Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Мариинка расширяется. «Тайный брак» в «Зазеркалье». Михайловский в Савонлинне. Оперная программа Московского Пасхального фестиваля. Опера Вайнберга в Мангейме – псевдомировая премьера. Новости из Копенгагена. Изменения в планах «Реала». «Риголетто» в Каракасе.

Мариинка расширяется

2 мая в Петербурге состоялось долгожданное событие – открылась новая сцена Мариинского театра. Было сломано немало копий по поводу невзрачного архитектурного облика здания, особенно в сочетании с расположенной рядом исторической сценой.

Но внутреннее наполнение и техническая оснащенность нового здания впечатляют. Неподалеку от дуплета Мариинка-1 – Мариинка-2 расположен Концертный зал театра, а с другой стороны – Петербургская консерватория имени Николая Римского-Корсакова со своим прекрасным театрально-концертным залом имени Антона Рубинштейна: все они вместе теперь составляют уникальное музыкально-театральное пространство, оперно-балетное сердце северной столицы России.

К открытию был приурочен Торжественный гала-концерт, возможность посмотреть который имела вся Россия, поэтому каждый заинтересованный зритель может составить свое представление об этом мероприятии, неизбежно носившем протокольный характер.

Триумфатором торжеств стал Валерий Гергиев, который в этот день отметил свое 60-летие. Его многолетняя неутомимая деятельность на ниве служения классическому искусству была отмечена высокой государственной наградой – маэстро стал первым Героем труда России.

В концерте приняли участие выдающиеся деятели искусств, как зарубежные, так и отечественные – Пласидо Доминго, Леонидас Кавакос, Рене Папе, Ильдар Абдразаков, Юрий Башмет, Ольга Бородина, Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина, Денис Мацуев, Анна Нетребко и др.

Если говорить о вокальной части вечера и исключить её немногочисленный иностранный компонент (критиковать 72-летнего мэтра Доминго как-то некрасиво, да, как оказывается, в общем-то и не за что – даже без скидок на возраст его Зигмунд прозвучал достойно: сказался опыт и умение выбрать репертуар по силам), то стоит отметить, что ведущему российскому оперному театру есть что предложить публике: красивые, богатые и большие голоса его солистов – это по-прежнему узнаваемая марка русской вокальной школы. Наиболее убедительны же с точки выбора репертуара и попадания в стилистику исполняемых произведений оказались Бородина с неизменной своей визитной карточкой – арией Далилы, Абдразаков с арией Дона Базилио и Екатерина Семенчук с цыганской песней из «Кармен». Алексей Марков продемонстрировал ровный и техничный голос, но несколько вяловатый по манере и не самый роскошный по тембру. Евгений Никитин спел в сцене коронации из «Бориса Годунова» несколько европеизированного царя (хотя и в византийских бармах) – глубины и размаха, присущего русской традиции, явно недоставало. Неплохо прозвучал сложнейший ансамбль из «Путешествия в Реймс», исполненный бывшими и нынешними академистами Ларисы Гергиевой – Даниилом Штодой, Михаилом Колелишвили, Ларисой Юдиной, Анной Кикнадзе и др. Венчало программу выступление Анны Нетребко: если к её Церлине (дуэт сразу с четырьмя Дон-Жуанами – Абдразаковым, Марковым, Папе и М. Петренко) и Иоланте (финальный хор-апофеоз) претензий в общем-то нет, то Леди Макбет неприятно удивила: искусственно затемнённый и утяжелённый звук, неуверенный низ и смазанные колоратуры – едва ли тот «праздничный набор», что стоило преподносить к открытию новой сцены родного театра. В мировой оперной литературе есть масса репертуарных жемчужин, в которых Нетребко может быть хороша, так к чему же такой неоправданный риск?

«Тайный брак» в «Зазеркалье»

5 мая состоится премьера в Детском музыкальном театре Петербурга «Зазеркалье». На суд публики будет вынесена классика жанра комической оперы – «Тайный брак» Доменико Чимарозы.

Доменико Чимароза — известный неаполитанский композитор XVIII века. Его «Тайный брак» по сей день признаётся одним из лучших творений в жанре оперы-буфф. Музыка композитора восхищала многих, в том числе французского писателя Стендаля: «Попробуйте найти у него хотя бы несколько нот, написанных не по велению сердца, и если вам это удастся, то не верьте себе: их нет у Чимарозы».

«Тайный брак» Чимароза написал в 1792 году, по возвращении из Петербурга, где он служил придворным композитором Екатерины II. Заказ на оперу он получил от австрийского императора Леопольда II. Успех сопутствовал произведению с самого начала. Опера привела монарха в такой восторг, что сразу после премьеры, он потребовал повторить её ещё раз! В спектакле «Зазеркалья» время действия перенесено в середину ХХ столетия. Спектакль идет на русском языке. Премьера «Тайного брака» — дипломная работа выпускников Петербургской государственной академии театрального искусства, курс народного артиста России, профессора А. В. Петрова.

Михайловский в Савонлинне

Впервые Михайловский театр этим летом будет почетным гостем Савонлиннского оперного фестиваля — одного из самых значимых музыкальных событий Финляндии. Наши северные соседи называют фестиваль «визитной карточкой» финской культурной жизни; он ведет свою историю с 1912 года и уже перешагнул 100-летний рубеж. Место его проведения — крепость Олавинлинна. Во время фестивальных недель ее внутренний двор перекрывают уникальным по конструкции навесом, и он превращается в театральный зал, вмещающий более двух тысяч зрителей.

Михайловский театр для фестиваля в Савонлинне выбрал два спектакля: «Евгений Онегин» в постановке Андрия Жолдака и «Бал-маскарад» в постановке Андрейса Жагарса. «Бал-маскарад» посвящается 200-летнему юбилею Джузеппе Верди. Особенности сценической площадки в Савонлинне диктуют свои требования, и оба спектакля будут адаптированы для фестивального показа. Режиссеры Андрейс Жагарс и Андрий Жолдак готовы внести в постановки определенные изменения. Гастролям в Финляндии предшествует еще одна совместная акция театра и фестиваля: 4 мая на сцене Михайловского театра состоялся гала-концерт, программу которого готовили художественный руководитель фестиваля Яри Хямяляйнен и музыкальный руководитель театра Михаил Татарников.

Сменяя друг друга за пультом, они представили вечер, в котором наряду с оркестром, хором и солистами Михайловского театра, участвовали сопрано Кирстен Чемберс, меццо-сопрано Йорданка Милкова, тенор Франко Фарина и баритон Томас Холл. В программе концерта - сочинения Джузеппе Верди, Рихарда Вагнера, Камилла Сен-Санса, Петра Чайковского.

Оперная программа Московского Пасхального фестиваля

Московский Пасхальный фестиваль по традиции открывается 5 мая, в день православной Пасхи и продлится в этом году до 16 мая. Тематически в этом году его связали с 70-летием Курской дуги, поэтому география его концертов в этот раз помимо столицы затронет такие города как Курск, Белгород и Брянск. Но побывает фестиваль и в других точках на карте России.

В симфонической программе фестиваля прозвучат фрагменты таких опер как «Китеж» Римского-Корсакова и «Валькирия» Вагнера, «Жизнь за царя» Глинки и «Вильгельм Телль» Россини, «Евгений Онегин», «Пиковая дама» и «Иоланта» Чайковского. В оперной программе будет целиком представлено два редких для России шедевра – «Аттила» Верди и «Бенвенуто Челлини» Берлиоза, а также забытая русская оперная классика – «Русалка» Даргомыжского. Первая опера прозвучит в Череповце и Москве, вторая – в Нижнем Новгороде и Москве, третья – в Костроме.

Опера Вайнберга в Мангейме — псевдомировая премьера

Национальный театр Мангейма осуществил постановку оперы Мечислава Вайнберга «Идиот». Дирижер постановки Т.Зандерлинг, режиссер – Р.Гербер. Премьера спектакля была запланирована на 5 мая, но в последний момент перенесена на 9 мая. Разумеется, такой факт не может не радовать – Вайнберг замечательный композитор. Однако у этого события оказался, на наш взгляд, скандальный оттенок. Все дело в том, что театр, а вслед за ним немецкая пресса и известнейший сайт Operabase позиционируют данный спектакль как… мировую премьеру! Возникает вопрос – а как же быть с постановкой Бориса Покровского в Камерном музыкальном театре, состоявшейся в 1991 году?

Ответ на этот вопрос хитро спрятан в «дебрях» сайта мангеймского театра. Мелким шрифтом в комментариях к премьере мимоходом сказано, что эта опера «до сих пор исполнялась только в сокращенной версии». При этом, разумеется, никакого упоминания о постановке Покровского нет и в помине.

Казалось бы, формальности соблюдены - что-то там где-то исполнялось, но у нас все равно мировая премьера – такова позиция театра. Крупный шрифт на главной странице сайта подтверждает это.

Такие сомнительные информационные «игры» немецкого театра, если говорить деликатным языком дипломатии, достойны сожаления.

Новости из Копенгагена

В Датской национальной опере большие изменения: сюда пришли сразу два новых руководителя. Новым директором театра стала Аннилезе Мискиммон, а новым главным дирижером стал маэстро Беллинкампи.

Эти изменения приведут и к новациям в репертуарной политике театра. В августе уже этого года Датская опера выпускает мировую премьеру – оперу Томаса Агерфельдта Олесена по рассказу Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея». Новое произведение будет решено как опера-балет, где роль певцов и танцовщиков станет равноценным: поставить новый опус пригласили Марию Бролин-Тани.

На сезон 2013-14 годов запланированы постановки двух классических опер, которые ранее никогда не ставились на сцене Датской оперы – это «Катя Кабанова» Яначека и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти, причём опус Яначека впервые будет поставлен в Дании.

Предстоящий сезон завершится в августе 2014 года, когда в концертном заде второго по величине города Дании Орхуса будет дана датская премьера оперы Массне «Дон Кихот». Эту оперу, а также «Катю Кабанову» поставит новый директор мадам Мискиммон.

Изменения в планах «Реала»

Королевский театр Мадрида (Театр «Реал») известил, что окончание сезона 2012-13 годов будет несколько иным, чем предполагалось ранее. Премьера редкой оперы Саверио Меркаданте «Репрессия», которой должен был дирижировать прославленный Риккардо Мути, к сожалению, не состоится. Вместо этого итальянский маэстро представит в испанской столице другую, более известную оперу бельканто - «Дона Паскуале» Доницетти.

Также не состоится концертное исполнение «Волшебной флейты»: эти представления будут заменены тремя концертами Берлинского филармонического оркестра под управлением Саймона Рэттла. Но самый финал сезона окажется таким же как и предполагалось: на суд публики будет вынесено новое произведение опера Даниэля Катана «Почтальон» с Пласидо Доминго в партии Пабло Неруды. Эта постановка – копродукция с возглавляемой великим тенором Лос-Анджелесской оперой.

«Риголетто» в Каракасе

Совсем недавно Венесуэла не сходила с газетных полос и мониторов компьютеров – мир следил за драматическим переломом в жизни латиноамериканской страны, связанным с уходом ее многолетнего харизматичного лидера Уго Чавеса. Но из Венесуэлы порой приходят новости и иного плана.

В эти выходные жители Каракаса увидели два спектакля "Риголетто". Они приурочены к двухсотлетней годовщине со дня рождения автора знаменитой оперы, итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901).

Представления прошли в Муниципальном театре Каракаса. В них принял участие итальянский тенор Ромоло Тизано, который исполнил партию герцога Мантуанского.

Помимо исполнителя с Апеннинского полуострова, который в 2005 г. оставил игру на кларнете, чтобы стать лирическим тенором, партии в опере исполнили Гаспар Колон (Риголетто), Джиованна Спортелли (Джильда), Катюшка Родригес (Маддалена), Камило Серрано (Спарафучиле) и другие. Кроме того, в спектакле приняли участие Муниципальный симфонический оркестр Каракаса и хор театра им. Тересы Карреньо.

Подготовили Саша Скипетров,
А.Матусевич («Маринка расширяется»),
Е.Цодоков («Опера Вайнберга в Мангейме»)
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ