Путешествие от Геркулеса к Гераклу

«Свадьба Иолы и Геракла» Лео впервые прозвучала в России

Игорь Корябин
Специальный корреспондент

Не так давно московским меломанам выпала уникальная возможность стать свидетелями российской премьеры оратории Генделя «Геркулес». И на этот раз Геркулес, правда, восстановленный в правах своего исконного греческого имени, то есть Геракл, как высокопарно повествуют поэтические тексты серенаты Леонардо Лео (1694—1744) «Свадьба Иолы и Геракла» («Le nozze di Iole ed Ercole»), снова не на шутку влюбился в Иолу, при этом напрочь забыв о долге бесстрашного героя, а именно – о своем предназначении постоянно быть на войне, защищая друзей и ниспровергая врагов. Несмотря на то, что в дошедшем до нас списке «Свадьбы Иолы и Геракла» ее жанровое определение обозначено как «кантата для трех голосов», она представляет собой типичную серенату (от итальянского слова serenata), написанную на заказ по случаю свадьбы неких аристократических особ, документальная идентификация личностей которых на сегодняшний момент невозможна, как невозможна и точная датировка времени написания и исполнения этого сочинения.

О самом же Леонардо Лео достоверно известно хотя бы то, что он является одним из основателей и значительных представителей неаполитанской музыкальной школы первой половины XVIII века. Широкую известность и признание он приобрел, прежде всего, как автор более семи десятков музыкально-сценических произведений, а также как один из основоположников жанра оперы-буффа и как первый из неаполитанских композиторов, ставший включать хоры в оперы-сериа. Но и сегодня в отечественной репертуарной афише это имя всё еще остается раритетом, поэтому принадлежащая перу композитора маленькая серената «Свадьба Иолы и Геракла», исполненная 27 февраля на сцене Камерного зала Московской филармонии в рамках абонемента «Камерные оперы в Камерном зале. “Мастерская барокко”», интерес вызвала самый что ни на есть большой. Еще бы, ведь это была российская премьера исполнения опуса, которая дала возможность вживую почувствовать аромат вокального стиля Лео, мелодически кантиленного, как у Алессандро Скарлатти, и на сей раз явно не перегруженного излишествами музыкальных украшений, как, примеру, в иных творениях Генделя или Хассе.

Сюжет опуса Лео навеян мотивами трагедии Сенеки «Геркулес на Эте», но абсолютно никакой трагедии в музыке этой серенаты нет: в многочисленных речитативах и ариях она лишь на все лады воспевает любовные чувства главных героев при «критически оценивающем» стороннем взгляде на них еще одного персонажа – Алкея, тиринфского царя, деда Геракла (заметим, что при рождении Геракл и был назван Алкидом в честь Алкея). Кроме этого, перед самым финалом сочинения с речитативом и арией, в которых Гераклу пророчатся славные дела, в игру вступает еще один персонаж – Тезей, друг и сподвижник главного героя. Итак, персонажей – четыре, а голосов – действительно три, ибо партии Алкея и Тезея поручены одному и тому же типу голоса – басу.

Открытое отечественной публике произведение Лео наполняет душу безмятежным и непроизвольно искренним наслаждением простыми и ясными музыкальными гармониями. Серената открывается симфонией и, проходя через серию речитативов и арий Иолы, Геракла и Алкея, завершается в своей первой части любовным дуэтом Иолы и Геракла. Вторая часть музыкальную последовательность высказываний названных персонажей запускает с новой силой, чтобы, дополнившись предфинальным пророчеством Тезея, закончиться «победным» ликующим трио всех участников, в котором Геркулес, наконец, и соединяется с Иолой.

В парадно-свадебном практически «бессюжетном сюжете» этой серенаты вовсе не стоит искать смысловых пересечений с «Геркулесом» Генделя: занятие это бесперспективно, ибо либретто серенаты Лео «не знает» ни убийства Геркулесом отца Иолы, царя Эхалии Эврита, ни полона Иолы Геркулесом в качестве военного трофея, ни козней ревности Деяниры, законной жены Геркулеса, ни мученической смерти главного героя, принимая которую, он успевает благословить союз своего сына Гилла и Иолы. Оно выхватывает лишь любовную линию Иолы и Геракла как таковую, и на основе ее на ось музыкально-поэтического произведения навивает изысканные узоры барочного мелодического кружева.

Партии Алкея и Тезея исполнил бас-баритон Станислав Сазонов, обладатель голоса зычно «прорезающей» тембральной фактуры. Именно басовые партии этого опуса оказываются наиболее технически изощренными, наполненными колоратурами, быстрыми пассажами, регистровыми переходами, а потому неимоверно сложными для пения. И в этой ситуации даже и не знаешь, что делать: сокрушаться тому, что исполнитель с ними едва справлялся, или радоваться тому, что он вообще за них взялся, ведь в противном случае и обсуждать-то сейчас было нечего, так как не было бы российской премьеры опуса Лео. Проблема певца в том, что его голос способен звучать лишь на forte, а его mezza voce и нижний регистр оказываются безнадежно «заваленными», к тому же доставляют певцу явные неудобства и колоратура, и пение в высокой тесситуре. Одним словом, «безумству храбрых поем мы песню»!

В партии Иолы мы услышали лирическое сопрано Яну Иванилову, и это исполнение процентов на восемьдесят-девяносто всего спетого материала арий оказалось весьма стильным и благодатно воодушевляющим, но в десяти-двадцати процентах наблюдался стилистический и технический «недопев». При этом в ансамблях голос певицы весьма органично сливался с голосом Дмитрия Синьковского, выступившего в партии Геракла. В самом общем смысле, голос этого певца – контратенор, однако наиболее адекватно тембральную окраску его звучания можно охарактеризовать как «мужской альт» или «мужское контральто». Партия Геракла в этой серенате не кажется, на первый взгляд, такой неподъемной, как партии баса: мелкой вокальной техники в партии контратенора наберется не столь много. Но до чего же проникновенно и чувственно интерпретирует Дмитрий Синьковский своего героя! Какой удивительной красоты, ровности и пластичности извлекает он звук! Как благороден и выразителен интонационный посыл певца! Но кто знает, может быть, партия Геракла и не кажется столь трудной лишь в силу того, что ее трудности так изящно и незаметно для слушателей преодолевает высочайший профессионализм ее исполнителя…

Именно о нем следует сказать особо, ибо по первой своей музыкальной специализации Дмитрий Синьковский – скрипач, причем, скрипач первоклассный, хорошо знакомый столичным меломанам, к примеру, по многочисленным выступлениям в составе оркестра «Pratum Integrum». Основав свой собственный камерный ансамбль под названием «La voce strumentale» («Инструментальный голос») и выступая не только в роли его художественного руководителя, но и солиста в двух своих музыкальных ипостасях, Дмитрий Синьковский не перестает удивлять как самим выносимым на суд публики репертуаром, практически неизвестным, раритетным, а потому невероятно притягательным, так и своими профессионально зрелыми и стилистически выверенными вокальными интерпретациями. Поразительно и то, что в одном и том же опусе он зачастую может выступать и как скрипач-концертмейстер, и как солист-вокалист. В частности, именно такая ситуация наблюдалась и на исполнении «Свадьбы Иолы и Геракла». Как только это удается музыканту, причем, на высочайшем уровне и того, и другого – одному Богу известно, но то, что справляется он с этим на вид без особых усилий, естественно легко и непринужденно, сомнений не вызывает.

Итак, в составе камерного ансамбля «La voce strumentale» – пятеро музыкантов: Дмитрий Синьковский (скрипка), Елена Давыдова (скрипка), Айлен Притчин (скрипка, альт), Александра Рамазанова (виолончель) и Максим Емельянов (клавесин). При этом и «Свадьба Иолы и Геракла» также написана в расчете на камерный состав инструментального сопровождения, хотя, скорее всего, палитра оригинального состава инструментов наверняка предполагалась более широкой и полнозвучной, а в данном случае мы, думается, имели дело с редуцированным переложением для струнных и basso continuo. Но как бы то ни было, ансамбль мастерски справляется с задачей аккомпанемента, а Дмитрий Синьковский в партии Геракла становится настоящим откровением этого исполнения. И это может означать лишь одно: российская премьера «Свадьбы Иолы и Геракла», несмотря на ряд отмеченных слабых мест, несомненно, состоялась, ибо в сердцах слушателей сей проект оставил устойчивое, ни с чем не сравнимое ощущение восхитительно искреннего музыкального света.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ