Пасхальный «Аттила» в КЗЧ

Татьяна Елагина
Специальный корреспондент

По статистике оперы Дж. Верди лидируют по частоте постановок в мире с явным отрывом от прочих классиков. Поэтому, выбор его «Аттилы» для концертного исполнения на 12-м Пасхальном фестивале в Москве (а до того в Череповце) вряд ли продиктован только юбилейным годом 200-летия великого итальянца. Хотя совпадение, безусловно, знаковое.

Главная приманка этого вечера – услышать вживую, пожалуй, лучшего современного исполнителя титульной роли, Ильдара Абдразакова. Кому посчастливилось видеть его в сценической версии этой оперы на сцене Мариинки в 2010 году, хранят самые яркие впечатления. Не раз блистал он в роли грозного царя гуннов и на европейских сценах, и в постановке «Метрополитен».

Из интервью самого артиста телеканалу «Культура» узнали, что Аттила – его любимая, заветная партия, о которой мечтал совсем мальчишкой, увидев по телевизору спектакль с Сэмюэлем Рэми в главной роли.

Что ж, у него совпало всё. Абдразаков в роли «бича Божьего» звучал со сцены Концертного зала им. Чайковского так, что старец Верди «там», наверняка, тихо ликовал. Его не очень тёмный, не контрабасовый, но виолончельный бас был и сочен, и гибок, и даже нежен. Итальянский безупречен, а знаменитая сцена и ария «Mentre gonfiarsi l'anima» спета так проникновенно, что предательски защипало в носу, как в юности. И, безусловно, фактура исполнителя. Хроники повествуют о низкорослом кривоногом уроде с землистым лицом и крошечными злыми глазками, что опустошил пол-Европы полторы тысячи лет назад. Перед нами богатырски статный красавец в самом зените своего мужского обаяния. Но в его правильных чертах, в пластике, даже под строгим смокингом угадывается та же дикая степная сила мускулов, и вспоминается, что предки башкир могли состоять в кровном родстве с воинством Аттилы, тоже шедшему на Запад с южного Урала.

«Короля играет свита» — нашему царю гуннов в тот вечер со «свитой» в целом повезло. Не часто встречаются оперы, где главному герою–басу противостоит героиня сопрано. Именно так в «Аттиле». Единственный женский персонаж, даже без компримариев (служанок и подружек), Одабелла, в которую превратилась историческая бургундка Ильдико, по преданию убившая Аттилу в их первую же брачную ночь. Дева-воительница, та же Валькирия, более всего радующаяся подаренному мечу. Внешне Анна Маркарова легко смогла бы носить кольчугу и сражаться наравне с мужчинами. У неё мощный голос, пробивающий оркестр, плотно и красиво звучащий на середине. Но крайние верхние ноты иногда выстреливали резковато, неловко, как у студентки. И, неожиданно для бывшей меццо, недоозвученно западали низы. Конечно, партия Одабеллы из серии «кровавых» вердиевских, огромный диапазон, мощные ансамбли и кружево фиоритур. Из двух сольных номеров ярче показалась каватина из Пролога «Santo di patria indefinito amor», не так удачно, слишком прикрытым звуком исполнила Анна Маркарова поэтичный романс из 2-го акта «Oh nel fuggente nuvolo».

Порадовал своей отличной формой, крепнущим мастерством тенор Хачатур Бадалян, римский воин Форесто – жених Одабеллы. Первый сольный номер, каватина «Ella in poter del barbaro» одарил по-настоящему белькантовым разливом, когда ласкающий матово-шёлковый спинто дополняется владением легато, осмысленностью текста. Крепко и чётко прозвучала и последующая кабалетта «Cara patria già madre e reina», завершившаяся шикарным верхним «до», к сожалению, почти укрытым массой хора и оркестра. Уверенно и с чувством провёл Хачатур Бадалян и дуэты с сопрано, и ансамбли с другими персонажами. А лирический романс Форесто из последней картины «Che non avrebbe il misero» не испортила даже едва заметная помарочка. В общем, редко случается так гурмански наслаждаться звучанием отечественного тенора. Не даром Хачатур Бадалян востребован сегодня в итальянских оперных театрах.

Менее яркое впечатление произвёл Эдем Умеров в партии римского полководца Аэция, или Эцио, как пишут итальянцы. Весь музыкальный материал он исполнил добротно, но его тёмный по окраске баритон звучал тускло, устало, мало контрастировал и явно проигрывал в ансамблях с полнокровным голосом Атиллы. Равного музыкального поединка двух вождей как-то не случилось, к сожалению.

Хорошо себя показал в неблагодарной, без сольного номера, но довольно обширной по объёму реплик и ансамблей партии Ульдино, слуги Аттилы, тенор Андрей Зорин. А вот Олег Сычёв, явившийся старцем Леоне (папа римский Лев I), в своих нескольких фразах маловато был слышен за хором.

Хор Мариинского театра звучал мощно и в целом здорово (хормейстер Андрей Петренко), правда, мужская его половина явно сильнее более рыхлой и какой-то слишком возрастной по окраске женской.

И, наконец, главный виновник всего – Валерий Гергиев со своими «чудо-богатырями», оркестром Мариинского театра. Суворовское сравнение считаю здесь уместным, потому что львиная доля триумфов маэстро Гергиева по праву принадлежит его музыкантам. Наверное позднее, когда наступит времена мемуаров, мы узнаем о безвестных пока советниках и помощниках Валерия Абисаловича. О строгом кастинге в струнную и духовую группы, о тщательных репетиторах, в черновую разучивающих нотный материал. Потому что как можно, две недели скитаясь в поездах по России, давая по два-три концерта в день, так качественно, без малейших скидок на походные условия исполнять пусть и не самую сложную, но насыщенную партитуру Верди, представляю с трудом.

Иногда было многовато оркестра, зал Чайковского казался акустически перегружен тутти, и это по воле маэстро. Чуть всплеск руки, характерное трепетание ладоней – и всё входило в берега. Послушность, вышколенность коллектива фантастическая! Прекрасно прозвучало фатально грозное оркестровое вступление. Интродукция к 1-му акту даже исполнена чересчур плотно. Иногда быстрые части ансамблей казались на грани расхождения солистов и оркестра, но чудесным образом вот на критической этой грани они и удерживались, как элегантное рубато в пределах ритма. Сильно «громким» получился финал 2-го акта, квинтет с хором, но самое окончание оперы, аналогичный по составу ансамбль да ещё с пронзительно чистым соло трубы, показал стройный баланс голосов и оркестра.

Впечатление в целом очень яркое, положительное. Общий настрой данного исполнения удивительно гармонировал с редким для Верди «хэппи-эндом» оперы, когда справедливо гибнет только кровавый тиран, а влюблённые соединяются.

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ