Валерий Гергиев: «Он был моим другом и наставником»

К 100-летию Георга Шолти

Сергей Элькин
Оперный обозреватель

21 октября 2012 года исполняется сто лет со дня рождения великого дирижера XX века сэра Георга Шолти. В этот юбилейный день в Чикагском симфоническом центре состоится концерт Международного оркестра мира под управлением выдающегося дирижера современности Валерия Георгиева.

Наш американский корреспондент С. Элькин взял у него интервью, которое мы и предлагаем нашим читателям.

Но сначала несколько строк об оркестре и предстоящем концерте.

Оркестр мира Шолти создал в 1995 году для мероприятий, посвященных пятидесятилетию образования ООН. В составе коллектива — ведущие музыканты различных оркестров, концертмейстеры и руководители секций. После кончины Шолти в 1997 году место за дирижерским пультом оркестра занял маэстро Валерий Гергиев.

Ввиду занятости музыкантов Международный оркестр мира играет не часто и собирается по особо торжественным поводам. Таким торжественным случаем стал день столетия Георга Шолти.

В концерте принимают участие сопрано Анжела Георгиу, бас Рене Папе, а также выпускники Музыкальной академии имени Г.Шолти. Ведущая концерта – вдова Шолти леди Валерия. В программе – произведения, которыми часто дирижировал Шолти: увертюра из оперы “Свадьба Фигаро” Моцарта, “Дон Жуан” Р.Штрауса, Адажиетто из Пятой симфонии Малера, Концерт для оркестра Бартока, арии из “Волшебной флейты” и “Дон Жуана” Моцарта, “Травиаты” и “Риголетто” Верди.

Перед концертом в Чикаго мне удалось пообщаться с Валерием Абисаловичем, и он любезно согласился ответить на мои вопросы. Наш разговор начался с воспоминаний маэстро...

— Я не раз встречался с сэром Георгом Шолти в Америке, Лондоне, Москве, Санкт-Петербурге. Мы даже договорились с ним, что он продирижирует “Пиковой дамой” в Мариинском театре в 1999 году. Шолти очень хотел дирижировать этой великой оперой. Мы строили планы на будущее, и все выглядело замечательно... Мы, конечно, представляли разные поколения (он был намного старше), но очень дружили. Он был моим большим другом и наставником. Я помню, он всегда очень немногословно, но емко, запоминающимся образом высказывался о композиторах и музыкальных произведениях... Он всегда поддерживал меня, особенно в последние годы существования СССР. Времена были для меня, как для руководителя Кировского, а потом Мариинского театра, непростые. Очень многие вынуждены были уехать. Мне никогда не приходило в голову уезжать, хотя предложений было много. Шолти поддерживал мое желание остаться, говорил об этом откровенно, даже в своей книге написал (Валерий Гергиев говорит о книге воспоминаний Георга Шолти, вышедшей в 1997 году и пока не переведенной на русский язык – прим. авт.). Он поддерживал мои усилия по распространению в мире русской музыки.

— Каковы уроки Шолти для будущих поколений дирижеров?

— Нужно всегда концентрироваться на главном и если берешься за дело, доводить его до конца. В жизни Шолти было четыре этапа. Он проделал огромную работу в Баварской опере, во Франкфурте, в Ковент-Гардене. С этими разными коллективами он добился невероятных результатов как в концертах живого звучания, так и в своих многочисленных записях, которые и сегодня считаются эталонными. И, конечно, самое большое достижение Шолти – работа с Чикагским симфоническим оркестром. Он оставил после себя великое наследие: концерты, легендарные записи…

— Как изменился Чикагский симфонический оркестр со времен Шолти?

— Мне очень трудно сравнивать Чикагский оркестр времен Шолти и после него. С Шолти оркестр выступал в старом зале с замечательной, по-своему очень благодарной акустикой. Она не была самой простой и удобной, но Шолти и оркестр прекрасно знали, как играть в своем зале. После реконструкции зал очень сильно поменял акустику, и оркестр, наверно, поменял звуковые качества. Я не могу сейчас сказать, что стало ярче, тише, звонче, громче... Это совершенно другой оркестр и совершенно другой зал.

— Насколько зал влияет на звучание оркестра?

— Зал – это не просто аудитория, в которую приходят люди. Он, как инструмент, звучит либо таким, либо иным образом. Разница между залами еще больше, чем разница между инструментами работы Амати, Гварнери, Страдивари. Поэтому целый ряд великих оркестров прежде всего умели играть в своих залах. Одним из главных секретов Шолти был зал, в котором он работал. Именно в нем добивался ошеломляющего звучания. Когда оркестр приезжал в другие залы, это звучание производило еще больший эффект. Некоторые залы были более благодатными для звука, и знаменитая яркость, энергия Чикагского оркестра производила сильнейшее впечатление в других залах. Мой первый концерт с Чикагским симфоническим оркестром был более двадцати лет назад. В те годы я проводил довольно много концертов в Чикаго. Я дирижировал в старом зале около пятнадцати раз. Мне очень трудно сравнивать звучание оркестра. Я не знаю, что идет из оркестра, а что – от новой акустики. Явно, очень многое идет от новой акустики.

— За два года до смерти Шолти создал новый оркестр – Международный оркестр мира. В чем специфика этого оркестра?

— В нем собраны музыканты из оркестров разных стран: концертмейстеры, известные, знаменитые музыканты, первые из первых. Они играют вместе довольно редко, но сильные музыканты быстро находят общий язык. Я рекомендую послушать некоторые записи Оркестра мира. Например, DVD с записью нашего лондонского концерта из Альберт-холла. Мы играем Четвертую и Пятую симфонии Малера, а в Чикаго знают, как играть симфонии Малера. Оркестр мира играл в переполненном до отказа Альберт-холле, нас слушали примерно шесть с половиной тысяч зрителей. Оркестр звучал очень здорово. В прессе были заголовки, что это вообще самый лучший оркестр мира. Я думаю, что чикагским любителям оркестрового звучания будет как минимум интересно услышать и сравнить звучание Оркестра мира со знаменитым чикагским оркестром. Мне кажется, это будет увлекательно.

— Как получилось, что именно вы возглавили Международный оркестр мира? Это предложение исходило от леди Валерии Шолти?

— От леди Валерии и от многих музыкантов оркестра. Меня к тому времени хорошо знали. Я был молодым дирижером и появлялся часто с лучшими оркестрами мира. Мой первый концерт с Международным оркестром мира состоялся в 1998 году в Баден-Бадене на открытии театра Festspielhaus. Теперь это довольно знаменитый европейский театр. Организаторы фестиваля обратились ко мне с просьбой продирижировать концертом. Так что это было, видимо, совместным решением многих людей. Я помню, как мы обсуждали первые программы и решили сохранить репертуар, который планировал исполнять Шолти. Мы породнились с баден-баденскими организаторами. Я открывал это здание и потом многократно привозил туда оркестр Мариинского театра, оперную и балетную труппы.

— Расскажите, пожалуйста, о вашем сотрудничестве с леди Валерией Шолти.

— Леди Валерия играет огромную роль в распространении русской музыки в Великобритании. Она возглавляет Мариинский Траст (Лондон), который ставит перед собой задачи подготовки и регулирования международных проектов Мариинского театра. Это - выступления коллективов Мариинского театра (оперные и балетные спектакли, концерты оркестра театра) в Эдинбурге, Кардиффе, Бирмингеме, Манчестере и, конечно, в Лондоне. Мы привозим новые современные спектакли, показываем классику. С момента ухода Шолти мы сохранили очень теплые отношения с его семьей: леди Валерией и их детьми Клаудией и Габриэллой.

— Я знаю, что вы были инициатором постановки Клаудией оперы Бриттена “Сон в летнюю ночь” на сцене Мариинского театра...

— Да, это была очень удачная постановка. Ее тепло приняла наша публика. Клаудиа – талантливый, интересный режиссер.

— Я желаю вам успешного концерта, Валерий Абисалович!

— Спасибо. Для меня большая честь выступать в концерте, посвященном столетию со дня рождения Георга Шолти именно в Чикаго. Оркестр мира может произвести очень необычное и яркое впечатление в Чикаго. Я в высшей степени рекомендую не пропустить этот концерт.

Беседовал Сергей Элькин

Приложение

Георг Шолти в опере. Вехи

Георг Шолти выступал со многими ведущими оркестрами мира, в т. ч. с Венским и Нью-Йоркским филармоническими, Лондонским симфоническим оркестром, руководил Оркестром де Пари (1972-75), Лондонским филармоническим оркестром (1979-83). В последние годы своей жизни он руководил Чикагским симфоническим оркестром (1991-97).

Однако ведущее место в дирижерской деятельности Шолти занимала опера. Вспомним основные вехи его деятельности на этой ниве.

После окончания будапештской Академии музыки имени Ф.Листа (по классам фортепиано, дирижирования и композиции) Шолти в 1930 году поступил на службу в Будапештскую оперу концертмейстером-репетитором. В 1936 году его назначают ассистентом Эриха Лайнсдорфа, а спустя год он становится ассистентом Тосканини на Зальцбургском фестивале.

Дебют Шолти на оперной сцене состоялся в Будапеште 11 марта 1938 года, когда под управлением дирижера была исполнена «Свадьба Фигаро». В 1939 Шолти вынужден был покинуть Венгрию из-за преследования евреев нацистами. Он эмигрировал в Швейцарию, где посвятил себя, и довольно успешно, карьере пианиста.

Вернуться к оперной деятельности Шолти смог лишь в 1946 году, когда американская военная администрация пригласила его в Мюнхен для постановки «Фиделио». Успех этой работы во многом определил его судьбу как оперного дирижера. В том же году он получил пост музыкального руководителя Баварской оперы, который занимал до 1952 года. В 1949 году Шолти дебютирует в Венской опере в «Кармен», а через два дня исполняет здесь же «Аиду». Лишь много лет спустя он появляется вновь на венской сцене, осуществив постановку «Фальстафа» (1980). В 1951 у маэстро очередной дебют, на этот раз на Зальцбургском фестивале в «Идоменее». С тех пор Шолти еще несколько раз участвовал в фестивальной программе Зальцбурга (в последний раз он исполнял там «Фиделио» в 1996 году).

Следующим этапом оперной деятельности Шолти стала Франкфуртская опера, художественным и музыкальным руководителем которой он был в 1951-61 гг. (среди постановок «Кардильяк» Хиндемита», «Арабелла» и др.).

Американская оперная карьера Шолти началась в 1953 году, когда он впервые выступил в США на сцене оперного театра в Сан-Франциско («Электра»). В 1960 состоялся его дебют в Метрополитен-опера («Тангейзер»), где он провел 5 сезонов, исполнив «Тристана и Изольду», «Отелло», «Бориса Годунова», «Аиду» и «Дон Карлоса». Его последнее выступление здесь состоялось в 1964 году на концерте памяти президента Джона Кеннеди.

Наивысшие достижения маэстро на оперном поприще связаны с лондонским Ковент-Гарденом, где Шолти дебютировал в 1959 году «Кавалером розы». В 1961 он становится музыкальным руководителем этого театра и с этих пор его жизнь связана с Лондоном, ставшим родным домом дирижера до конца дней. В течение 10 лет (до 1971 года) маэстро – музыкальный руководитель ведущей английской сцены, в 1972-92 гг. являлся постоянным приглашенным дирижером, а в 1992-97 почетным музыкальным руководителем Королевской оперы. За это время Шолти провел в театре бесчисленное количество спектаклей, среди них «Свадьба Фигаро», «Так поступают все», «Дон Жуан», «Ифигения в Тавриде», «Фиделио», «Риголетто», «Травиата», «Сила судьбы», «Отелло», «Кармен», «Сказки Гофмана», «Летучий голландец», «Тристан и Изольда», цикл «Кольца нибелунга», «Кавалер розы», «Арабелла», «Женщина без тени», «Джанни Скикки», «Ожидание», «Моисей и Аарон» Шёнберга, «Испанский час» Равеля, «Билли Бадд», «Сон в летнюю ночь» Бриттена, «Евгений Онегин» и др.

Среди крупнейших театров и фестивалей мира, в которых выступал Шолти, значатся также Глайндборнский фестиваль (1954, «Дон Жуан»), Парижская опера («Отелло», 1976; «Свадьба Фигаро», 1980 и др.), миланский Ла Скала (концертные исполнения опер «Симон Бокканегра» в 1988 году и «Волшебной флейты» в 1990).

Большим достижением Шолти стало также «Кольцо нибелунга» на Байрейтском фестивале 1983 года. К сожалению, более маэстро на этом форуме не выступал.

В 1992-94 гг. Шолти был художественным руководителем Зальцбургского пасхального фестиваля (среди постановок «Женщина без тени», «Волшебная флейта» и др.).

Эксклюзивный контракт связывал Шолти с фирмой Decca. Среди лучших студийных оперных записей Шолти, сделанных на этой фирме, «Кольцо нибелунга» (1958-64), «Арабелла» (1957) «Саломея» (1961), «Аида» (1961), «Парсифаль» (1971-72), «Нюрнбергские мейстерзингеры» (1975-76), «Свадьба Фигаро» (1981), «Бал-маскарад» (1982-83), «Женщина без тени» (1989-91), «Травиата» (1994) и др. Всего Шолти записал более 40 полных версий опер, не считая «живых» записей со спектаклей.

Евгений Цодоков

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ