Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Новый «Онегин» в Михайловском. В ожидании «Князя Игоря». Конкурс Магомаева — непростой синтез. Румыния на Урале. Гендель в Тамбове. Манон Леско доехала до Владикавказа. Летучий голландец плавает по Байкалу. Наследство губернатора Дарькина. Кабалье занедужила в Екатеринбурге. Ливайн возвращается в «Мет»

Новый «Онегин» в Михайловском

В Михайловском театре Санкт-Петербурга грядёт знаменательная премьера: 26, 27 и 28 октября будет дан давно обещанный «Евгений Онегин» Петра Ильича Чайковского.

Несколько лет назад Михайловский сделал классическую версию, основанную на знаменитом спектакле Станиславского 1922 года: эта работа была весьма скептически встречена критикой обеих столиц.

Новую версию великой оперы готовят музыкальный руководитель и дирижер Михаил Татарников и режиссер-постановщик Андрий Жолдак. В ожидании премьеры публика разделилась на тех, кто полон энтузиазма, и тех, кто настроен настороженно или даже заранее негодует. Приглашение в оперную постановку режиссера, чьи работы на драматической сцене нередко называют не только «авангардными», но и «провокационными», «эпатажными», расценивается как отход от привычных правил и норм. В свою очередь, Андрий Жолдак считает, что его первый оперный проект станет «тестом культурному Петербургу».

Наш журнал обязательно ознакомит читателей с этой постановкой и командирует на спектакль своего корреспондента, который уже «точит перья».

В ожидании «Князя Игоря»

Премьера оперы "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова в Большом театре состоится 16 декабря. Дирижером-постановщиком оперы выступает музыкальный руководитель Большого Василий Синайский. Автор сценографии – Зиновий Марголин.

Первая репетиция с актерами оперы "Князь Игорь" в постановке Юрия Любимова состоится в Большом театре сегодня 21 октября, рассказал РИА Новости генеральный директор театра Анатолий Иксанов. "Все сроки, намеченные для выпуска этого спектакля, остаются прежними", - отметил он. Юрий Любимов приступил к работе над оперой "Князь Игорь" в октябре прошлого года.

Василий Синайский подтверждает, что в опере будут значительные купюры. Вот его слова: «Опера пойдет в двух актах. Убраны все повторы. И Юрий Петрович настаивает на жесткой концепции, согласно которой не должно быть псевдомиролюбия. Никакой дружбы Игоря с Кончаком! И хан не будет петь «Ты гость дорогой». Возможно, это кому-то не понравится. Вариантов партитуры, как известно, существует множество, да и Римский-Корсаков приложил к ней руку, но мы стараемся, чтобы номеров, оркестрованных самим Бородиным, было как можно больше».

Конкурс Магомаева — непростой синтез

17 октября 2012 года в конференц-зале отеля «Метрополь» прошла пресс-конференция, приуроченная к открытию II Международного конкурса вокалистов имени Муслима Магомаева, который проходит в Москве в эти выходные, 20 и 21 октября.

На сцену концертного зала «Крокус Сити Холл», также носящего имя Муслима Магомаева, выходят 17 конкурсантов из 10 стран мира, чтобы продемонстрировать уважаемому международному жюри свои талант и мастерство в исполнении как классического, так и эстрадного репертуара.

Председатель международного жюри Тамара Синявская: «Я знаю, что в этом году состав очень сильный. Вам предстоит очень напряженная хорошая борьба за свое место под солнцем, которое вы в большинстве своем уже завоевали и нужно его дальше удерживать. Поэтому я желаю всем удачи и стремления к вершине. Не деньги для вас важны в данном случае, а победой будет победа над собой. Мы обязательно не обманем ожиданий и конкурсантов, и слушателей. Поэтому всем удачи – и России, и Украине, и Белоруссии, и Америке, и Германии, - всем, кто решил приехать к нам».

Почетный член международного жюри художественный руководитель Академии оперного искусства города Озимо Винченцо Де Виво признался, что с гордостью принял предложение войти в жюри такого интересного вокального конкурса: «Обычно на конкурсах речь идет о каком-то одном музыкальном направлении – опере либо эстраде. Как правило, выбирается какое-то произведение, ария из оперы. Или, например, речь может идти о конкурсе, в котором могут принимать участие только теноры, к примеру, Конкурс Карузо в Милане. Несколько лет назад, когда было принято решение о проведении конкурса, посвященного Муслиму Магомаеву, организаторы ставили перед собой задачу отразить такую многообразную, сложную личность, как Муслим Магомаев. Было принято решение и выведена, по сути, уникальная формула, которая объединяет в себе и популярную эстраду, и оперную классическую музыку. Такой конкурс - это большое удовольствие для организаторов и для членов жюри. Для меня большая честь помогать молодым талантам выходить на международный музыкальный рынок».

Румыния на Урале

Интересный оперный гала-концерт состоится 5 ноября в Екатеринбургском театре оперы и балета в рамках Дней духовной культуры Румынии. Участие в нем примут четыре солистки Ясской оперы - Мария Максим Никоарэ, Кристина Симионеску, Лаура Магдалена Скрипкару и Флорентина-Ирина Оникэ. Сопрано и меццо-сопрано выйдут на сцену вместе с тенором Мариинского театра Дмитрием Воропаевым. В сопровождении оркестра театра они исполнят лучшие партии классического оперного репертуара.

На гала-концерте 5 ноября Румынию можно будет не только услышать, но и увидеть – в фойе театра откроется фотовыставка «Красочная Румыния». В экспозицию вошла сотня черно-белых и цветных работ ведущих фотохудожников, представителей поколения «второй румынской волны» в искусстве. В России фотовыставку увидят жители только двух городов – Санкт-Петербурга и Екатеринбурга.

Стоит отметить, что проект Дни духовной культуры Румынии в России включает в себя концерты творческих коллективов, мастер-классы, фольклорные представления, кинопрезентации, сольные выступления музыкантов и артистов в пяти регионах России: Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Новгороде и Челябинске. Эта обменная программа станет продолжением в 2010-2011 годах успешно проведенных Дней российской духовной культуры в Румынии

Гендель в Тамбове

В Тамбове начались дни Германии: это уже шестой подобный фестиваль в старинном русском городе, посвящённый культуре крупнейшей европейской страны. В списке мероприятий – конференции, семинары, встречи с населением, мастер-классы по вокалу, дирижерскому искусству, хореографии, выставки, концерты и изюминка фестиваля – премьерный показ сценической постановки оперы Г. Ф. Генделя «Ацис и Галатея» при участии Мартина Кнеля, дирижера камерного оркестра г. Вецлар и симфонического оркестра Дармштадского технического университета, а также Почетного профессора Тамбовского музыкально-педагогического института им. С.В. Рахманинова. Как рассказал профессор Александр Черемисин, руководитель студенческого симфонического оркестра тамбовского вуза, за короткие сроки проделана  колоссальная работа по постановке произведения. Благодаря Мартину Кнелю, Ингрид Кнель (художник по костюмам) и стараниям творческих коллективов музыкально-педагогического института оперу покажут в аутентичной модели, так, как она ставилась в далеком 1718 году.

«Манон Леско» добралась до Владикавказа

Открытие 54 театрального сезона в Северо-Осетинском национальном театре оперы и балета состоялось на днях премьерой оперы Джакомо Пуччини «Манон Леско». Это опера о страстной любви, которая никогда ранее не ставилась на Кавказе, да и в России она сегодня, к сожалению, редкий гость. Достаточно вспомнить, что, например, в московском Большом театре она не ставилась никогда. В спектакле играют актеры только Владикавказского театра: руководство решило не привлекать на этот раз к постановке мариинцев, с которыми Лариса Гергиева, патронесса театра, давно наладила плотное сотрудничество.

После этого события творческий коллектив будет готовиться к другим премьерам, среди них и историческая опера «Тамара и Давид» (о жизни и правлении легендарной грузинской царицы Тамары и её супруга-соправителя осетина Давида Сослана). А юного зрителя в новом сезоне порадуют оперы-сказки «Маугли» и «Пиноккио». В этом году владикавказский зритель также увидит и оперу Генделя «Агриппина», которая впервые в России будет поставлена именно Владикавказским театром оперы и балета.

Летучий голландец плавает по Байкалу

В Иркутске состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера "Летучий голландец". Постановка привлекла к себе внимание не только тем, что, по словам организаторов проекта, до сих пор за Уралом это произведение не ставили ни разу, но тем, что этот проект интернациональный и межрегиональный. Постановкой занимался немецкий режиссер, а к работе над оперой были привлечены московские сценографы, артисты Бурятского театра оперы и балета и Иркутский губернаторский симфонический оркестр.

Как рассказал министр культуры Иркутской области Виталий Барышников, идея поставить оперу немецкого композитора к году Германии в России (2013 год) пришла в голову директору Бурятского театра оперы и балета в Улан-Удэ. Бурятское министерство культуры обратилось к коллегам из Германии и получило поддержку немецкой стороны. За дело взялся немецкий режиссер Ханс-Иоахим Фрай, генеральный директор международного Брукнеровского фестиваля в Линце, который и предложил поставить Вагнера, поскольку в 2013 году мир будет праздновать 200-летие этого композитора, да и в Улан-Удэ его произведения еще не ставились. Надо отметить, что Ханс-Иоахим Фрай известен в России постановкой оперы "Царь и плотник" в Московском Камерном музыкальном театре, а также финала международного конкурса вокалистов "Competizione dell`Opera" в Большом театре.

От идеи до воплощения прошло два года. На создание декораций и костюмов потребовалось всего четыре месяца, а совместные репетиции заняли и вовсе несколько дней. И наконец, премьера оперы состоялась на прошлой неделе в Улан-Удэ, а теперь – и в Иркутске. Ханс-Йоахим Фрай заметил, что ему радостно было работать с сибирскими артистами и что проблем с коммуникацией во время репетиций и выступления (оперу исполняли на немецком) не было, ведь музыка – язык универсальный. По его мнению, действие "Летучего голландца" могло происходить и на Байкале. Равно как и на Волге, и у берегов Камчатки, ведь в основе сюжета поиск чистой и совершенной любви - вечная проблема человеческого бытия.

Наследство губернатора Дарькина

Обещанный к саммиту АТЭС-2012 Владивостокский театр оперы и балета по-прежнему не достроен. На этапе начала проекта неоднократно упоминалось, что это один из самых сложных объектов саммита АТЭС, под возведение которого была проведена большая работа по расселению жителей, чьи дома попали в зону строительства. Сметная стоимость театра – 2,5 млрд. рублей. Финансирование велось за счет как федерального, так и краевого бюджета. Но и этой суммы оказалось недостаточно, власти были вынуждены изыскать в краевом бюджете дополнительные 1,6 млрд. рублей на завершение работ на статусном объекте.

В управлении культуры Приморья посчитали, что на такой объем посадочных мест и кубатуры сцены коллективу надо по 40-50 человек оперной труппы, балета, хора, и 100 человек оркестра. Итого – порядка 250 творческих единиц. А если ничего не ставить? Можно и так. Но чтобы только сохранять построенное - отапливать помещение, смахивать пыль, содержать все коммуникации в функциональном режиме - нужен персонал почти в 400 человек. Их зарплата и коммунальные платежи обойдутся в 180 млн. рублей в год.

Чтобы все-таки довести до ума этот объект, необходимо перераспределить бюджет края и выделить дополнительно сумму не менее 965 млн рублей на храм Мельпомены. Если во Владивостоке будет театр оперы и балета, то у города есть шанс из разряда заштатных в культурном отношении перейти в статус цивилизованных. Именно так считают иностранные гости, посещающие приморскую столицу.

Однако сегодня, когда разгораются страсти уже вокруг бюджета 2013 года, болезненный вопрос театра оперы и балета, который становится, похоже, одним из самым проблемных "наследий" Сергея Дарькина, вновь в центре обсуждения. Как комментирует ситуацию депутат фракции КПРФ Артем Самсонов, статусы региона не в театрах, а в качестве жизни здесь: «Моя неоднократно озвученная позиция по этому вопросу остается неизменной – на данный момент большого смысла в данном театре нет. Заморозить строительство дешевле, чем потом будет обходиться его содержание. В крае высокий уровень заболеваемости туберкулезом, высокая младенческая смертность, в последнее время выросла смертность детей в ДТП и прочее. Деньги есть на что потратить кроме театра-долгостроя».

Кабалье занедужила в Екатеринбурге

Знаменитая оперная певица Монсеррат Кабалье, выступившая 16 октября с концертом в Екатеринбурге, попала в одну из больниц города с микроинсультом. 17 октября певица потеряла сознание и упала в своем гостиничном номере. Из-за этого пришлось отменить мероприятие, намеченное на 19 октября в Кемерово - ожидалось, что 79-летняя оперная дива даст там благотворительный концерт в поддержку больных детей. Когда Кабалье была доставлена в больницу, медики выяснили, что она повредила руку при падении, а также диагностировали у оперной звезды микроинсульт, из-за которого она и потеряла сознание. От госпитализации М. Кабалье отказалась и вернулась в отель. Певица заявила, что собирается как можно скорее вернуться на родину в Испанию, чтобы заняться своим здоровьем.

Ливайн возвращается в «Мет»

Как сообщает пресс-служба нью-йоркского театра «Метрополитен-опера» музыкальный руководитель всемирно известного оперного дома Джеймс Ливайн планирует вернуться к своим обязанностям после затяжной болезни в мае следующего года. Даже называется точная дата первого выхода маэстро к оркестру – 19 мая. Это произойдёт на концерте в «Карнеги-холл». А в сезоне 2013-14 годов Ливайн планирует дирижировать тремя операми в самом театре – премьерой «Фальстафа» и возобновлениями «Так поступают все» и «Воццека».

Здоровье Ливайна постепенно идёт на поправку. Он уже частично исполняет свои обязанности музыкального руководителя – занимается некоторыми музыкантами оркестра и хора, а также певцами Молодёжной программы «Мет».

По материалам Рунета и пресс-релизам
Подготовил Саша Скипетров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ