Двадцатый сезон в Арене: усталость, энтузиазм и вечная любовь

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Для автора настоящих заметок нынешний фестиваль в Арена ди Верона – особый. В далеком 1993 году я впервые попала в Верону, единственный город, могущий похвалиться аж двумя римскими амфитеатрами (Arena di Verona и Teatro Romano), которые и ныне не мертвая груда камней, привлекающая внимание туристов, а в полном смысле этого слова театральные площадки, и по сей день использующиеся по прямому назначению.

Тогда, в 1993 году все казалось сказкой: особая нежность южного воздуха, особая синева неба над величественным древнеримским памятником, не говоря уже о дрожащем пламени маленьких свечек в руках зрителей и о празднике музыки! Много, много воды утекло с тех пор, и грандиозное предприятие по обслуживанию туристов операми, именуемое Арена ди Верона, принесло автору как искренние восторги, так и немалые разочарования. Итак, в 2012 году автор празднует двадцатилетие пребывания в Арена ди Верона.

На афише, помимо инаугурационного, крайне роскошного и столь же вялого спектакля «Дон Жуан» (который наш сайт отрецензировал отдельно), стоят типично «аренианские» названия: «Аида», «Кармен», «Турандот» и «Тоска», к которым с прошлого сезона добавили оперу на «священную» для Вероны тему, но не входящую в традиционный «большой репертуар», - «Ромео и Джульетту» Гуно. Автор вынужден миновать истинный «бренд» Арены, «Аиду», которую в этом году ей не привелось увидеть, и начать с давно ставшей классической «Кармен» в постановке Франко Дзеффирелли.

При слове «Кармен» не избежать воспоминаний о неумолимо жестких (невзирая на подушку) креслах и о мучительной нескончаемости представления. Я точно помню, что в далеком 1995 году, когда эта версия «Кармен» появилась на подмостках летнего храма оперы в городе Ромео и Джульетты, я возвратилась домой в пол-третьего ночи и на следующий день проснулась поздно и с головной болью. Так что «Кармен» в Арене навсегда ассоциируется у меня с понятием нелегкого испытания. Значительная продолжительность спектакля была обусловлена очень громоздкими декорациями, перемена которых занимала кучу времени.

В свое время Дзеффирелли поставил спектакль, ясно говорящий об одержимости грандиозностью. Об этом говорил и тот факт, что «Кармен» стоила в два раза дороже прочих постановок. Он стремился создать на подмостках Арены не образ Севильи, но саму Севилью. Предельно натуралистическая декорация не оставляла никакого простора фантазии зрителя. Как всегда у флорентийского мастера, опера была населена огромным количеством персонажей, которые бродили по сцене, плясали или попросту лежали, удобно развалившись. Не говоря уже о животных: их участие всегда вызывало и вызывает выражение живого удовольствия у преимущественно туристической публики Арены.

Ко всем спектаклям мастера, созданным для грандиозной веронской площадки, можно приклеить этикетку kolossal, но к «Кармен» она приклеивается с особой легкостью. Несколько лет назад было принято решение «облегчить» зрелище. Спектакль, хоть и остался перенаселенным и чрезмерно детализированным, несомненно, выиграл от этого решения. Престарелый мастер освободил задние ступени от тяжелых деталей оформления, сузил пространство благодаря системе разрисованных полотен, уделил больше внимания персонажам и с фантазией «развел» массовые сцены.

Ныне уже и не сосчитать артистов, которые выступали в дзеффериллиевской постановке (так и просится на язык вопрос, суждено ли этой «Кармен» справить на подмостках Арены свой двадцатилетний юбилей?). Грузинская певица Анита Рачвелишвили появилась в Вероне в главной роли в опере Бизе два года назад, вслед за большим личным успехом, который сопутствовал ей в «Кармен», инаугурационном спектакле театра «Ла Скала» в декабре 2009 года. Появилась и завоевала публику своим медовым, темноватой окраски тембром, раскованностью на сцене, завораживающей чувственностью. Что сказать о ней же по истечении двух лет? Анита Рачвелишвили та и не та. Голос и актерские способности остались при ней, но тембр чуть потускневший и красок поменьше. Вина ли воистину непереносимо жарких вечеров, в которые температура попросту сводит с ума и все они выпадают на долю Аниты? В спектакле, виденном автором этих строк, объявленную в афише звезду Марсело Альвареса заменяет Алехандро Рой (заменять аргентинского тенора пришлось не один раз), не доставляющий особого удовольствия: пение слишком громкое, в отсутствии лиризма и хоть какой-либо изысканности. Александр Виноградов, напротив, дарит Эскамильо свой мягкий, круглый голос и привлекательную манеру держаться на сцене. Роль Микаэлы хорошо ложится на внешние и вокальные данные Эрмонелы Яхо. Юлиан Коватчев тот же, что и два года назад: ведет оперу без особого brio, лишая ее ярких красок, которыми так и блещет партитура Бизе.

С минувшего года в репертуар летнего фестиваля в Арена ди Верона введена опера Гуно «Ромео и Джульетта», введена по праву. Хотя один из шедевров жанра французской лирической оперы не входит в привычный список апробированных на огромной и единственной в своем роде площадке названий, можно уже утверждать, что он прижился.

Создать фантазию на тему средневековой Вероны было поручено Эдоардо Санки. Его сценография состоит из отдельных элементов, напоминая детский конструктор. Центральное пространство организовано наподобие стадиона, где вступают в жестокое противостояние враждующие семьи. Две полукруглые трехэтажные лоджии напоминают о шекспировском театре «Глобус» и «ездят» по ходу спектакля, выгораживая различные пространства для действия. У Санки «ездят» и балкон Джульетты, и дворцы веронского герцога и отца Капулетти, все это золотого или серебряного цвета. Излюбленные мотивы художника – лестницы и клетки: заключительный дуэт любовники поют, помещенные на верху двух лестниц, которые неумолимо разъезжаются в стороны; в половинках круглой клетки погибают Тибальт и Меркуцио. Получается кич, но в корне отличный от десятилетиями торжествовавшего на подмостках Арены кича Франко Дзеффирелли.

Постановкой «Ромео и Джульетты» в Арене дебютировал Франческо Микели, у которого никак не отнять фантазии и идей. Спектакль претендует на существование вне времени, ищет возможности пробиться к юным сердцам, сделать так, чтобы в оперу ходили не только седовласые обладатели благородных морщин. Средневековая история, получившая бессмертную обработку у Шекспира, проецируется в наше время. Мир расколот надвое, безумное отрицание взаимопонимания торжествует. Ромео и Джульетты приговорены к бесконечным подъемам и спускам по лестницам. Удачен и трогателен финал: влюбленные в световом луче спускаются со сцены в зал и идут по длинному центральному проходу.

Спустя год после премьеры исполнителей главных ролей Нино Мачаидзе и Стефано Секко сменили соответственно польское сопрано Александра Курзак и американский тенор Джон Осборн: в этом случае Ромео также «одержал победу» над Джульеттой. Осборн доставил отраду уху красивым тембром и, в особенности, рафинированной фразировкой и утонченной расстановкой акцентов. Курзак обладает более легким голосом, чем ее коллега Мачаидзе, и ее приятно слушать в выходном вальсе, но в драматических сольных фрагментах голос становится «белым», бестембровым. В рамках стилистической корректности исполнители прочих ролей: Тибальт – Франсиско Корухо, Меркуцио – Артур Ручинский, Капулетти – Энрико Марруччи, отец Лоран – Джорджо Джузеппини, Стефано – Эуфемия Туфано, Гертруда – Элена Траверси. Дирижирует Фабио Мастранджело, он же вел премьеру в минувшем году. Несомненна его увлеченность красивой партитурой Гуно, так же как и решительное предпочтение, которое он оказывает лирическим фрагментам (что естественно), темпы порой преувеличенно медленные, а общее звучание чрезмерно хрупкое.

Фестиваль-2012 возвращает на афишу пуччиниевскую «Турандот» в постановке Франко Дзеффирелли, которую можно было увидеть на подмостках Арены два года назад. Нынешний спектакль – возобновление возобновления, Дзеффирелли не скрывал, что веронская версия – не что иное, как откровенная апелляция к его же «Турандот», созданным для «Ла Скала» в 1983 году и «Метрополитен-оперы» в 1985-м.

В «Турандот» торжествуют принципы, за которые почтенный 89-летний художник с энергией молодого петушка все еще бросается в бой. Речь идет об излюбленном престарелом мастером стиле kolossal, две основные характеристики которого – преувеличенно пышная сценография и паническая боязнь пустоты. Если Дзеффирелли хотел поразить или ослепить, ему это удалось: императорский дворец действительно сказочно красив, а глаза зрителей порой не выдерживают сияния золота. Что рядом с его блеском весь остальной мир? Только серость и ничтожность. Особого признания заслуживают костюмы Эми Вада (которая не нуждается в представлении: она получила «Оскара» за работу над фильмом Акиры Куросавы «Ran» и уже сотрудничала с Дзеффирелли в «Мадам Баттерфляй»). Что касается боязни пустоты, то с возрастом она, похоже, у тосканского режиссера увеличилась: немыслимое количество статистов и хористов марширует по сцене. Шествия мастер считает неотъемлемой частью «великой итальянской оперной традиции». Поскольку все предсказуемо, некоторой скуки не избежать, но справедливости ради надо признать, что подобная постановка полностью отвечает фирменному стилю Арены ди Верона и, несомненно, нравится публике, большинство которой составляют туристы.

Женская часть вокального состава с успехом защищает собственную честь, это касается как Лизы Линдстром – Турандот, так и Марии Агресты – Лиу. Если рассматривать выступление двух певиц в одном спектакле как соревнование, то нежность и проникновенность Агресты в сочетании с изысканной фразировкой производят более сильное впечатление, чем бесспорные царственность и элегантность на сцене и крепкий, хотя и не без недостатков в среднем регистре, вокал Линдстром. Уругвайский тенор Карло Вентре, как и следовало ожидать, оказывается более слабым звеном, его пение форсированное, напряженное, утомляющее слух, хотя верхние ноты не катастрофичны. Отличный спевшийся терцет, в котором участники с удовольствием подыгрывают друг другу, являют Саверио Фьоре, Винченцо Таормина и Паоло Антоньетти в партиях трех министров. За пультом Андреа Баттистони, делающий стремительную карьеру, в его молодых руках пуччиниевская партитура звучит скорее корректно, не провоцируя на горячий эмоциональный отклик.

Премьера «Тоски» в постановке аргентинского дизайнера и режиссера Хуго Де Ана восходит к 2006 году, когда еще не изгладились из памяти воспоминания о его совершенно исключительном «Набукко». Со времени премьеры спектакль пару раз возобновляли, и этот выбор всегда доказывал свою беспроигрышность: тройственный союз «Тоска» - Арена ди Верона – Хуго Де Ана побеждал и побеждает.

В том, как Де Ана организует пространство, всегда есть нечто поразительное и в то же время узнаваемое. В том знаменитом «Набукко» была наклонная панель: видоизмененная, она присутствует и в «Тоске». Панель, подобная ящику Пандоры: в ней непременно откроются «дыры», из которых посыплются «сюрпризы». На огромной сцене Арены в «Тоске» Де Аны доминирует голова Ангела. Того самого, из замка Сант-Анджело, на верхней площадке которого расстреляют несчастного Каварадосси. По бокам – элементы той же самой скульптуры: слева рука с длинным мечом и справа кисть, сжатая в кулак. В третьем действии воинственно поднятая рука плавно спускается на землю с неумолимостью, в которой приближается страшная развязка. О шумящих далеко от величественных красот Вечного Города наполеоновских войнах напоминают пушки.

Панель серо-черного цвета разделена на прямоугольники: по ходу действия некоторые из них распахиваются, демонстрируя зеркальную внутренность. В Те Deum’e, завершающем первый акт, наверху проходит торжественное и одновременно гротескное шествие служителей церкви, порождая в зрителе ощущение, близкое к шоку, в третьем акте один из прямоугольников панели трансформируется в камеру смертника Каварадосси...

Атмосфера пышная, душная, эффектная и устрашающая: «Тоска» Де Аны принадлежит к жанру гран-гиньоль. Сценография аргентинского мастера столь оригинальна и впечатляюща, что не нуждается в дополнительных деталях, в мебели на сцене: зато немногочисленные режиссерские «ходы» производят впечатление разорвавшейся бомбы: выход Скарпиа, от начальной фразы которого «Un tal baccano in chiesa!» валится наземь Мария Магдалина Каварадосси, или конец возлюбленного Тоски, расстрелянного на кресте...

Вокальный состав «Тоски» неравноценен, хотя и не готовит публике слишком неприятных сюрпризов. Статная валькирия Мартина Серафин обладает превосходной статью, великолепно смотрится на сцене и радует крепким средним регистром, обнаруживая проблемы в верхнем. Тенор Александр Антоненко – нестарый конь, который не портит борозды (при современном голоде на этот тип голоса это уже немало), он без видимого труда бисирует арию «E lucean le stelle», но поет очень прямым звуком, голос почти полностью лишен каких-либо красок. Альберто Мастромарино, который «съел собаку» на ролях злодеев, хоть и лишен желательного для роли Скарпиа дьявольского шарма вследствие своих физических данных, в конце концов, оказывается лучше всех. За пультом Марко Армилиато, брат тенора Фабио. «Тоска» в его интерпретации вполне традиционна и доставляет искреннее удовольствие вследствие достигнутого равновесия между нежностью и безоглядностью лирических фрагментов и жесткой напористостью в особо драматичных местах.

В заключение позабавим читателей цифрами, приведенными в местной газете «L’Arena». Они служат созданию правильного и предполагающего почтение представления о грандиозности машины, именуемой «летнее предприятие по обслуживанию туристов операми»: в нем занято 1250 человек, из которых 82 певца (среди них 23 дебютанта), 20 дирижеров, режиссеров, сценографов, художников по костюмам и хореографов, 162 артиста оркестра, 163 артиста хора, 61 танцовщик, 218 артистов миманса, 65 юных артистов хора.

Кризис в этом году ощущается вполне реально: пустующих кресел очень много, особенно тех, что дорого стоят, и на многих спектаклях размеры зияющих дыр производят сильное впечатление. Но, невзирая на трудные времена, Арена ди Верона остается одним из наиболее посещаемых и любимых музыкальных мероприятий, у нее огромное количество фанатов и среди Интернет-пользователей. 6 спектаклей «Дон Жуана» почтили своим присутствием 46 350 зрителей. На «Аиде» побывали 142 тысячи человек, на «Кармен» 110 тысяч, на «Ромео и Джульетте» чуть боле 32 тысяч, на «Турандот» почти 49 тысяч, на «Тоске» чуть более 46 тысяч. Всего Арена ди Верона зарегистрировала присутствие 426 390 зрителей на 50 спектаклях.

Подлинный народный театр под открытым небом, не слишком скрывающий свою развлекательную суть, вызывает противоречивые чувства. Легкую усталость, особенно если ваше пребывание в стенах древнего амфитеатра насчитывает двадцать лет? Несомненно. Непреходящее очарование, созданное из синего неба, слетающего вечера, зажигающихся звезд и свечей, как бы из ничего возникающих звуков музыки? Никто не может отрицать это. Желание вернуться в Арену на следующий год? Это уж точно! В году 2013 фестиваль будет праздновать свое столетие. Не забудьте, что оно совпадает с еще одной важнейшей памятной датой, двухсотлетием со дня рождения Джузеппе Верди. Предлагаем вашему вниманию обширную программу: «Аида» в двух постановках (новой и традиционной, в декорациях, восстановленных по эскизам 1913 года), «Набукко», «Травиата», «Трубадур», «Риголетто», «Ромео и Джульетта». Много специальных событий, у которых есть шанс остаться в анналах: исполнение Реквиема Верди, три гала-концерта: Гала Верди, Гала Доминго-Хардинга и одного Доминго. Так что сомнений нет, в Арену придется вернуться!

Автор фото — Ennevi

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Арена ди Верона

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ