Квинтэссенция Верди по-полянски

Квинтэссенция Верди по-полянски
Специальный корреспондент

В серии праздничных мероприятий юбилейного года 200-летия со дня рождения Джузеппе Верди Московский международный Дом музыки представил слушателям 10 апреля 2013 года концерт «Верди-гала». В исполнении оркестра и солистов Симфонической капеллы России Валерия Полянского, а также приглашенных солистов российских оперных театров прозвучали фрагменты опер «Аида», «Аттила», «Бал-маскарад», «Дон Карлос», «Ломбардцы», «Луиза Миллер», «Набукко», «Отелло», «Риголетто», «Сила судьбы», «Симон Бокканегра», «Травиата» и «Эрнани».

Нет нужды повторять, как велика популярность опер Верди у поклонников классической музыки во всем мире и в России. Однако, на удивление, Большой Светлановский зал был наполнен едва ли наполовину – трудно сказать, было ли тому причиной отсутствие совсем громких и «модных» имен в программе, изобилие подобных юбилейных мероприятий в год Верди или просто середина рабочей недели, не располагающая к «увеселительному» времяпрепровождению.

Программа концерта, надо сказать, была подобрана очень корректно – «народные хиты» в ней, безусловно, присутствовали, но был и материал, менее часто исполняемый в концертных программах. Неординарно была выстроена их последовательность: более легкие номера исчерпались в первом отделении, увенчалось которое «Застольной» из «Травиаты» (обычно ею заканчивается последнее отделение концертов). Второе же отделение состояло из номеров более глубоких и драматичных, а финалом стала увертюра к «Силе судьбы», в угаре финального воодушевления засверкавшая несколько другими красками, нежели бывает в ее привычном месте на старте вечера, вообще, и в недавнем концертном исполнении этой оперы капеллой Полянского, в частности. Оркестр, как всегда, был аккуратен и красочен, а дирижер – неутомим и невозмутим, блестящее начало с увертюры к «Набукко» сразу задало, несмотря на концертный характер мероприятия, театрализованный настрой. И в целом, в ряду той колоссальной работы, которые проделала Госкапелла и ее руководитель в отношении наследия Верди в последние годы, нынешний концерт стал очередным успешным рубежом.

Из недостатков мероприятия отметим отсутствие хора, это действительно колоссальный минус. Хор в концертных исполнениях опер «от Полянского» - особая сила, это больше, чем безликая «народная масса», статисты, это считай что отдельный герой со своими эмоциями в каждой сцене, и в то же время общее объединяющее и управляющее начало, «коллективное бессознательное» всего произведения. Выстроенный звук и эталонная интонация выигрышно отличают хор rапеллы от хоров театров, и в операх Верди это мастерство тоже есть где применить. Но, к сожалению, в этот вечер насыщенная программа концерта хоровых номеров не вместила.

Не вместила программа и ни одной большой знаковой арии сопрано, что для данного насыщенного мероприятия, может, и не трагедия, но с точки зрения попрания исполнительских традиций – прецедент смелый. Приглашенная прима многих мероприятий Полянского сопрано Елена Евсеева ограничилась участием в двух дуэтах Аиды из одноименной оперы – с Амонасро (его исполнил «геликоновский» бас-баритон Сергей Топтыгин) и с Амнерис (солистка rапеллы Людмила Кузнецова). Такой выбор ограничил возможности – продемонстрировать драматичность и выразительность своего мощного голоса Евсеевой удалось, а вот красоту кантилены показать было особенно и негде.

Двум другим сопрано достались номера светлые и легкомысленные. Анастасия Привознова спела колоратурную арию Оскара из первого акта оперы «Бал-маскарад» - довольно безлико, чистенько, но глуховато, без должной звонкости и бриллиантового блеска, со скомканными ускорениями в конце каждого куплета. Анна Пегова в дуэте с тенором Всеволодом Гривновым (но без хора!) знаменитую «Застольную» скорее проиллюстрировали, чем исполнили осмысленно, как законченный номер, все было как-то совсем непродуманно, и в пении, и в поведении, вплоть до того, что певцы в проигрыше попытались начать вальсировать, а потом то ли передумали, то ли не получилось. Впрочем, этот хит из числа тех, что певцам достаточно обозначить текст, а эмоциями знакомую музыку зрители с радостью наполнят сами. Что касается Гривнова, он потом во втором отделении реабилитировался, когда спел не самую часто звучащую у нас арию Рудольфа из оперы «Луиза Миллер», и как спел - горячо, страстно, ярко, с невероятной вокальной и артистической самоотдачей.

Меццо-сопрано Лариса Костюк взялась за очень непростую арию Ульрики из «Бала-маскарада» - исполнение было, может, не выдающимся, но корректным, вдумчивым, насыщенным по звуку и очень гармоничным по общему впечатлению. Ну а выбор именно этой арии (помимо того, что она утонула в череде похожих тяжелых и мрачных номеров, сконцентрированных после антракта) был неправилен, если можно так выразиться, с методической точки зрения. Верди вложил столько труда в использование специфических певческих и драматических возможностей именно меццо-сопрано, как промежуточной категории со своими, только ей свойственными задачами. Но при этом в концерт попала контральтовая ария, низкая, тихоходная и совсем для вышеуказанных идей композитора не типичная.

Тенор Максим Сажин, напротив, исполнял номер из числа тех, что у cреднестатистического гражданина ассоциируются с Верди – песенку Герцога из «Риголетто» – и гарантированный урожай аплодисментов он на этом, конечно, собрал. Прочтение номера было специфическим, с достаточно широким, уплощенным звуком и избытком гласной «е», что, однако, не помешало певцу успешно осуществить все технические задачи, выдать бодрое, энергичное и звонкое исполнение.

Баритон Театра Станиславского Анатолий Лошак, представлявший арию Дона Карлоса из оперы «Эрнани», не сразу справился с возрастными проблемами контроля звука, однако все же уровень и класс певца по-прежнему достаточно высок, что позволило и выровняться, и прозвучать местами весьма проникновенно. Другой баритоновый номер – монолог Яго из оперы «Отелло» - спел Сергей Топтыгин, о котором мы уже упомянули, говоря о дуэте из «Аиды». Певческая форма, собранность и выносливость у него конечно, значительно лучше, хотя в обоих номерах этого певца и звук, и образ получался довольно однообразным, однотипным, с уклоном в напряженно-силовую сторону, а показать другие возможности из резерва певца материал не позволил.

И наконец, басы данного концерта – их было целых четыре! Максим Кузьмин-Караваев исполнял арию Пагано из оперы «Ломбардцы». Ему пришлось петь первым и нести все издержки того, кто выходит «на разогрев» публики, при том, что подобная роль лично ему – человеку с внешностью скромного русского интеллигента и такой же манерой пения – совершенно не подходила. Есть сомнения в обоснованности и басовой специализации, и работы с вердиевским репертуаром при голосе, больше подходящем для русского романса.

Руслан Розыев, заявленный в программе как солист капеллы, достойно исполнил арию Аттилы из одноименной оперы. У него несколько прикрытый, округленный, и при этом мощный звук, пока еще присутствуют небольшие трудности с темповыми участками. Однако, в целом, он оставил впечатление певца с хорошим потенциалом, которому в чисто концертном проекте будет очевидно тесно, поскольку дарование его носит отчетливо театральный характер.

Александру Маркееву поручили исполнить целых два номера, причем оба популярные – он спел сольный романс Фиеско из оперы «Симон Бокканегра» и вышел в дуэте короля Филиппа и Инквизитора из оперы «Дон Карлос». Для не очень опытного, растущего исполнителя это пока некий кредит доверия на будущее, но учитывая, что басы профессионально вызревают очень долго, шансы к тому, что это доверие будет оправдано – достаточно высоки.

И наконец, известный и опытный московский бас Михаил Гужов тоже пел два номера – помимо вышеупомянутого дуэта из «Дона Карлоса» еще и арию Филиппа оттуда же. Сценическая раскованность, уверенность в своих силах – очень важный фактор успеха, когда речь идет о таких объемных и сложных произведениях, и у Гужова они сработали в полной мере. Что касается самого голоса, на мой взгляд, все же в русском репертуаре певец слушается органичнее, какой-то подлинной итальянской певучести и страсти ощутимо недоставало.

В целом, концертная программа была интересной, неординарной, заслуживающей внимания как меломана, много лет коллекционирующего разные прочтения музыки Верди, так и человека, чье углубленное знакомство с наследием композитора только начинается.

Учитывая предшествующий ряд концертных исполнений опер Верди капеллой Валерия Полянского в текущем году и ранее, концерт 10 апреля невольно носил отпечаток некоего логического завершения и итогового мероприятия, венчающего предыдущую работу. Однако уверены, что впечатление это ложное, и концертные исполнения опер на этом не закончатся, и мы еще услышим оркестр с хором, встретимся вновь с полюбившимися солистами, познакомимся с новыми певцами. Ведь потенциал наследия Верди поистине неисчерпаем.

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ