Для души или для протокола?

Дни болгарской духовной культуры в России

Александр Курмачёв
Оперный обозреватель

В Большом театре России состоялось торжественное открытие Дней духовной культуры Болгарии в России. Отношения между Россией и Болгарией сегодня можно назвать тесными, но сложно назвать понятными. Это продемонстрировала и пресс-конференция в Большом театре, в которой с болгарской стороны принимали участие Посол Республики, Министр культуры, директор Национальной оперы Софии и даже дирижер Павел Балев. С российской стороны… не было никого. Даже господина Иксанова. И это при том, что изначально пресс-конференция была анонсирована как мероприятие с участием министров культуры обеих стран. Почему Владимир Мединский не вышел к журналистам, неясно. Как, впрочем, и то, почему пресс-конференцию проигнорировал Анатолий Иксанов. Наверное, причины у обоих были уважительные, однако оба были в этот день в театре, и могли хотя бы объяснить своё отсутствие представителям СМИ. Тем более, что болгарам пришлось отдуваться и за себя, и «за того парня».

Так, например, министра культуры Болгарии попросили прокомментировать тот факт, что в стране, насчитывающей больше полумиллиона русскоговорящих жителей, уже давно нет ни одной общеобразовательной школы, в которой бы преподавался русский язык. Министр пообещал проконсультироваться со своим коллегой, отвечающим за образование.

Также малоприятным был вопрос, как часто болгарские звёзды мировой оперы, проживающие за рубежом, появляются на подмостках родной страны. На это директор Национальной оперы ответил, что болгарские звёзды принимают участие в гастролях театра за рубежом, из чего следовало, что на родине они появляются нечасто, и напомнил присутствующим, что большинство именитых российских певцов тоже широко гастролируют за рубежом. В итоге мероприятие быстро свернули, а то вполне себе протокольно милые посиделки могли бы закончиться международным скандалом. Но лично у меня после ознакомления с весьма обширной программой фестиваля, включающей кинопоказы, выставки, театральные представления и даже детские утренники, имеющие исключительно светскую направленность, недоумение вызвало его название.

Дело в том, что у современного российского обывателя слово «духовный» вызывает исключительно клерикальные ассоциации, а в пульсирующей околокультурной среде на понятие «духовность» лет десять уже существует устойчивая аллергия. Конечно, в программу Дней была включена выставка икон и пара концертов прекрасного Ансамбля болгарской православной музыки, но по теме «духовности» это, собственно, и всё. А остальная программа насчитывает пару десятков мероприятий от уникальной выставки почтовых марок до спектакля «Большое путешествие маленького крокодильчика». Конечно, я не видел ни выставки, ни спектакля пловдивского театра кукол, но что-то мне подсказывает, что ни марки, ни крокодильчик непосредственного отношения к тому, что мы понимаем под понятием «духовная культура Болгарии», не имеют. В этой связи интересно, что министр родственной нам культуры господин Вежди Рашидов прокомментировал своё понимание «духовности» как эмоционального, чувственного ощущения величия, обостряющегося в период испытаний. Какой-то смысл в этом беспрестанном и беспричинном педалировании на государственном уровне этого сложного понятия, в наипоследнюю очередь имеющего отношение к государственным институтам, наверное, есть.

Факт некорректного позиционирования фестиваля и его мероприятий стал, на мой взгляд, одной из причин его невнятного анонсирования и освещения в СМИ. К тому же первое мероприятие Дней состоялось еще 30 октября в Великом Новгороде, и в течение трех недель до самого торжественного открытия в Большом театре вокруг этого фестиваля царила полная тишина. И даже программа гала-концерта, состоявшего в подавляющем большинстве из светской музыки, была озвучена всего за несколько дней до мероприятия. Словом, к организаторам и PR-службе Министерства культуры РФ есть вопросы. Но это всё фоновая оболочка, безусловно, знаковая, но не сильно значимая. Во всяком случае, не настолько важная, как то мероприятие, благодаря которому я вообще узнал об этом смотре современного состояния болгарского искусства.

Гала-концерт, показанный в Большом театре России, стал настоящим подарком. Прекрасно звучал оркестр под управлением Павла Балева, в ностальгически трогательном стиле эстрадного телешоу «Песня-80» была оформлена сцена театра, переливавшаяся видеоинсталляциями и проекциями фрагментов оперных спектаклей с участием Бориса Христова, Николая Гяурова, Гены Димитровой (оформители – Сергей Тимонин, Сергей Шевченко, Андрей Федоров), великолепно была составлена программа (режиссёры – директор Национального театра оперы и балета Софии Пламен Карталов и габтовец Игорь Ушаков).

Замечательно показал себя наш хор, под управлением своего руководителя Валерия Борисова исполнив песнопение Павла Чесновкова «С нами бог» (оп. 40, № 6) и «Тебе поем» (№ 12) из «Литургии Иоанна Златоуста» Рахманинова (оп. 31): красивыми переливами прозвучали басы и стройной изящностью - женская группа. Теноровое соло в «С нами бог» было добротно озвучено Евгением Наговицыным, но лучше бы это сделал кто-нибудь из самого хора, в котором достаточно достойных голосов. Так, с трогательной рябью и нежным трепетом исполнила сопрановую партию в рахманиновском «Тебе поем» артистка хора Анастасия Леонова. Да и во фрагменте из «Набукко», и в сопровождении секстета из «Лючии ди Ламмермур» хор Большого театра звучал превосходно. Даже на фоне знаменитого Ансамбля православной болгарской музыки «Йоан Кукузел - Ангелогласни», артисты которого слаженно и тепло спели «Хвалите имя Господне» Д.Христова.

Из своих солистов Большой театр представил Елену Манистину, Михаила Казакова и Сергея Радченко. Манистина уверенно и ярко, хоть и с небольшим металлическим песочком в тембре исполнила роскошную арию Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского, Сергей Радченко порадовал тонким изящным звуковедением и лёгкой чистотой вокала в речитативе и каватине Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Бородина, а Михаил Казаков плотно, сочно, с шикарными низами как самостоятельный миниспектакль преподнёс арию Захарии из «Набукко» Верди.

Из болгарских солистов в концерте приняли участие Красимира Стоянова, Владимир Стоянов и Камен Чанев. К имени Красимиры Стояновой сложно прилаживается определение «звезда мировой оперы», но по значимости своего таланта Стоянова именно звезда. И именно мирового уровня. Высочайшая культура вокала этой певицы эстетической безупречностью порой затмевает драматическую ценность создаваемых Стояновой образов, но удовольствие, которое испытываешь от каждого её выступления, всегда непередаваемо. Прозрачная лёгкость и одновременно живописная насыщенность звукового потока, льющегося в строго заданном русле грамотно подаваемого нотного текста, околдовывают, а умение актрисы находить верные драматические штрихи позволяют ей создавать запоминающиеся образы даже в рамках небольших концертных выступлений. То же случилось и в этот раз. Если Молитва Марии Десиславы из одноименной оперы П.Хаджиева была исполнена сливочным теплым звуком с некоторой туманной отрешенностью, то уже в объемной арии Елизаветы из «Дона Карлоса» Верди мы услышали мощную решительность и звенящую в голосе силу духа. Таким же экспрессивным стало выступление Стояновой в дуэте Леоноры и Графа Ди Луны (В.Стоянов) из вердиевского «Трубадура», а в небольшой партии Лючии в секстете из оперы Доницетти певица продемонстрировала великолепное владение стилем бельканто.

Баритон Владимира Стоянова сначала несколько потерялся в характерной стилистике арии Хитрого Петра из одноименной оперы Веселина Стоянова. Но уже арию Елецкого из «Пиковой дамы» певец озвучил с тягучими легато и мягкими переходами, хотя и с ощутимым акцентом и невнятной фразировкой.

Камен Чанев показал свой красивый тенор в малоподвижном, будто спрессованном вокале: ария Энцо из «Джоконды» Понкьелли прозвучала ровно, но зажато, а вот ария Роберта из «Виллис» Пуччини буквально переливалась вокально-драматическими изысками.

Завершился концерт великолепно исполненным секстетом из «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. И вот всё, казалось бы, было прекрасно: и правильные вступительные слова о взаимозависимости и взаимовлиянии русской и болгарской культур, и высокий исполнительский уровень двухчасового мероприятия, прошедшего, несмотря на отсутствие антракта, на одном дыхании. Но вот о том, что будет проходить дальше в рамках столь торжественно открытых Дней духовной культуры Болгарии в России, узнать можно было только из платного буклета, на который вряд ли многие из посетителей концерта позволили себе раскошелиться, а в интернете найти программу фестиваля практически невозможно. Очень похоже, что этот смотр искусств, как в старые добрые советские времена, станет своеобразной протокольной галочкой в графе осуществленного правительствами двух стран культурного обмена. Не верите? Попробуйте через пару недель найти в СМИ отчёт о прошедших мероприятиях: почти уверен, у вас ничего не получится.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Большой театр

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ