Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: «Новая опера» определилась с планами. Странный сезон «Геликон-оперы». Дайте Дому музыки шанс! Оперные новости СНГ. Аспендос в два приема. Минотавр возвращается в Лондон.

«Новая опера» определилась с планами

Под занавес лета московский театр «Новая опера» имени Е. В. Колобова, который в последнее время оказался ньюсмейкером по части административных пертурбаций в своих недрах, обнародовал планы на весь сезон. О некоторых из них, в особенности тех, что касались первой половины года, уже было известно ранее, а вот далёкая перспектива открылась широкой общественности только сейчас.

Открытие сезона здесь состоится 20 сентября «Князем Игорем» в постановке Юрия Александрова – одной из нашумевших премьер позапрошлого сезона. На следующий день будет дан большой гала-концерт, приуроченный к 200-летию Бородинского сражения.

Уже в октябре театр даст сразу две премьеры: 4-го и 20-го будет показана опера Рихарда Штрауса «Каприччио», которая станет первым сценическим воплощением этого опуса в нашей стране, а 28-го театр публика увидит детскую оперу Мориса Равеля «Дитя и волшебство». Над первым произведением работает команда в составе дирижёра Валерия Крицкова, режиссёра Аллы Чепиноги и художника Виктора Герасименко, над вторым – главный дирижёр театра Ян Латам-Кёниг, режиссёр Екатерина Василёва и сценограф Александр Арефьев.

Третьей сценической премьерой этого сезона станет «Трубадур» Верди (премьера – 15 декабря), которого готовит Латам-Кёниг, а также мастера с родины композитора – режиссёр Марко Гандини, сценограф Итало Грасси, художник по костюмам Симона Моррези и художник по свету Вирджинио Леврио.

Этот сезон в «Новой опере» будет богат на произведения Верди, что и не удивительно в год его 200-летнего юбилея! Особенно много встреч ожидается в рамках традиционного зимнего фестиваля «Крещенская неделя». Помимо премьерного «Трубадура» и вердиевских опусов, имеющихся на сегодняшний день в репертуаре театра («Риголетто», «Травиата», «Набукко»), в которых будут задействованы приглашённые вокалисты, прозвучат в концертном исполнении «Двое Фоскари», «Ломбардцы», «Аида», а также Реквием и гала-концерт «Viva Verdi!»

Кроме того в плане на этот сезон у «Новой оперы» значатся (правда, пока без конкретных дат) ещё две премьеры – это «Тристан и Изольда» Рихарда Вагнера (также к 200-летию композитора) и «Пиковая дама» Петра Чайковского.

«Новая опера» намерена активно путешествовать. В октябре её ждут в Иваново, Екатеринбурге и Будапеште, в ноябре – в Перми, в декабре – в Омане, где в прошлом году открылся первый оперный театр на Аравийском полуострове. А весной состоится большой тур по Австралии.

Странный сезон «Геликон-оперы»

Другой московский музыкальный театр, почти ровесник «Новой оперы» и некогда эпатажный «Геликон» на днях провёл сбор своей труппы в преддверии нового сезона. Планы, оглашённые художественным руководителем Дмитрием Бертманом на этом собрании, показались весьма странными: познакомившись с ними вполне можно засомневаться в уместности в названии этого театра слова «опера». Судите сами!

Начнёт сезон театр с разъездов – Киев, Ханты-Мансийск, Ростов; причём в украинской столице будет дана концертная программа, в донском мегаполисе – дорогостоящий мюзикл Давида Тухманова «Царица», который с трудом можно назвать оперой, а на севере России состоится премьера песенного ревю «Back in the USSR», где прозвучат советские хиты Дунаевского, Соловьёва-Седого, Богословского, Блантера, Мокроусова, Хренникова, Милютина и др. Выпуск этого спектакля был запланирован театром ещё в феврале нынешнего года и должен был быть приурочен к 110-летию звезды советского кинематографа легендарной Любови Орловой, которая, как известно, начинала свою карьеру хористкой, а затем солисткой Музыкального театра имени Немировича-Данченко и в кинофильмах Григория Александрова распевала многие из этих песен академически поставленным в Московской консерватории лирическим сопрано. Однако что-то не получилось, и выпуск ревю отнесли на осень и уже без привязки к имени Орловой. Это действо в Москве можно будет лицезреть в конце сентября.

В конце октября – следующая премьера, и опять неоперная: к 130-летию Имре Кальмана театр подготовит спектакль «Кальмания», где будут звучать опереточные хиты композитора. К 200-летию Вагнера театр выпустит театрализованное гала-представление «Полёт нибелунгов», в апреле отметит столетие Тихона Хренникова. При финансовой поддержке «УралСиба» «Геликон» продолжит возить «Царицу» по стране и окрест: в Екатеринбург, Новосибирск, Баку…

Единственной собственно оперной премьерой «Геликона» в предстоящем сезоне станет моцартовское «Милосердие Тита». Правда, премьера эта весьма условная: спектакль несколько лет назад был поставлен для фестиваля в испанской Мериде и в 2006 году был уже показан в Москве на сцене КЗЧ. На этот раз «Милосердие» покажут в ММДМ (21 ноября): насколько это будет действительно сценическая версия – сказать сложно, ибо Светлановский зал приспособлен для театральных постановок ещё меньше, чем Зал Чайковского, свидетельство чему – в том числе и опыт самого «Геликона», который несколько лет назад анонсировал в его стенах исполнение сценической версии «Набукко» (грандиозная постановка Бертмана, также созданная для Испании, а потом воспроизведённая в Мариинском театре), но на деле всё ограничилось костюмированным концертом без декораций.

Напрашивается закономерный вопрос: а где же премьеры опер от «Геликон-оперы»? В последние годы театр явно сбавил темпы и давно уже не является культовым местом и центром устремлений продвинутой столичной публики, каким он был в 90-е – начале 2000-х. Играются старые спектакли, новых ставится очень мало и многие из них – малоинтересны, уступают достижениям самого «Геликона» прошлых лет, хотя бы таким как «Лулу», «Средство Макропулоса», «Диалоги кармелиток»… Объяснить проблемы отсутствием подходящей сценической площадки трудно: сцена бывшего театра «Et cetera» на Новом Арбате не хуже столь же неприспособленного для оперы зала Центрального дома медика, на сцене которого «Геликон» удивлял Москву и всю Россию не один сезон… Quo vadis, Helikon?

Дайте Дому музыки шанс!

В Светлановском зале Московского международного Дома музыки начались работы по установке уникальной акустической системы «Constellation» мирового лидера в области звуковых технологий компании «MEYER SOUND» (США). Подробно об этой системе, о принципе ее работы, об этапах работы, которые проводятся сейчас, о результатах, которые ожидает художественное руководство ММДМ, будет рассказано на пресс-конференции к открытию сезона представителем компании «Meyer Sound». Напомним, мезон в ММДМ открывается 25 сентября концертом с участием Д. Хворостовского.

Как известно, с момента своего открытия в 2003 году Дом музыки (главным образом его главный зал) многократно подвергался жёсткой критике со стороны музыкантов и музыкальных обозревателей за весьма проблемную акустику. Наибольшие сложности этот зал доставляет вокалистам, чьи голоса с трудом могут его озвучить не столько по причине его масштабов, сколько из-за именно акустических несовершенств. Даже певцам с мощными природными голосами типа Марии Гулегиной и Хосе Куры приходилось здесь не сладко, а многие другие даже и не пытались выступать без микрофонов. Возможно, проводимые работы наконец превратят Светлановский зал в полноценную филармоническую площадку, пригодную для академического музицирования.

Оперные новости СНГ

Юбилейный 20-й фестиваль «Мария Биешу», который в этом году впервые пройдет без своей основательницы, но по-прежнему на сцене Кишинёвского театра оперы и балета, ныне носящего её имя, предлагает весьма интересную программу. Будет дано четыре оперных представления. В «Тоске» выступит солистка Большого театра России Светлана Касьян, звезда Молдавской Оперы народный артист СССР Михаил Мунтян и итальянский баритон, ученик Марио дель Монако Мауро Аугустини. В «Манон» публика услышит восходящую звезду Молдавской Оперы Родику Пичиряну и немецкого тенора Эрика Феннелла. В «Мадам Баттерфляй» будет счастливая возможность встретиться с искусством украинской дивы Татьяны Анисимовой, в дуэте с которой будет петь румынский тенор Гектор Лопес. Сильная пара сопрано – тенор украсит и «Бал-маскарад»: это певцы из Закавказья, сделавшие достойную международную карьеру Асмик Папян и Георгий Ониани.

Явные признаки возрождения демонстрирует Таджикский театр оперы и балета им. С. Айни в столице республики Душанбе. Новый сезон открылся премьерой прошлого года – оперой М.Бафоева «Авиценна», посвященной жизни великого персидско-таджикского философа Средневековья Абу Али ибн Сины (Авиценны). В титульной партии занят ведущий солист Таджикской Оперы Акбар Мираджабов, который старается вживаться в образ максимально, сделать своего героя интересным и драматически, и вокально. Единственный в республике оперный театр буквально восстал из пепла – в 1990-е годы он находился на грани закрытия. Сегодня здесь работают не только местные кадры, но певцы и танцовщики из России, Казахстана, Киргизии, мастера оперной сцены из Японии и Италии. В ближайших планах театра постановки опер «Севильский цирюльник» и «Трубадур».

Только месяц был закрыт в межсезонье Национальный театр оперы и балета в Одессе: 19 июля дали последнего «Князя Игоря», а уже 21 августа на его сцене танцевали прокофьевскую «Золушку». После грандиозного успеха премьерного «Дон-Жуана» в апреле-мае этого года и фестиваля оперного и балетного искусства в июне у главного дирижёра театра Александра Самоилэ самые смелые планы и оптимистичные прогнозы: оперный театр вновь возвращает себе то место в жизни прекрасного приморского города, которое ему всегда принадлежало по праву. Но и месяц, пока отдыхала одесская сцена, для артистов был полон творчества – театр выезжал на большие гастроли в Испанию, где показывал спектакли «Севильский цирюльник», «Риголетто» и «Травиата».

Аспендос в два приёма

Впервые за свою почти двадцатилетнюю историю Международный оперный фестиваль в древнем Аспендосе близ всемирно знаменитого турецкого курорта Анталья проходит в два этапа – в июне и в сентябре. И в такой комбинации заложен свой смысл.

На первом этапе свои спектакли в Аспендосе показывали в основном гастролёры. Эстонская национальная опера привезла своего «Риголетто», Екатеринбургский театр оперы и балета – «Князя Игоря», а оперный театр четвёртого по величине южно-корейского города Тэгу – «Травиату». Лишь «Турандот», которой открывали фестиваль, оказалась турецкого производства – это спектакль Измирской Оперы, но его украсила исполнением главной партии превосходная казахская сопрано Гульзат Даурбаева, с успехом исполнившая в прошлом году на этом фестивале труднейшую партию Медеи на турецкой премьере шедевра Луиджи Керубини.

В сентябре в Аспендосе выступают турецкие коллективы, но составы солистов будут украшать зарубежные гастролёры. Оперный театр города Самсуна покажет «Мадам Баттерфляй», а Анталийская Опера сыграет «Лючию ди Ламмермур». Завершится фестиваль 15 сентября грандиозной премьерой, приуроченной к предстоящему вагнеровскому юбилею – Анкарский театр оперы и балета покажет «Тангейзера».

Минотавр возвращается в Лондон

В январе 2013 года в лондонском «Ковент-Гардене» будет представлена опера Харрисона Бёртуистла «Минотавр», которая впервые была здесь показана на мировой премьере в 2008 году. Спустя пять лет публика снова сможет пуститься по оперному лабиринту, который ей предлагает талантливый композитор. В главной партии выступит международная звезда Джон Томлинсон, для которого опера и была написана – композитор имел в виду прежде всего вагнеровские достижения певца, в особенности его Хагена в «Гибели богов». Прежде всего Бёртуистл рассчитывал на мощь звучания голоса Томлинсона.

Среди исполнителей также значится датчанин-баритон Йохан Ройтер в партии Тезея и британская меццо Кристина Райс в роли Ариадны. Композитор считает эту работу нехарактерной для своего творчества в целом. «Я пытался писать более вокально, более мелодично. Учитывал, что певцы любят показать диапазон, блеснуть верхними нотами. Тем не менее, в целом в партиях преобладает центральный регистр, естественная тесситура. Поскольку в основе лежит античный сюжет, то велика роль хора-комментатора».

Либретто оперы принадлежит Дэвиду Харсенту, с которым композитор уже однажды работал – в 1991 году в «Ковент-Гардене» была представлена их опера «Гавейн», рассказывающая об одном из легендарных рыцарей Круглого стола короля Артура. Декорации Элисон Читти воспроизводят концентрический лабиринт наподобие амфитеатра, где и разворачивается действие оперы. Музыкальным руководителем возобновления выступит художественный руководитель Королевской Оперы Антонио Паппано.

По материалам Рунета и пресс-релизов театров
Подготовил Саша Скипетров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ