Сопрановое богатство «Новой оперы»

Сопрановое богатство «Новой оперы»
Специальный корреспондент

Концерт «10 сопрано» прошел в московском театре «Новая опера» 13 марта 2013 года. Солистки театра Ольга Ионова, Ирина Костина, Агунда Кулаева, Елена Митракова, Марина Нерабеева, Татьяна Печникова, Елизавета Соина, Елена и Ольга Терентьевы и Виктория Яровая представили слушателям программу произведений зарубежных и русских композиторов.

Гала-концерты серии «Десять сопрано» (не путать с недавно созданным эстрадным проектом Михаила Турецкого «Сопрано 10») идут в «Новой опере» уже не первый год. Без повода, без общей темы и драматической линии (как другие гала-проекты театра), концерт сопрано как бы подтверждает: если у вас есть сопрано-примадонна, для шоу больше ничего и не нужно, а уж если целых десять...

Справедливости ради, уточним, что на сцену вышли не только сопрано, но и два меццо-сопрано. О том, объединять или разделять эти категории, следовало бы писать музыковедческие трактаты, в рамках рецензии эту проблему не разрешить, но определенно, концерт от присутствия певиц с разными тембрами, очень выиграл.

В подтверждение своей репутации всероссийской и международной «кузницы кадров» театр вывел на сцену вместе и опытных артисток, и молодых, но уже ярко заявивших о себе в ключевых партиях, и еще только делающих первые шаги на оперном олимпе дебютанток. Все они были по-своему талантливы, поэтому желания как-то их ранжировать не возникало.

Прекрасно, что слух зрителей услаждают прекрасным пением на примере любимых арий (из которых состояло первое отделение концерта) и дуэтов (второе отделение). Но печально, что театр, не просто так назвавший себя «Новая опера», а видевший на заре становления свою миссию в ознакомлении москвичей с новыми, ранее не исполнявшимися в нашей стране и малоизвестными произведениями, от данной концепции уходит все дальше. Из 21 номера концерта условно можно считать не совсем до дыр заезженными разве что два дуэта – из «Кавалера розы» Рихарда Штрауса и «Цыганского барона» Иоганна Штрауса (последнее, впрочем, и не опера вовсе). Остальное – самая что ни на есть популярнейшая, очень часто исполняемая классика. Понятно, что мероприятие рассчитано не на специалистов, а на широкий круг слушателей, но знакомство с парой-тройкой новых произведений результат бы совершенно точно не испортило. А без свежих номеров и впечатлений концерт рискует приобрести статус незначимого, будничного, что усиливается в контрасте с пафосными премьерами и фестивальными мероприятиями этого же театра.

В пользу того же ощущения «проходного выступления» – и то, что небезупречно звучал оркестр театра (дирижер Валерий Крицков). Самостоятельные оркестровые номера (были исполнены две польки Штрауса) слушались приятно и необременительно, а вот в номерах с солистками случались и казусы. В некоторых из них более скрупулезно стоило относиться к инструментальным соло, в том числе и к исполнению, и в части настройки уровня подзвучки.

Особенно не повезло «Pace, pace, mio dio» Верди, исполнявшейся Ольгой Терентьевой. Можно спорить, насколько вообще вердиевская Леонора ей подходит, все что было в силах певицы - было выполнено, и зрители это оценили. Но конкретно в этот вечер над номером буквально сгустились тучи невезения – несколько сбоев в оркестре, пару раз в самые неподходящие моменты просыпавшийся мобильник у кого-то в зале и абсолютное безразличие дирижера к арии, сыгранной практически в одном среднем темпе и превращенной тем самым в романс – красивый, но выхолощенный, условный, ни о чем.

В то же время, к разным произведениям отношение у дирижера было разное. Сохраняя несколько отстраненный стиль дирижирования в большинстве номеров, в исполнении куплетов Олимпии Оффенбаха (которые пела вышедшая в костюме куклы Ольга Ионова) он поучаствовал на уровне хорошего артиста миманса, превратив, их на западный манер, в комедийное шоу.

Из плеяды сопрано отметим, в первую очередь, Ирину Костину, уверенно и ярко исполнившую Каватину Людмилы из первого действия «Руслана и Людмилы» Глинки. Пока в активе певицы, главным образом, успехи на конкурсах, трудно сказать, какой актрисой она станет, но что певица она уже неординарная – это сомнений не вызывает, несмотря на молодость, присутствует уже наработанная колоратурная техника, хорошая управляемость голоса, от природы весьма немалого, музыкальность. И как бы не была трудна выбранная ария, не стоит забывать о разборчивости слов, учитывая, что это единственный сольный номер по-русски в концерте (кроме него русским был только во втором отделении дуэт Лизы и Полины из «Пиковой дамы», который пели другие солистки, с купированным, к тому же, вторым куплетом).

Неплохо выступила Елена Митракова, напротив, вложившая в подачу номеров хороший актерский опыт. С точки зрения пения, особых нареканий к ней тоже нет – стабильная интонация, внимательное отношение к музыкальному материалу. Только вот есть в ее вокале что-то неуловимо пионерское, от зажатой отличницы-солистки детского хора.

Елизавета Соина совмещает обучение в Московской консерватории с первыми шагами на театральной сцене. Пусть и ария Маргариты из оперы «Фауст» Гуно, и вышеупомянутый дуэт Чайковского – номера из традиционного «студенческого» набора, уже сегодня видно, что исполнительница относится к пению как вдумчивый и последовательный артист.

Марина Нерабеева замахнулась сразу на задачу высшего уровня сложности – «Ritorna vincitor» из «Аиды» Верди. Учитывая недавний дебют в «Трубадуре», молодая певица, очевидно, проектирует для себя амплуа «вердиевского сопрано», в перспективе вполне посильное, особенно если доработать итальянское произношение и подтянуть нижний регистр, который пока недоозвучивается. И хотя на мой субъективный вкус, степень готовности драматичного дуэта с Амнерис, тоже исполненного в данном концерте, гораздо выше, чем арии, хороший потенциал, тем не менее, налицо.

Попыталась не отстать от нее по сложности и Елена Терентьева, взявшаяся за убийственную вторую арию Царицы Ночи («Волшебная флейта» Моцарта). Исполнение получилось очень небезупречным, хотя никакого откровенного криминала не было, но количество смазанных пассажей и интонационно неточных скачков в третью октаву было выше среднего. Потом, когда она вместе с сестрой пела «Цветочный дуэт» из «Лакме» Делиба, – до совершенства музыкально, нежно, певуче и выверено – оставалось только удивляться, зачем же к выбору собственного сольного номера было подходить так безответственно. Лирическая стезя для Елены Терентьевой подошла бы куда как лучше; есть родственная мягкость и в голосе ее сестры Ольги Терентьевой, умеющей подать себя и как светлое лирическое меццо, а не только драмсопрано, кем официально она числится.

Татьяна Печникова выбрала беспроигрышный хит – арию Виолетты из 1 акта «Травиаты» Джузеппе Верди. Не она первая, кто делает этот номер в достаточно силовой манере, и, по крайней мере, у нее результат вышел получше многих коллег, но вот легкости, воздушности хотелось бы больше. А вот в дуэте Нормы и Адальджизы Беллини певица была очень хороша, не случайно Норма – одна из ее ключевых партий в театре.

И, несмотря на то, что мероприятие посвящалось сопрано, царили на нем два неординарных меццо-сопрано «Новой оперы».

Колоратурное меццо Виктория Яровая, всколыхнувшая поклонников театра блестящим исполнением партии Анджелины в россиниевской «Золушке» 2,5 года назад, на данном концерте пела не только Россини и Беллини, но и музыку более поздних периодов – Рихарда Штрауса, Жоржа Бизе, Иоганна Штрауса. Тем не менее, то что зарубежные стажировки и выступления певицы связаны в основном с исполнением бельканто – это очень чувствуется. Бархатистый, выровненный по диапазону голос сочетается с хорошими техническими возможностями, поэтому певице ничего не помешало представить слушателям знаменитую каватину Розины из «Севильского цирюльника» так, как она была задумана самим Россини в оригинале – для меццо-сопрано. В репертуаре «Новой оперы» «Цирюльник» исполняется в более привычном варианте: Розина – колоратурное сопрано, а Берта – меццо-сопрано. А на концерте – отчего бы и не попробовать аутентичный вариант, раз мастерство позволяет.

И, наконец, более традиционное меццо-сопрано Агунда Кулаева просто покорила зал глубиной, благородством и выразительностью звучания. Амнерис из «Аиды» Верди, Леонора из «Фаворитки» Доницетти, Кармен – все такие разные, но очень органичные для нее партии. Даже из легкомысленной белькантовой безделушки – дуэта-буфф «Кошки», приписываемого Россини, стараниями, в первую очередь, именно царственной Кулаевой вышла целая продуманная сценка о соперничестве двух примадонн.

В заключение, хотим пожелать театру, обладающему такими бриллиантами в коллекции, не растерять свои сокровища и создавать для них достойную оправу не только за счет возможности выступлений в сборных концертах, но и в подходящих и разнообразных партиях в репертуарных спектаклях.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Новая Опера

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ