Возвращаясь к итогам «Золотой маски»-2013: взгляд изнутри

Интервью с маэстро Александром Анисимовым

Интервью с маэстро Александром Анисимовым
Оперный обозреватель

Очередной фестиваль «Золотая маска» давно завершен. Улеглись страсти по поводу распределения заветных призов, и сегодня можно спокойно оглянуться, по крайней мере, на некоторые фестивальные программы и поразмышлять об итогах.

Членом музыкального жюри последней «Маски» был художественный руководитель и главный дирижер Самарского академического театра оперы и балета Александр Анисимов. Его мнение о музыкальных спектаклях нынешнего фестиваля, о работе жюри, не лишенное субъективных оценок, показалось нам заслуживающим внимания.

— Каковы были ваши, Александр Михайлович, личные критерии при оценке фестивальных спектаклей?

— Основное – это профессионализм, талантливость и в какой-то степени неординарность, но последнее - не на первом месте. Оценки членами жюри делались индивидуально, никаких «конгрессов» у нас не проводилось. В целом наше музыкальное жюри работало достаточно спокойно, никто с пеной у рта ничего не доказывал, и мне кажется, что это правильно. Каждый ставил свой плюс или минус так, как считал нужным, возникавшие разногласия обсуждались без ажиотажа, и понятно почему: все решалось в конце, при тайном голосовании. Открыто мы определили только распределение спецпризов, которые получили Екатеринбургский оперный театр и балетная труппа Пермского оперного театра. Я был в числе нескольких членов жюри, которые ввиду своей занятости видели не все фестивальные спектакли, и поэтому голосовали не по всем номинациям. По правилам достаточно было пропустить хотя бы один спектакль в номинации, чтобы лишиться возможности голосовать по всем остальным ее спектаклям. Поскольку иногородние члены жюри жили в одной гостинице, они имели возможность общаться, делиться впечатлениями, особенно отрицательными. Но вот парадокс: многие отрицательные мнения в конечном счете превратились в плюсы.

— Насколько интересными показались вам оперный и балетный разделы фестиваля?

— Оперный раздел, на мой взгляд, был представлен очень интересно. Для меня на первом месте россиниевский «Граф Ори» - спектакль Екатеринбургского театра. Это великолепная во всех отношения работа, начиная с выбора партитуры и кончая ее воплощением. Еще одно очень сильное впечатление – «Война и мир» Сергея Прокофьева в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Театр осмелился взять такую масштабную партитуру и сумел блестяще ее воплотить. Запомнился моцартовский спектакль Пермского оперного театра «Так поступают все женщины». В его режиссуре не было ничего притягательного, но зато интересна работа дирижера Теодора Курентзиса по музыкальному решению. У меня вызвало сомнение использование фортепиано, клавесина и барочных инструментов в музыкальных номерах (не речитативах); все это Моцарт никак не предполагал. Впрочем, и здесь все было убедительно.

И, наконец, «Руслан и Людмила» Глинки – спектакль Большого театра, который, на мой взгляд, тоже является очень любопытным произведением театрального искусства. О нем многие спорят и будут спорить. Но спектакль настолько талантливо поставлен Дмитрием Черняковым, что становится даже страшно по поводу того, какое впечатление он производит, особенно если это впечатление положительное. Веду речь о режиссуре спектакля. О его музыкальном прочтении мне трудно говорить, так как масочными спектаклями дирижировал ассистент Владимира Юровского, который, по-видимому, отказался от спектакля или просто не смог приехать.

— Не согласитесь ли вы с тем, что как бы ни был талантлив режиссер, существуют все-таки некие рамки внедрения в «нутро» произведения.

— Масочный «Руслан» – это безусловно китч, провокация, но Черняков поставил себе такую цель и добился ее – вплоть до самого последнего штриха: пробуждения Людмилы, которое происходит не от поцелуя Руслана, а втыканием ей в шею шприца с лекарством. Было абсолютно понятно, что это не сказочный элемент, а элемент провокации. Извините за выражение, но Чернякову нас…ть и на Глинку, и на Пушкина. Он показал: вот что я могу сделать.

— Но ведь это почитается лучшим на российской театральной сцене и отмечается не чем иным, а национальной премией!

— … Я бы повел своих детей и внуков не на «Руслана», а на «Войну и мир». Та самая публика, которая развращена каждодневной пошлостью с экрана телевизора, на этом спектакле поднимается в едином порыве, ощущая, что есть, оказывается, что-то другое, возвышенное. Вот такой спектакль достоин Национальной премии, но голосование показало, что я в меньшинстве.

К сожалению, не удалось посмотреть оперу Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь» в Московском музыкальном театре. Это талантливый, хотя тоже скандальный спектакль, поставленный, несомненно, в духе нынешних западноевропейских и мировых тенденций, которые пока что не соответствуют отечественным представлениям о дозволенном на сценических подмостках. Моя любимейшая партитура – «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха. Очень хотелось, чтобы эта партитура и драматургия оперы по-настоящему вдохновили постановщиков. Но в спектакле Мариинского театра я этого не ощутил. Не весело было наблюдать, что зал Большого театра от акта к акту пустел. Спектакль меня разочаровал и по качеству исполнения: все было просто озвучено. За исключением Ильдара Абдразакова я, к сожалению, никого не заметил. Между тем в Мариинской труппе есть много возможностей выбрать достойных солистов.

Я удивлен, что на фестиваль попал спектакль Астраханского оперного театра «Пиковая дама», напичканный нелепыми режиссерскими выкрутасами и недостаточно отделанный музыкально. Между прочим, этот выбор экспертной комиссии свидетельствует о том, что именно интересует «Маску». По существу они вовсе не хотели сделать как лучше, а хотели – как всегда. Им нужно было сохранить эпатажность, провокацию и необычность фестивальной афиши.

— Теперь о балетных спектаклях.

— Заслуживает уважения полнометражный балетный спектакль Аmоre Buffо Екатеринбургского театра, так как он свидетельствует о возрождении балетной труппы с приходом нового художественного руководителя. Но на фоне сочиненного хореографом визуального ряда я с трудом слушал музыку Доницетти. В то же время есть замечательные примеры гениальных хореографов, которые брали для своих постановок известные оперные сюжеты, но при этом использовали музыку других композиторов. Так, Джон Ноймайер поставил «Даму с камелиями» - балетную версию вердиевской «Травиаты», но с музыкой Шопена, и это так отстранило от зрителей знакомую практически оперную историю. И если уж Родион Щедрин взял для балета «Кармен-сюита» мелодии оперы Бизе «Кармен», то оркестровал их настолько гениально, что в результате получилось абсолютно новое прочтение – как будто слушаешь совершенно другую музыку. Я – за такие варианты. А вот в Аmore Buffо этого не произошло.

Очень понравился спектакль Театра балета Бориса Эйфмана «Роден». Среди членов нашего высокопрофессионального жюри были его противники, утверждавшие, что он – повторение того, что у Эйфмана уже было. Но публике, извините, наплевать, повторение это или нет. Она сегодня и сейчас получает продукт высочайшего профессионального качества и по хореографии, и по уровню исполнения, и по оформлению. На балет «Сильфида», которым я неоднократно дирижировал, в Московский музыкальный театр шел с опаской: у меня всегда были претензии к музыке этого балета. Был замечательный спектакль, великолепное исполнение. Вообще этот театр очень серьезно поднимается сегодня и за счет реконструкции, и за счет замечательного директора-менеджера Владимира Урина, его соратников – руководителей оперы и балета.

Балет «Сон в летнюю ночь» Мариинского театра также произвел прекрасное впечатление: великолепный набор музыкальных произведений Мендельсона, фантастическая игра оркестра. Правда, показалось, что на масочном показе на сцене не очень выкладывались, и поэтому спектакль не стал гвоздем фестиваля. Но на нем я восстановил свои критерии. Очень полезно постоянно получать напоминания о том, как можно и нужно танцевать. Так, как танцуют в труппе Мариинки, к сожалению, не везде увидишь, а средний уровень затягивает, и, в конце концов, можно ошибочно увериться, что лучше и не бывает.

— А что Вы думаете о связанных с «Золотой маской» возможных перспективах Самарского оперного театра.

— В принципе «Золотая маска» – это прекрасные пиар, реклама и возможность выступить на очень хороших сценах, которые даны не всем, особенно провинциальным театрам. Наш театр, слава богу, имеет прекрасную сцену с хорошей акустикой, так что эта задача для нас не является самой главной. Но показать свой уровень за неимением других возможностей осуществить длительные, как в прежние времена, гастроли в Москве была бы не лишней.

В этом смысле «Маска», конечно, привлекает театры. Но руководство регионов и те, кто дают деньги, всегда надеются, что на фестивале театру будет сопутствовать удача. И вот представьте: театр съездил в Москву, получил негативные рецензии, ему не досталось ни одной «Маски». В результате – неизбежные оргвыводы. В последнее время мы поставили у себя «Бориса Годунова», «Мадам Баттерфляй» «Травиату», «Аиду». Это абсолютно не масочные спектакли, а спектакли для публики, которая любит оперу и хочет увидеть хорошее профессиональное воплощение ее на сцене. Такое воплощение мы обеспечили. А почему не вывернулись на изнанку – да потому что не хотели. «Маска» - это рулетка - «русская рулетка», которая, к сожалению, не всегда идет на пользу театру. Но, с другой стороны, если есть поддержка мудрого руководства, понимающего суть проблемы, то в любом случае появления в Москве полезно. Именно так, очевидно, думали в Астрахани, послав на фестиваль свой театр непонятно с чем. Но это было важно для самого театра: «Пиковой дамой» они открыли свое новое здание. И в городе сделали все возможное, чтобы театр попал на «Маску».

Можно понять стремление руководства нашего театра показать в Москве ту же «Аиду». И мы попросили столичных специалистов приехать в Самару и посмотреть этот спектакль. Но если уж наш «Борис Годунов» показался экспертам не масочным спектаклем, то кто знает, на что может рассчитывать «Аида». В бытность главным режиссером Пермского оперного театра Георгий Исаакян, которого постоянно обходили вниманием эксперты «Маски», однажды одновременно с фестивалем показал в Москве спектакли своего театра «Клеопатра» и «Лолита», и они буквально взорвали столицу. Это были замечательные, хотя и абсолютно не масочные постановки. Лично мне было бы не стыдно показать наши спектакли на «Золотой маске». Даже отбор на этот на номинацию является стимулом для творчества, для улучшения качества постановок, для критического взгляда на то, что уже сделано.

Беседовал Валерий Иванов,
лауреат Губернской премии в области культуры и искусства и премии Фонда Ирины Архиповой

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Золотая Маска

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ