорь Маркевич — 100 лет со дня рождения

27 июля исполнилось сто лет со дня рождения знаменитого франко-итальянского дирижёра и композитора русско-украинского происхождения Игоря Борисовича Маркевича (1912—1983). Уроженец Киева он в раннем детстве (ещё до начала Первой мировой войны) был перевезён родителями во Францию, затем жил в Швейцарии и Италии, в Европе он и сформировался как музыкант, обучаясь у Альфреда Корто, Пьера Монтё и Нади Буланже. Эмиграция Маркевичей не была связана ни с политическими событиями в стране (семья покинула родину за несколько лет до революции и гражданской войны), ни с национальным вопросом – в некоторых источниках ошибочно указывается еврейское происхождение дирижёра, в то время как он был из малороссийского дворянства, его прапрадед Николай Маркевич был видным украинским историком.

Одарённость Маркевича проявилась весьма рано, музыкальный Париж заговорил о нём в начале 1930-х гг. прежде всего как о выдающемся композиторе своего времени. Однако после второй мировой войны Маркевич практически отходит от композиции и сосредотачивается исключительно на дирижировании. В этой деятельности важное значение имела пропаганда за рубежом русской музыки.

С исторической родиной многое связано в жизни Маркевича. Он постоянно вращался в эмигрантских кругах, был женат на дочери Вацлава Нижинского, с 1960 по 1982 годы неоднократно приезжал с гастролями в СССР. Несмотря на близость к Дягилеву, Лифарю, Стравинскому и другим деятелям русского зарубежья, в основном настроенного антисоветски, дирижёр симпатизировал коммунистическим идеям, участвовал в Движении Сопротивления в годы Второй мировой войны, за что даже удостоился награды от левого правительства послевоенной Италии. Более того, существует пока ещё никем не опровергнутая гипотеза, что Маркевич придерживался леворадикальных взглядов, финансово поддерживал (благодаря богатству своей второй супруги итальянской княгини Топазии Каэтани) «красные бригады» и косвенно причастен к похищению и убийству ими в 1978 году итальянского премьер-министра Альдо Моро.

Оперное искусство в творчестве Маркевича занимала сравнительно небольшое место. Несмотря на то, что он сотрудничал с рядом театров и фестивалей Европы и Америки (оркестры фестиваля «Флорентийский музыкальный май», оперы Монте-Карло) основной сферой его интересов была балетная и симфоническая музыка. Среди редких выступлений на оперной сцене постановка «Золотого петушка» в Ковент-Гардене в сезоне 1953/54 гг.

И, тем не менее, в историю оперного искусства он вошёл замечательной записью оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя» 1957 года. Это была первая в истории запись с текстом барона Розена, а также с раскрытием некоторых купюр, которые были традиционны для исполнения первой выдающейся русской национальной оперы в СССР. Для этой записи Маркевичу удалось собрать превосходный исполнительский состав: Сусанина пел Борис Христов, Собинина – Николай Гедда, Антониду – Тереза Штих-Рэндалл, Ваню – Мелания Бугаринович. Мужской дуэт звучит абсолютно по-русски, учитывая происхождение обоих певцов, и в то же время с настоящим европейским лоском и приверженностью итальянскому бельканто. Женская пара не сильна в русском (это касается не только американки Штих-Рэндалл, но и к сожалению сербки Бугаринович), но её пение также отличает первоклассная вокализация. Для интерпретации Маркевича шедевра Глинки характерно, как уже говорилось, тяготение к традициям итальянского бельканто (совершенно естественный музыкально-исторический контекст для этой русской оперы), бережная подача вокалистов, гармоничность общей архитектоники прочтения опуса.

Следует отметить также сделанную маэстро в Советском Союзе запись Реквиема Верди с хором имени Свешникова, оркестром Московской филармонии и солистами – Галиной Вишневской, Ниной Исаковой, Владимиром Ивановским и Иваном Петровым, являющуюся одной из значительных интерпретаций шедевра итальянского композитора.

Умерла Элеонора Андреева

19 июля на 83-м году жизни скончалась в прошлом ведущая солистка Большого театра, заслуженная артистка РСФСР Элеонора Андреева, более двадцати лет (1964-1986) исполнявшая на его сцене партии драматического сопрано. Мощный голос Андреевой был востребован прежде всего в масштабных партиях русского репертуара, где артистка снискала признание московской и международной аудитории.

В историю же мировой оперной сцены Андреева вошла как первая исполнительница второй редакции оперы Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда» - в 1963 году под названием «Катерина Измайлова» многострадальный шедевр композитора на суд отечественной публики представил Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, и Андреева, бывшая тогда его солисткой, исполняла партию Катерины. Певица была также участницей 1-го (концертного) исполнения на русской сцене «Огненного ангела» Прокофьева (1967, Ленинград, партия Ренаты).

Большие планы Большого

Главный музыкальный театр России недавно обнародовал свои планы на следующий сезон. Его оперная часть обещает быть весьма многообразной.

Откроется сезон 2012-2013 годов гастролями на Исторической сцене миланского театра «Ла Скала»: гости с Аппенин привезут моцартовского «Дон-Жуана». Это тот самый спектакль Робера Карсена, которым итальянский храм оперы открывал собственный сезон 7 декабря прошлого года и который вся Россия могла видеть благодаря трансляции по телеканалу «Культура». В отличие от миланской премьеры состав будет несколько иным – главного героя по-прежнему будет воплощать Петер Маттеи, а вот таких звёзд мировой оперы как Анна Нетребко и Барбара Фриттоли заменят также именитые певицы – Тамар Ивери и Доротея Рёшман.

Данные гастроли миланской оперной компании уже четвёртые в нашей стране начиная с 1964 года. К сожалению, в отличие от советских времён их масштаб весьма скромен – всего один спектакль вместо пяти в 1964 и 1974 и четырёх в 1989 годах.

Первая премьера Большого состоится в середине сентября на Новой сцене: публике будет показана новая опера современного композитора Сергея Невского «Франциск». Режиссёр-постановщик – Владимир Бочаров, дирижёр – Филипп Чижевский.

В октябре на Исторической сцене пройдёт серия из девяти премьерных спектаклей нового прочтения «Травиаты» в постановке Франчески Замбелло и дирижёра Лорана Кампеллоне. Среди участников премьеры – громкие имена последних лет: Альбина Шагимуратова, Венера Гимадиева, Алексей Долгов, Василий Ладюк.

В декабре шесть спектаклей следующей премьеры вновь пройдут на Основной сцене: Юрий Любимов выпустит своего «Князя Игоря». Поговаривают, что мэтр солидно переписал либретто, не доверяя версии Римского-Корсакова – Глазунова, и московский зритель скоро увидит совершенно новый вариант оперы Бородина. Музыкальный руководитель премьеры – главный дирижёр Большого Василий Синайский, среди солистов – Паата Бурчуладзе, Владимир Маторин, Борис Стаценко, Вероника Джиоева, Елена Поповская, Елена Заремба, Алексей Долгов.

В январе на Новой сцене появится «Дитя и волшебство» Мориса Равеля. Это будет уже не концертная версия, как осенью 2010 года, а полноценный спектакль, адресованный прежде всего детской аудитории. Ставить маленький шедевр французской музыки будут режиссёр Энтони Макдональд и дирижёры-стажёры Большого Александр Соловьёв и Алексей Богорад. В премьеры заняты певцы Ульяна Алексюк, Анна Аглатова, Светлана Шилова, Ксения Вязникова, Александра Кадурина, Алина Яровая и др.

В марте вновь на Новой сцене пройдёт шесть представлений «Сомнамбулы» Беллини. Эта опера не звучала в стенах Большого с 19 века, впрочем, как и прочие опусы великого итальянского мелодиста (исключение – «Норма», исполнявшаяся гастролёрами, а также в концертном формате). Постановку осуществит знаменитый Пьер Луиджи Пицци, а продирижирует Энрике Маццола. Среди солистов – международные звёзды Лора Клейкомб и Колин Ли, а также молодые сопрано Большого Венера Гимадиева и Ульяна Алексюк.

Завершит сезон возобновление из семи спектаклей на Основной сцене шедевра Римского-Корсакова «Царская невеста» - это будет перенос с Новой сцены. Капитальное восстановление спектакля 1966 года осуществит Юлия Певзнер в содружестве с Василием Синайским. «Царская невеста» - долгожитель в истории Большого. Более 45 лет она не выпадает из его репертуара, а если учесть, что декорации к этой постановке были написаны Фёдором Федоровским ещё к спектаклю 1927 года (и лишь неоднократно возобновлялись дочерью художника Нонной к последующим премьерам), то оперу Римского-Корсакова можно по праву называть самым старым спектаклем московского театра. В премьере 2013 года будут петь Анна Аглатова, Лолитта Семенина, Венера Гимадиева, Оксана Волкова, Светлана Шилова, Эльчин Азизов, Пётр Мигунов.

Среди текущих спектаклей ожидаются показы премьерных работ последних сезонов – «Кавалера розы», «Чародейки», «Руслана и Людмилы», «Золотого петушка». К сожалению театр так пока и не нашёл возможности возобновить ни одной работы Бориса Покровского. Среди дебютов ожидаются выступления на сцене Большого мексиканки Айлин Перес, и россиянки Екатерины Сюриной, а также первое появление в партии Бориса Годунова знаменитого итальянца Ферруччо Фурланетто.

Также Большой представит в концертном исполнении оперы «Свадьба Фигаро» Моцарта и «Франческа да Римини» Рахманинова в Зале имени Чайковского и в ММДМ. Гастроли оперной труппы пройдут в Новой Израильской опере в Тель-Авиве с «Евгением Онегиным» Дмитрия Чернякова. Спектакли Большого «Чародейка» и «Князь Игорь» будут транслироваться Европейским вещательным союзом в рамках его проекта «Оперный сезон».

Вагнеровская осень Мариинки

Сезон в знаменитом российском театре откроется 18 сентября оперой Модеста Мусоргского «Хованщина» с Ольгой Бородиной в партии Марфы – этот спектакль пользуется неизменной любовью публики, а в мае этого года с успехом был показан на гастролях в Киеве в рамках Московского Пасхального фестиваля.

Но главная приманка сентября-октября – это вагнеровский марафон, который устраивает себе Мариинский театр. Четыре вечера будут посвящены «Кольцу нибелунга», которым продирижирует Валерий Гергиев, а завершится вагнеровская подборка большим гала-концертом, в котором примет участие знаменитая шведская сопрано Нина Штемме.

Памяти Архиповой

21 сентября во Дворце на Яузе в Москве стартует фестиваль, посвященный памяти Ирины Константиновны Архиповой. Это будет своеобразное продолжение музыкального форума, которое весной Фонд Архиповой проводил в Самаре, на сцене местного театра оперы и балета.

Для открытия фестиваля избрана опера «Кармен» - знаковое произведение в биографии великой русской певицы, именно с него началась её всероссийская и международная слава. «Кармен» будет представлена в концертном исполнении, в ней примут участие международная звезда Елена Заремба, солисты Театра Станиславского Нажмиддин Мавлянов и Алексей Шишляев, солистка Новой Оперы Ольга Терентьева и др.

Дважды отложенная премьера

28 сентября в Театре Наталии Сац пройдёт долгожданная премьера – опера Чайковского «Иоланта» в постановке Дмитрия Бертмана. Новую работу театр должен был показать ещё в конце апреля, потом – в середине мая, но по техническим причинам премьера дважды переносилась.

Музыкальным руководителем спектакля станет Евгений Бражник, давно сотрудничающий и с «Геликон-оперой», и с Театром Сац, а его оформлением займётся художник из Австрии Хартмут Шёгхоффер. На сложную теноровую партию рыцаря Водемона, возлюбленного слепой прованской принцессы, приглашён солист Театра Станиславского Нажмиддин Мавлянов.

Подготовил Саша Скипетров

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Большой театр

Театры и фестивали

Игорь Маркевич

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ