«Музейная» «Аида» до идеала не дотянула

«Музейная» «Аида» до идеала не дотянула
Оперный обозреватель

Свое давно запланированное посещение «Аиды» в Берлинской Штаатсопер я долго откладывал. Причина была проста – в основном здании этого театра идет ремонт и опера временно "гостит" в Шиллеровском театре, который располагает очень маленькой сценой, что, правда, компенсируется столь же небольшим зрительным залом.  В связи с ограниченными возможностями сцены в Шиллер-театре я боялся быть разочарованным урезанными массовыми сценами, плохим звучанием хоров и т. д. K счастью, пессимистичные ожидания не подтвердились.

Один из недостатков маленького зала – то, что непосредственно перед спектаклем часто бывает просто невозможно купить билеты. Ситуация усугубляется интересными правилами продажи билетов в Штаатсопер: молодые люди, не достигшие 30 лет (при наличии ClassicCard, которая стоит 15 евро в год) могут за час до спектакля купить любой билет на любой оперный спектакль (за некоторым исключением, например, премьера или гастрольные спектакли) за 10 Евро, а лица с низким доходом могут за час до спектакля купить билеты вообще по 3 Евро! Приехав за 45 минут до начала мне удалось купить два последних места. Но вернемся к спектаклю.

Оригинальная версия Гисланцони была, как это сейчас водится, немного скорректирована, но в рамках приличия: действие начинается в Египетском музее, где у офицера колониальных войск, тяжело раненого в сражениях, начинается лихорадка и появляются видения. Музейные экспонаты оживают, часы начинают зеркальный отсчет времени, звучит вступление, действие начинается. То есть вся опера это, по сути, фантазии больного Радамеса.

Режиссером, сценографом, художником по костюмам и свету выступил Пет Хальмен. Скончавшийся, ровно год назад, Хальмен, изначально театральный художник, в последние два десятилетия был успешным режиссером в ведущих немецких оперных театрах. 

На достаточно узком пространстве сцены воплощается концепция Хальмена. Помимо "обычных" музейных экспонатов, в спектакле участвуют символы: часы, отсчитывающие время зеркально, два оживших Анубиса, сопровождающие Аиду, и огромный саркофаг с головой египетского бога Пта, стоящий в центре сцены. Саркофаг в  финале оперы закрывает Аиду и Радамеса, Амнерис и ее отец, Царь Египта, занимают свои места в музейных витринах и застывают, появляется задумчивая фигура человека, "очень похожего" на Джузеппе Верди, с партитурой, и занавес опускается.

Во время всего спектакля поражает исключительная гармония цвета: в основном, главенствуют синий и золотой цвета, причем, совершенно без излишеств. Завораживает красно-золотой и сине-сапфировый у египтян, а также мягкий бирюзовый цвет у эфиопов. Обычно Аида славится цветовыми излишествами, примеров тому достаточно много: последняя постановка в Арена ди Верона, известная версия Дзеффирелли для «Ла Скала» 2007 года, ну и наша питерская постановка в Мариинском театре. Здесь же цвета удивительно сбалансированы, и от сцены просто невозможно оторвать глаз. 

Балетные сцены были решены оригинально и также без излишеств. Хор (хормейстер Эберхард Фридрих) безупречен. Оркестр под управлением молодого дирижера Лео Хусейна, в целом, звучал неплохо, однако временами он заглушал солистов и хор. Также не всегда были понятны резкие смены темпов. 

В титульной партии была представлена Лукреция Гарсиа, обладательница теплого сопрано, с великолепными экспрессивными пиано, однако, на фортиссимо верхи становились плохо управляемыми. Неидеальность голоса компенсировалась сильной актерской составляющей. Ария "Ritorna vincitor" и дуэт с Амонасро были исполнены очень эмоционально.

Амнерис спела наша соотечественница Екатерина Семенчук. Замечательное, густое, теплое и объемное меццо, полное вхождение в роль обусловили эталонное звучание. Сцена судилища была просто неподражаема. У Семенчук замечательная динамика, она значительно выросла в вокальном плане за последние годы.

Не очень порадовал Радамес – Марко Берти. Сильный голос, плоский, плохо управляемый, не умеющий петь пиано, и предпочитающий в конце арий  крещендо. Как актер был он также неубедителен и статичен. Внешние данные (индекс массы тела, значительно превышающий 30), к сожалению, не очень соответствовали роли. Но все недочеты в драматическом, визуальном и вокальном плане он старался компенсировать своими forte и fortissimo.

Теплый прием у публики заслуженно получил Франко Вассало в роли Амонасро – обладатель густого и могучего голоса, он был вокально точен и драматически убедителен. Царь Египта (Тобиас Шнабель) несколько разочаровал своим плохо окрашенным блеклым голосом.

Прекрасно был представлен Рамфис (Рафаэль Сивек). Его густой и сильный бас олицетворял непоколебимую первичность духовной власти. Рамфис, как и жрецы, был одет в белое, что контрастировало с остальными цветами постановки. Но, как известно, белый цвет всегда хорошо доминирует при правильном освещении, и в этом, мне кажется, был важный цветовой символ спектакля. 

В итоге, опера оставила у меня очень позитивные впечатления, и, если бы все солисты были должного уровня, возможно, получилась бы даже идеальная «Аида».

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Аида

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ