Английская Национальная Опера. «Дон Жуан»

Людмила Яблокова
Специальный корреспондент

«Дон Жуан», идущий сейчас на сцене Английской Национальной оперы, — типичный пример несовместимости современной трактовки популярной оперы Моцарта и зрительской любви! Театр — пуст!

Как это ни печально, но Руфусу Норрису, хорошо известному английскому режиссеру, обладателю многочисленных наград и постановщику нашумевшей в прошлом сезоне оперы «Доктор Ди» *, даже со второй попытки не удалось привлечь зрителя в Колизеум. Хотя обычно, ситуация с опробованной классикой совершенно противоположна: зритель охотно идет слушать известные оперы – своего рода гарантия от разочарований.

Впервые эта постановка Дон Жуана появилась два года назад, и подверглась резкой критике. Говорят, некоторые изменения были внесены, то есть критика была принята во внимание, но и это не спасло сегодняшнюю версию от зрительской нелюбви!

1/5

Полагаю, только по одной причине. Это тот типичный случай, когда все изыски и новаторство команды приурочить моцартовскую оперу к празднованию в эти дни Хэллоуина (мне уже не надо объяснять вам, что это такое) потерпели полный крах.

В какой мере дизайн сцены внешне напомнил мне одну из самых больших удач Английской Национальной оперы – всемирно известную поставку «Мадам Баттерфляй». Тут и там есть широкоформатный экран (но только сегодня не алого, а серого цвета). На его фоне появляется дьявольская команда масках и в хеллоуинских костюмах (а там – сама Баттерфляй и другие герои оперы в красочных одеяниях, а также слуги в безликих, черных, с головой, одеяниях, где только глаза видны). Там, впрочем, эти незаметные слуги изящно раздвигали тонкие раздвижные стены воображаемого японского дома, а здесь искусители с грохотом гоняли по сцене под разными углами серебряный многоугольник, во время движения которого на сцене заменялись декорации. В основном это сводилось к тому, что после очередной «пробежки» многоугольника на сцене оставались разноцветные воздушные сердца. Это что касается сценографии (Иан МакНил).

Что же касается самого Дон Жуана: вы можете его встретить на улице. Он – весьма зауряден, и явно даже не представитель среднего класса английского общества. На сцене он носит майку с изображением головы Христа, живёт в квартире с низкими потолками (в Англии в государственных квартирах – их называют council flat), где в основном обитают эмигранты или малоимущие аборигены. Он не в состоянии пригласить на ужин, только на пикник, где совершенно по-свински ведет себя, закидывая единственную женщину – Донну Эльвиру – кусками хлеба и остатками пикника (простите, а это из какой оперы?). А она, несмотря на все унижения, продолжает любить его. Продолжим ассоциации с современными английскими мужчинами: к своим пятидесяти он, чаще всего, никогда не был женат, как правило, неплохо танцует – а где же еще он может встретить женщин, чтобы периодически иметь возможность предложить хорошеньким и одиноким Аннам и Эльвирам осчастливить их сексом. Вряд ли он – насильник в реальной жизни, и то потому, что закон – строг! Чем не Жуан, однако, точно не Дон!

Поначалу в первом действии я как-то попыталась примириться и принять эту современную концепцию, предполагая, что она может быть и жизнеспособной. Но факт – оперный зритель, а он, как правило, все-таки из среднего класса или выше – смотреть этот безвкусный примитивизм не пришел. Массовый же зритель оперу в Англии не знает. Не далее как вчера, пробегая по телевизионным каналам, я наткнулась на момент передачи «Кто хочет быть миллионером. Два телевизионных ведущих (!), выиграв 64 тысячи фунтов, решили взять деньги, потому что не знали ответа на следующий вопрос, который принес бы им 125 тысяч: кто главная героиня оперы «Травиата». Они предполагали, что это некая Розетта (!), но рисковать не стали. Комментарии, как говорят, излишни.

Второй же действие этой постановки, центром которой стал уже упомянутый безобразный пикник, абсолютно разочаровало, и свело на нет все усилия певцов, оркестра, дирижера. И это – не их вина. Это вина постановщика, чей окровавленный Командор с черным мусорным мешком на голове (а в первой сцене труп его так и оставался заваленным этими мусорными мешками, пока Анна и ее компания разрабатывали акт отмщения) завершил это отторжение.

И это все достаточно обидно! Музыка Моцарта – очень хороша, хотя это и не самая моя любимая опера. Музыканты и дирижёр Эдвард Гарднер (а что им оставалось!) играли на совесть, пытаясь поднять все это не совсем эстетическое зрелище до приемлемого уровня.

Йэйн Патерсон (Дон Жуан) пел может быть и неплохо, но ему катастрофически не хватало харизмы, сексуальности и благородства характера.

Его крупный и нелепый Лепорелло (Даррен Джеффри) звучал грубовато и не очень ярко, хотя идея превратить этот персонаж в личного папарацци Дон Жуана была интересна, а его презентация «подвигов» своего хозяйина с помощью прожектора, слайдов и графиков вызвала хоть какое-то оживление в зале.

Только одна сцена была по настоящему комична и вызвала смех незаполненного театра: когда, подменив своего хозяина, Лепоролло объяснялся с Донной Эльвирой, точно копируя жесты, мимику своего шефа, который в эту минуту возлежал тут же на сцене, на вершине этих блочных сооружений, однако не попадал в поле зрения Эльвиры. И это странно, что в этой, по замыслу Моцарта, «веселой драме» столь лимитирован оказался юмор, смех, свет, а большинство исполнителей были чрезмерно серьезны, чем-то озабочены, и, пожалуй, даже неестественны.

О других героях: в Доне Оттавио (Бен Джонсон) наблюдалась некоторая элегантность, Дона Анна (большой, яркий голос Кэтрин Бродерик), Донна Эльвира (впечатляющая Сара Редгвик) – весьма достойны друг друга и по вокалу, и в исполнении. Но то, чего возможно не хватало всем основным героям этой постановки, мы с лихвой обнаружили в Саре Тайнан (Церлина) и Джоне Моллое (Мазетто). Привлекательность, благородство, чувственность, энергия, озорство, ревность, всепрощение. Эта пара играла блестяще и пела великолепно! Мощное пение Командора (Мэтью Бэст) было весомее гранита, но абсолютно несовместимо с его образом.

Я смотрела эту оперу со своей английской приятельницей, для которой эта постановка была (в довесок к уже ранее сказанному!) ее второй в жизни оперой, просмотренной в театре!

— Знаешь, если бы все это действительно происходило на фоне реальных Донов, замков, то есть в то время, мне кажется, было бы намного интереснее, - позволила она себе скромное замечание.

Боюсь, мне будет трудно вытянуть ее в оперный театр в следующий раз.

Репертуар:

«Дон Жуан» - до 15 ноября
Премьера английской оперы «Путь паломника» Воан-Уильямса с 5 по 28 ноября
«Кармен» - с 21 ноября по 6 декабря

Примечание редактора:

* Опера «Доктор Ди» Дэймона Албарна была поставлена в 2011 году в рамках Манчестерского музыкального фестиваля.

Фото: ENO/ Richard Hubert Smith

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Дон Жуан

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ