Оперная панорама

Оперная панорама
Оперный обозреватель

Темы: Шайи заменит Баренбойма. За вклад в искусство оперного исполнения. Бурчуладзе в Москве. Спиваков открывает фестиваль. Голос XXI века. Возрождение «Леноры».

Шайи заменит Баренбойма

Генеральный менеджер «Ла Скала» Стефан Лисснер объявил, что музыкальный директор театра Даниэль Баренбойм покинет его в конце 2014 года, на два года раньше истечения контракта. В 2006 году Баренбойм стал неофициальным главным приглашенным дирижером «Ла Скала», а в декабре 2011 г. занял пост музыкального директора.

В качестве причины ранней отставки Баренбойма названо его желание заниматься другими проектами, в частности, открытием академии для израильских и палестинских музыкантов.

В сентябре следующего года Лисснер тоже покинет «Ла Скала» и перейдет в Парижскую Оперу. Его заменит австриец Александр Перейра, который заявил, что хочет, чтобы следующим музыкальным директором театра стал итальянец.

Итальянская пресса полагает, что театр возглавит Риккардо Шайи. Пресса уже писала о том, что в легендарном итальянском театре ждут руководителя-итальянца. Шайи, родившийся и учившийся в Милане, полностью соответствует этим ожиданиям. В возрасте 20 лет он был ассистентом тогдашнего музыкального директора «Ла Скала» Клаудио Аббадо, и именно в этом театре состоялся его дирижерский дебют. В 1986-1993 гг. Шайи был музыкальным директором «Teatro Comunale» в Болонье.

За вклад в искусство оперного исполнения

28 октября в Георгиевском зале Михайловского замка состоялось вручение премий ветеранам оперной сцены «За вклад в искусство оперного исполнения», организованное Благотворительным фондом поддержки музыкального искусства Елены Образцовой. Награждала мастеров оперы сама Елена Образцова, а помог ей в этом директор Михайловского театра Владимир Кехман.

Среди номинантов премии – прославленные исполнители, чьи имена составляют гордость российской оперной школы – Глафира Королёва, Татьяна Домникова, Татьяна Новикова, Евгения Перласова, Николай Охотников и Анатолий Васильев. Проведя значительную часть своей жизни на российских и мировых оперных сценах, они передают свое искусство новым поколениям певцов. И очень логично, что в этот день в честь ветеранов оперы выступили юные и молодые талантливые исполнители – Евдокия Малевская, Юрий Юшкевич, Анна Эль Хашем, Оксана Зубко, Евгения Шириянц, а также солисты Мариинского театра Михаил Колелишвили и Лариса Юдина.

Бурчуладзе в Москве

19 декабря на сцене Большого зала Московской консерватории состоится концерт, посвящённый тридцатипятилетию творческой деятельности выдающегося оперного певца современности Пааты Бурчуладзе.

Впервые за 20 лет Паата Бурчуладзе исполнит в Москве сложнейшую камерную программу, специально подготовленную для предстоящего концерта. Это уникальное событие - своеобразный итог размышлений о жизни, любви, времени, месте человека в этом мире, истинных и мнимых ценностях.

Паата Бурчуладзе - один из самых известных оперных певцов в мире. Маэстро Герберт фон Караян сравнивал бас Бурчуладзе с голосом Шаляпина, а Лучано Паваротти назвал его победителем своего «личного конкурса» еще до официального участия. Лауреат I премии конкурса им. П.И. Чайковского, победитель Международного конкурса «Вердиевские голоса» (Италия) почти всегда на гастролях, его график расписан на годы вперед. За право пригласить к себе знаменитого артиста спорят лучшие оперные сцены. Он - звезда легендарных театров мира, среди которых Ла Скала, Венская Опера, Опера Гарнье, Ковент-Гарден, Метрополитен Опера, Вашингтонская Опера, Берлинская Опера, Опера Сан-Франциско и другие.

Спиваков открывает фестиваль

Талантливые оперные певцы: Притти Йенде (сопрано) из ЮАР и Джон Осборн (тенор) из США приглашены на VII Московский музыкальный фестиваль "Владимир Спиваков приглашает" 6 ноября в Москве. Как сообщает пресс-служба Международного московского дома музыки, солисты из ЮАР и США выйдут на сцену вместе с Национальным филармоническим оркестром России.

Йенде - дебютантка фестиваля Спивакова. В 2011 г., она стала победительницей конкурса "Опералия" Пласидо Доминго. Воспитанница музыкального колледжа при Университете Кейптауна и Академии театра Ла Скала в Милане ныне совершенствуется под руководством прославленной дивы Мариэллы Девиа. Йенде стала первой за всю историю конкурса Belvedere участницей, завоевавшей все первые призы - в категориях "Опера и оперетта". В 2013 г. она дебютировала на сцене Метрополитен-оперы в Нью-Йорке.

Тенор Осборн - также победитель "Опералии", проходившей в 1996 г. в Бордо. В 1994 г. принят в молодежную программу Метрополитен-оперы в Нью-Йорке. Он принимал участие в мастер-классах знаменитых исполнителей, в числе которых Херман Прей, Режин Креспен, Карло Бергонци, Барбара Бонней, Илеана Котрубас. Сегодня Осборн поет в крупнейших оперных театрах мира - от Сан-Франциско до Токио, выступает с ведущими оркестрами мира от Сиэттла до Москвы. Он удостоен премии Гоффредо Петрасси в Риме и стал первым неитальянцем, получившим престижную премию Аурелиано Пертиле.

Голос XXI века

Какое место занимает человеческий голос в современной культуре? В новейшем искусстве? Продолжает ли он сегодня быть выражением персонального или теперь это «портативный» генератор тонов, шумов и формант, данный нам Природой? Сохраняет ли голос для нас в эпоху масс-медиа, информационных технологий и социальных сетей важность как особое средство коммуникации или это просто ещё один музыкальный инструмент, который «всегда с собой»? Что важнее в современной интерпретации человеческого голоса в искусстве — слово или музыкальный тон, мелодия? Или, может быть, уникальность его тембровых возможностей?

На все эти вопросы пытается ответить новый конкурсный проект лаборатории современной музыки ДК ЗИЛ — «Голос XXI века». В рамках работы творческой группы под руководством режиссёра Сергея Морозова состоится серия премьер вокальных сочинений, написанных за последние тринадцать лет, «исследующих» голос с разных сторон. Каждое представление Голоса — это новое произведение молодого авторитетного композитора, исполненное в присутствии автора, профессиональное мнение куратора проекта Николая Хруста, а также открытое обсуждение прозвучавшего произведения. Каждый гость наших встреч становится полноправным участником дискуссии.

Проект стартует 10 ноября монооперой Елизаветы Саничевой «Любовь к жизни», написанной по одноименной повести Джека Лондона. Опера исполняется на языке оригинала. Сочинение, написанное для инструментального секстета и тенора, раскрывает борьбу одинокого человека с враждебной холодной средой, которая испытывает его на прочность. Отсюда предельный диапазон вокальной партии, импульсивность музыкальной фактуры, и в то же время, погружённость в себя, самонаблюдение на пределе человеческих возможностей. Композитор рисует ситуацию на грани существования, в которую попадает герой, на стыке реального и кажущегося, ирреального мира.

Перед исполнением оперы гости вечера услышат русскую версию повести Дж. Лондона «Любовь к жизни» в исполнении Юлии Богословцевой. Читку рассказа будут сопровождать Три интерлюдии для фортепьяно Елизаветы Саничевой. Это позволит глубже погрузиться в материал премьерного сочинения и одновременно познакомиться с музыкальным стилем атонального письма композитора. В проекте заняты выдающиеся молодые исполнители — тенор Виталий Калачёв, дирижёр Филипп Чижевский и музыканты Ансамбля ХХ век под руководством Марии Ходиной.

Возрождение «Леноры»

В рамках культурно-исторического проекта «Ленора: Возрождение баллады» к юбилейной дате 400-летия Императорского Дома Романовых и в год перекрёстного сотрудничества Российской Федерации и Королевства Нидерландов фонд музейных раритетов «Просвещённая держава» совместно с Мариинским театром представили широкой общественности музыкальную балладу XVIII века – «Ленора» композитора Иоганна Рудольфа Цумштега на стихи Готфрида Августа Бюргера в переводе Василия Андреевича Жуковского.

17 октября 2013 года, в знаковый для России и Нидерландов год, в историческом здании Городской Ратуши Роттердама состоялась европейская Премьера уникальной баллады «Ленора», возрождение которой стало важным международным культурным событием.

Клавир баллады из архива императрицы Александры Фёдоровны и ее отца Фридриха Вильгельма III, утерянный почти двести лет назад и по счастливой случайности, найденный в 2012 году специалистами фонда «Просвещённая держава» был восстановлен, позволив балладе зазвучать в 2013 году, как в России, так и за границей. Концертная постановка этого редкого образца романтического европейского музыкального искусства явилась ярким событием в мире культуры России и Нидерландов.

В постановке возрожденной баллады приняли участие: Оркестр Государственного Эрмитажа под управлением Фабио Мастранжело и ведущие солисты Мариинского театра. Реконструкцию клавира баллады, а также ее оркестровую версию осуществил народный артист Узбекистана и Северной Осетии-Алании, композитор, художник, педагог Академии молодых певцов Мариинского театра – Грайр Грайрович Ханеданьян. Уникальные костюмы для проекта разработал Стас Лопаткин. Приветственное слово на Премьере в Роттердаме произнес Председатель комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга Александр Владимирович Прохоренко.

Премьера баллады «Ленора» в здании Городской Ратуши Роттердама как культурная составляющая деловой миссии Санкт-Петербурга в Нидерландах в 2013 году поспособствовала укреплению российско-нидерландских отношений и прошла с огромным успехом, вызвав восхищение публики.

На европейской Премьере присутствовали представители Королевского дома Нидерландов, участники делегации Министерства культуры Российской Федерации, представители Российского Императорского дома Романовых, известные деятели культуры и науки России и Европы.

Подготовил Саша Скипетров
По материалам Рунета и пресс-релизам театров

0
добавить коментарий
МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ