Свадебная история в музыкальном театре

Свадебная история в музыкальном театре
Оперный обозреватель

В конце 2012 года Красноярский музыкальный театр подарил жителям города прекрасный классический спектакль «Ключ на мостовой, или Муж за дверью» Ж. Оффенбаха, поставленный режиссером заслуженным артистом России Владиславом  Питальским. Дебютной работой Питальского как режиссера была комическая опера «Безумная ночь, или Женитьба аптекаря» Доницетти (оригинальное название оперы – «Колокольчик» — прим. ред.), которая по достоинству была оценена зрителями и критиками.

«Ключ на мостовой, …» является логичным дополнением свадебной истории в жанре комической оперы. Как правило, художника оценивают по его второй творческой работе. Примечательно, что она получилась талантливой, но другой. Как и в первом случае, главным событием становится ночь после свадьбы.

1/5

Зрители попадают в атмосферу веселого праздника, забавных двусмысленных ситуаций и совпадений, легкой музыки и озорной игры, что и характерно для жанра комической оперы. Но, несмотря на безудержный смех и яркие эмоции, герои решают вполне серьезные проблемы: что предпочтительнее эмоции и чувства или респектабельность и основательность, типичный романтик или редкостный зануда?

Очаровательная оперная миниатюра Оффенбаха воздушна, подвижна, легко запоминается, но требует исполнительского мастерства. Разнохарактерные музыкальные номера, динамично сменяющие друг друга, ансамбли, речитативы, прозаические диалоги отгоняют от зрителя мысли об антракте и буфете. Артисты театра не подвели композитора, продемонстрировав хороший уровень вокальной подготовки. О композиторе думали не только артисты, но и режиссер спектакля. Музыка стала главной в его решении. У каждого персонажа есть своя музыкальная характеристика, которая помогает режиссеру выстроить образ визуально, пластически и интонационно. Главная героиня спектакля – невеста Сюзон. В разгар свадебного пиршества она находит повод поссорится с новоиспеченным мужем и вскоре оказывается запертой в комнате с неизвестным молодым человеком. Однако одним из первых музыкальных номеров спектакля становится вальс подруги невесты – Розиты. Сопрано заслуженной артистки России Светланы Кольяновой звучит ярко и полетно, помогая создать образ беззаботной кокетливой красавицы, живущей полной жизнью. Именно она и музыкально и сюжетно подстрекает Сюзон к действиям: то слегка флиртует с новоявленным мужем, то настраивает подругу против нежданного гостя. Роль хорошенькой парижанки Сюзон сыграла Мария Селиверстова: она была вспыльчивой и нежной, темпераментной и лиричной, обаятельной и капризной. Следует отметить, что актриса успешно справляется со сложным вокальным партиями. Режиссер предлагает интересную интерпретацию взаимоотношений подруг, тем самым добавив спектаклю психологизма. Две лучшие подружки в то же время являются соперницами. Одна мило кокетничает с чужим мужем, как бы демонстрируя свое превосходство, вторая находит способ отомстить, поставив подругу в безвыходное положение, в результате чего Розита должна выйти замуж за первого встречного.

Главная мужская роль досталась начинающему артисту Максиму Шилову. К чести артиста его Флорестан – забавный романтик, авантюрист, всегда выходящий сухим из воды. Голос артиста – высокий тенор – добавил особого шарма звучанию ансамблей. Противопоставление фактуры (в жизни Максим – молодой человек высокого роста) и тембра голоса создает комический эффект, что многократно увеличивает обаяние персонажа.

Беспечному Флорестану противопоставлен новоявленный муж – Мартен в исполнении Виктора Елизарова. Строгий судья, которому «закон дороже любви». Он абсолютно надежный, сухой и занудный тип.

Артисту приходится тяжело: ему отведено место в углу, из которого он вынужден не только завоевывать публику, но и доказывать свою любовь невесте. Благодаря артистизму и мужскому обаянию Виктор Елизаров становится полноправным участником событий. Полнозвучный голос исполнителя добавляет образу основательности. Постепенно в ходе действия с Мартеном происходят перемены: сначала он готов пойти на примирение, затем играть роль послушного мужа, при этом не меняя своих принципов, но, почувствовав реальную угрозу своим отношениям (посторонний мужчина в комнате новобрачной!), Мартен становится импульсивным, пылким, ранимым – таким, каким хотела его видеть Сюзон. Отыскав ключ на мостовой, разгневанный муж становится центром пространства и действия. Во время исполнения центральной арии Виктор Елизаров демонстрирует динамичные переходы от бесконечного разочарования в любви через истеричное веселье к вынесению приговора своему браку. Изменения, которые происходят с героем, обусловлены видением режиссера: это и реакции партнеров, и пластика персонажа, и уместное включение сцены с хором.

В целом чувствуется кропотливая работа В. Питальского. Спектакль получился логичным, выстроенным, все мизансцены понятны зрителю, хорошо подобран ансамбль, музыкальный материал позволяет проявить голосовые возможности каждому из артистов.

Большая заслуга в стройном звучании спектакля принадлежит дирижеру Валерию Шелепову. Ему стоит немалых усилий соединить оркестр и солистов, которые исполняют сложные ансамбли, отделенных на протяжении всего спектакля от дирижера декорацией. Кроме того, по задумке режиссера, Валерий Шелепов снова демонстрирует свои актерские способности, великолепно справившись с ролью ревнивого мужа, поставившего выстрелом из пистолета эффектную точку в спектакле.

Спектакль получился легким, смешным и филигранным. А посмотреть его будет интересно как настоящим ценителям музыкальной классики, так и обывателям.

Анна Вронская

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Жак Оффенбах

Персоналии

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ