«Verdimania»-2013: звёзды, ветер, гром и молнии

Реквием Верди в Арена ди Верона

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Сегодня наш корреспондент Ирина Сорокина начинает серию репортажей с крупнейшего итальянского оперного фестиваля Арена ди Верона.

Автор хочет избежать длинных преамбул, посвященных двухсотлетию со дня рождения Джузеппе Верди и Рихарда Вагнера. Последствия двойного юбилея известны: все театры почитают своим долгом поставить в афишу шедевры ни разу друг друга не видевших соперников, итальянца и немца, авторов глубоко различных музыкально-драматургических концепций. На ум приходит забавное выражение коллеги-журналиста, который в 1999 году в Москве, когда отмечалось двухсотлетие со дня рождения Пушкина, указал на огромный портрет великого поэта, размещенный на стене жилого дома и с любовной иронией сказал: «Пушкинобесие!».

1/3

Понятно, что, когда речь идет об Арена ди Верона, без «Вердибесия» не обойтись (на итальянский язык «Вердибесие» непереводимо, и поэтому автор использует гораздо более «спокойное» слово «Verdimania»; оно будет стоять в заголовке каждого отчета о веронских празднествах). Поначалу хотели сыграть что-то из Вагнера, да быстренько от этого отказались: публика была бы малочисленной. Так что афиша нынешнего фестиваля - «Вердибесие» в полном смысле этого слова, на ней представлены традиционный бренд Арены «Аида» (аж в двух сценических версиях), «Набукко», «Травиата», «Риголетто», «Трубадур». Не обходится без специальных событий, Гала Верди и Реквиема, двух гала-концертов с участием Пласидо Доминго. Исключение составляет лишь «Ромео и Джульетта» Гуно (поклон в сторону родного города несчастных шекспировских любовников).

Естественно, что в ряду отчетов о вердиевских празднествах в Вероне первой должна была бы быть рецензия на «Аиду», но всемогущая погода сказала «нет» (правдивое и очаровательное выражение на местном диалекте гласит: tempo, cul e siori fan quel che vuol lori, погода, задница и господа творят все, что им вздумается – И.С.). В тот вечер, когда автор отправилась на новую «Аиду» в постановке каталонской театральной группы La Fura dels Baus, на Верону обрушились потоки воды, которые чуть было не превратили ee улицы в подобие венецианских каналов. «Аида» на время помахала ручкой, и для автора «Вердибесие»-2013 началось с исполнения Реквиема.

Воистину незабываемый вечер, необходимо признать, хотя по справедливости надо было бы приберечь эту фразу для конца статьи. Незабываемый, потому что, кажется, атмосферные условия заключили договор о плодотворном сотрудничестве с Арена ди Верона и заявленным на афише названием, Реквиемом Верди. Музыка, перед трагической силой и утешающе просветленным духом которой трудно устоять даже неподготовленному слушателю, с начала до конца звучала под аккомпанемент грозы, что справляла свой праздник где-то неподалеку от Вероны. Кто-то отправился слушать Реквием, прикрываясь от еще робких капель дождя, которые на магической Пьяцца Бра падать прекратили. А вот прохладный ветер дул не переставая, как неизменно светили над головой холодным светом далекие звезды, как постоянно сверкали за пределами Арены молнии. Публика демонстрировала опасение промокнуть, и многие покинули свои места задолго до окончания Реквиема. А жаль! Ожидаемая гроза на Верону так и не обрушилась.

Покинувшие места, видимо, не отличались пылкой любовью к музыке Верди. Изучение рецензий помогло бы им понять, как много они потеряли. Это исполнение Реквиема останется в памяти тех, кому посчастливилось на нем присутствовать. Начиная с Мюнг-Вунг Чунга за дирижерским пультом – это первое появление прославленного корейского дирижера в Арена ди Верона. Маэстро досталась нелегкая задача: свести воедино два хора и два оркестра, веронской Арены и венецианского Ла Фениче, воистину грандиозные артистические массы. Чунг дирижировал с большой точностью, решительно предпочитая высокие темпы и подчеркивая драматические моменты вердиевской мессы. Превосходно удались ему полифонические куски.

Неплохим был состав певцов. В предполагаемом соревновании между женской и мужской его половинами дамы одержали решительную победу. Китайская певица Гуй Ге (Hui He) продемонстрировала голос крепкий и звонкий, и лучше звучала в лирических фрагментах, чем в пронзительно-драматичном финале Libera me. Изумительно с точки зрения стиля и проникновенности пела меццо-сопрано Даниэла Барчеллона, хотя поклонникам певицы было легко услышать разницу между голосом певицы из Триеста в нынешнем его состоянии и еще несколько лет назад,- в нем ощущается усталость. Фабио Сартори, безусловно, крепкий певец, в котором театры всегда нуждаются, но и артист, начисто лишенный яркой индивидуальности. Все ноты были на месте, но призраки теноров предыдущих поколений так и норовили высунуться из-за скульптур Игоря Миторая, призванных «театрализовать» исполнение Реквиема. Виталий Ковалев, обладатель значительного голоса, остался всего лишь в пределах приемлемого. Украинский бас, кажется, чувствовал себя не в своей тарелке, его пение отличали монотонность и отсутствие индивидуальной интерпретации.

По мнению автора, Реквием Верди не нуждается в театральной оправе. В Вероне сочли иначе и привлекли к сотрудничеству известного польского скульптора Игоря Миторая, который в течение многих лет живет и творит в Пьетрасанте неподалеку от Каррары, на «священной» родине белоснежного мрамора (в эти месяцы в Музее Кастельвеккьо в Вероне проходит его персональная выставка). В Реквиеме задействовали три скульптуры Миторая, две гигантских бронзовых головы – Eros bendato e screpolato (Треснувший Эрос с завязанными глазами) и Memoriе (Воспоминания) расположили по краям огромной сцены. В центре вверху установили обнаженный мужской торс, отсылающий к классической греческой традиции. Крест в буквальном смысле этого слова «прорывал» поверхность торса, из отверстий стелился пар и вспыхивали пучки света. Художник по свету Паоло Маццон деликатно и скромно чередовал то теплые, то холодные тона.

На месте оркестровой ямы поместили растения, и те же деревца стояли на ступенях амфитеатра позади хоровых масс. При сильных порывах ветра эти зеленые насаждения попадали, создав комический эффект. Потрясающему драматическому напору музыки Верди аккомпанировала взволновавшаяся природа, а вот без усилий владельцев магазинов цветов и растений, да, в сущности, и без трех скульптур Миторая вполне можно было обойтись. Verdi forever!

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Арена ди Верона

Театры и фестивали

Реквием

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ