«Директор» вернулся на театральную сцену

«Директор» вернулся на театральную сцену
Оперный обозреватель

28 августа Камерный музыкальный театр имени Покровского открыл 42-й сезон возобновлением оперы Моцарта «Директор театра». Участники вечера были достойны уважения, потому что дали шанс публике воочию наблюдать результат преемственности поколений. Сам спектакль заслуживал благодарности, так как продолжал серию примеров бережного отношения к традициям их создателя, которые быстро прерывались и так нелепо заканчивались во многих российских и мировых музыкальных театрах ранее.

История «Директора театра» в Камерном музыкальном началась в 1975 году, когда две его солистки — Людмила Соколенко и Нина Яковлева попросили Бориса Покровского поставить на них одноактную комическую оперу Моцарта. «Борис Александрович очень легко, остроумно и с ощущением театра сымпровизировал разговорные диалоги», – вспоминает главный режиссер Михаил Кисляров. В итоге, спектакль о соперничестве двух актрис за театральное лидерство почти тридцать лет удивлял поклонников оперы, несмотря на разные варианты своих решений.

«Эта опера восстановлена в кратчайшие сроки: было несколько репетиций в конце того сезона и буквально несколько репетиций сейчас, – рассказывает Михаил Кисляров. – То, как артисты включились, то, как у них загорелись глаза — для нас это очень радостное событие. Для нас важно и то, что эта работа имеет большое воспитательное значение, – подчеркивает он. Свой опыт молодым передавали те, кто участвовал в первой постановке спектакля: заслуженные артисты России Людмила Соколенко, Нина Яковлева, Ярослав Радивоник и Борис Тархов.

Моцартовский шедевр восстанавливали с радостным трепетом. «Этот спектакль для меня особый. Я им дирижировал после Анатолия Левина и Геннадия Рождественского» – признается главный дирижер Владимир Агронский. «Я видел эту оперу, когда еще не работал в театре. Думаю, это история Камерного музыкального. Очень люблю и хорошо помню этот спектакль», – вспоминает режиссер-постановщик Валерий Федоренко.

В конце 80-х Борис Александрович не уставал вводить новых исполнителей, менять текст, переставлять ситуации по ходу действия. Театральная атмосфера была настолько удивительной, что, артисты не мыслили своего существования без нее ни на репетициях, ни на сцене.

В версии возобновленной изменилось время, изменилось поколение актеров. «Мы многого не умеем, многого не знаем, – оправдывается Владимир Агронский. – Мы могли сохранить только внешнюю форму, но того индивидуализма, в хорошем смысле этого слова, нам сейчас трудно добиться», – отмечает он. – Чтобы оправдать существующие мизансцены приходилось слегка изменять мотивационные моменты для исполнителей. При этом конечно сохраняется суть — классический концерт-шутка на тему того, как существует музыкальный театр».

Спектакль в день премьеры получился ровным и складным. Без прежней легкости и непосредственности в актерской игре, но технически точным и естественным в вокале. Лирическая певица «с сердцем» — мадам Херц (Екатерина Ферзба) была чрезмерно нежна в чувствах и высоких нотах. Виртуозное сопрано «серебряный колокольчик» — мадемуазель Зильберкланг (Олеся Старухина) остра в движениях и ярка в виртуозных пассажах. Директор театра (Василий Гафнер) и комик-буфф (Роман Шевчук) исторически информированней выглядели в ансамблях, а не сольно. Отбросив волнение премьеры, их персонажи оставили положительное впечатление для актеров. Однако на мужском фоне женские героини выглядели на порядок выше и интереснее в своем, надо признаться, ожидаемом поведении на театральной сцене.

Оперу составили всего четыре музыкальных номера на немецком и увертюра, которые перемежались с разговорными диалогами на русском языке. Как это часто бывает, сочинение Моцарта стало неким эталоном чистоты искусства, благодаря совершенной форме, ясности музыкальных интонаций и режиссерского решения. Во многом, такое ощущение сложилось благодаря продуманной и строго выверенной дирижерской работе выпускника Московской консерватории Айрата Кашаева, приглашенного специально для возобновления оперы.

Перед премьерой директор Камерного музыкального Олег Михайлов сказал, что в его театре гораздо спокойнее, чем у героев возобновленного сочинения Моцарта. Владимир Агронский добавил, что удовлетворен нынешним усердием артистов и доволен их вокальным и актерским уровнем работы. Остается только надеяться, что достигнутые результаты благодаря аккуратности в обращении с пожилыми артистами и молодежью не изменятся. А опера «Директор театра» сохранится только в репертуаре и не покинет его вне зависимости от жизненно-театральных явлений столицы.

Автор фото — Иван Мурзин

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Борис Покровский

Персоналии

Директор театра

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ