Молодые голоса Большого театра

Татьяна Елагина
Специальный корреспондент

Отчёт о Гала-концерте в чём-то сложнее рецензии на спектакль. Особенно, когда участников много, каждый из них исполняет по одному номеру, и большинство делают только первые шаги в искусстве. Есть риск личное сиюминутное впечатление передать как чересчур хвалебное или, напротив, излишне строго придраться к артисту.

Мне повезло слышать молодых вокалистов из Молодёжной программы неоднократно, в том числе и в рабочем режиме репетиций в классе. Так что нынешний концерт 17 ноября на Исторической сцене восприняла как своеобразную «Выставку достижений» всех и каждого участника.

Сразу, чтобы потом не отвлекаться и не портить, начну с маленькой ложечки дёгтя. Оркестр. Мелкие киксы, неряшливость штрихов, фальшь возникали спонтанно, на, казалось бы, совсем несложных местах.

Не стану утомлять перечислением. Если не оправдать, то хоть частично это объяснить можно усталостью после только что прошедшей серии премьерных спектаклей балета «Марко Спада». Из приватных разговоров знакомых музыкантов Большого театра: никогда ещё не игралось ими партитуры столь выматывающей, тупо изнурительной, как этот прикладной опус Обера. В оркестре три состава, но оперный Гала играл явно не первый, а замученно-сборный.

За пультом стоял приглашённый молодой дирижёр Антон Гришанин. Тонкий думающий музыкант, но явно не имеющий пока силы характера расшевелить инертную оркестровую массу, и порой увлекающийся слишком медленными темпами. При том оба оркестровых номера – открывавшие каждое из отделений увертюры к «Жизни за царя» Глинки и «Свадьбе Фигаро» Моцарта были сыграны благополучно. С преувеличенно студенческим старанием, скучновато, но без явных огрехов.

А вот певцы на этот раз не подкачали. Естественно, что кто-то выступил удачнее, кто-то средне, но явных казусов, «петухов», расхождений с оркестром по темпу или тональности, забывания слов и прочих «ляпов» не случилось. Особо хочется отметить правильный выбор репертуара. Арии и сцены подходили всем по тесситуре, актёрскому складу, возрасту. Минимальным было внешнее оформление вечера. Оркестр на сцене, выдвинутый вперёд за счёт прикрытой ямы, постоянный ровный свет, строгие деревянные панели на заднике, на которых возникали крупные титры с объявлением номера и исполнителя. Первое отделение было посвящено русской опере, второе – европейской.

Открывать такой значимый вечер и честь, и большая ответственность. И досталась она самому юному участнику Молодёжной программы Арсению Яковлеву. Новый звучный тенор всегда радость, но тембр с явным потенциалом породистой драматической окраски в 21 год вызывает сложное чувство восторга вместе с опасением за сохранность давно ожидаемой драгоценности. Ариозо Ленского «Я люблю Вас, Ольга» прозвучало собранно, чисто, без пережима, с полным пониманием пушкинского образа. Скорее баритоновую, мужественную фактуру оттеняла чуть заметная сценическая неловкость, придавая достоверности и обаяния юному поэту.

Ленского сменила глинкинская Людмила в исполнении приглашённой солистки Ирины Боженко. По форме каватина «Грустно мне» была тщательно отделана. Но в звонком резковатом типично колоратурном сопрано особо заметны даже мелкие интонационные неточности.

Самый интеллектуальный тенор Молодёжной программы Сергей Радченко преподнёс прекрасную и редкую ныне каватину Князя «Невольно к этим грустным берегам» из «Русалки» Даргомыжского. Полноценное зрелое исполнение, сочетающее вокальную свободу солнечно-спинтовой кантилены и нечто своё в образе, от сердца идущее. Ещё раз удивилась, почему так робко занимают Сергея в значимых партиях текущего репертуара театра. На слух – вполне сложившийся артист.

Единственная солистка меццо Юлия Мазурова предстала Иоанной из «Орлеанской девы». Драматический монолог «Да, час настал» раз от разу становится всё более осмысленным, родным для певицы. Её светлому голосу хорошо подходит ария, которую порой исполняют и драматические сопрано. И с первого знакомства поразила похожесть этой Жанны на историческую д’Арк, которой 16 лет от роду. Но теперь добавилась истовость, понимание особой миссии Героини.

На контрасте, как глоток из родника, прозвучала следом каватина Берендея из «Снегурочки». Очень светлый тенор уже солиста Большого Станислава Мостового замечательно подошёл к медитативно-замедленной мелодии Римского-Корсакова. Исполнено было музыкально, и сказочный Царь, молодой душой, получился.

Ангелина Никитченко кроме лирико-драматического сопрано обладает и внешностью дивы: рост, стать, посадка головы, точёные черты лица. Такой и должна быть Кума Настасья из «Чародейки». Но уж очень трудно написал Пётр Ильич эту партию. С арией «Глянуть с Нижнего» Ангелина справилась, но настоящая свобода выражения ещё впереди, Кума может получиться отменная.

Тенор Богдан Волков первый год в Молодёжной программе. Его лирический по природе голос имеет приятно матовую окраску, и даже запетая «Страстью и негою» (песня певца за сценой из «Рафаэля» Аренского) прозвучала свежо, интересно.

Выпускника Молодёжки, ныне солиста Олега Цыбулько очень ценю в камерном репертуаре. С оркестром его бас кажется легковатым. Хотя знаменитое нижнее «счастье» в финале арии Гремина было мастерское, бархатное. И как всегда особо вкусно подан текст, реприза «Любви все возрасты покорны» сильно отличалась от той же фразы в начале.

Единственная «новенькая» сопрано Ольга Кульчинская уверенно осваивается в Большом театре. Её исполнение «Детских песен» Чайковского уже отмечала, хороша Ольга оказалась и в образе капризной Примадонны в детском спектакле «Настройся на оперу». И вот Марфа: «Иван Сергеич, хочешь в сад пойдём». Если взять ноты, можно наловить мелких «блох». Но в целом сочетание красоты тембра, звуковедения, проникновенности, и соответствия облика заставляет мечтать, чтобы такая Марфа Собакина вышла на Историческую сцену в обновлённой постановке «Царской невесты».

Завершали первое отделение маститые, хотя и молодые по годам гости. Василий Ладюк в представлении не нуждается. Да и ария Елецкого его «визитная карточка». К мастерам счёт особый, у них бывает или хорошо, или отлично. Осмелюсь заметить, на сей раз прозвучала знаменитая «Я вас люблю, люблю безмерно» вокально просто хорошо, хотя по финальное «ах, я терзаюсь этой далью…» вдруг зацепило по смыслу неожиданным откровением.

Два года назад победительница телеконкурса «Большая опера» Вероника Джиоева сказала: «Упорно отказываюсь пока от «Тоски» и Лизы в «Пиковой даме». Но вот, наконец, услышали мы её Лизу, первую арию «Откуда эти слёзы». Для певицы уровня Джиоевой это исполнение – эскиз-набросок, но то, что партия полностью её по всему: голосу, темпераменту, умению передать образ, очевидно.

Завершил русскую часть концерта квартет из «Жизни за царя». К уже знакомой Ольге Кульчинской присоединились новое контральто Александра Чухина (густейший голос, жаль, мало сольных фраз у Вани), приглашённый солист, выпускник Молодёжки Борис Рудак (уже успешно спевший Собинина в Челябинске) и удивительный бас из Челябинска Станислав Трофимов, настоящий Сусанин с окладистой бородой и тёмным тембром. Хорально молитвенное начало сменилось изящным, почти Моцартовским фугато, голоса сливались и плелись ансамблевым кружевом, претензий к оркестру в этом номере не было.

Так же, на музыкальном и «кавалер–дама» контрасте было выстроено и второе отделение.

Константин Шушаков, недавний выпускник, ныне солист Большого, ещё сохраняет почти мальчишескую внешность. Но ария Графа из «Свадьбы Фигаро» Моцарта актёрски сделана у него здорово, про вокал, как таковой, даже забываешь, глядя на этого пылкого ревнивца.

Лёгкие сопрано и в этом концерте были представлены разнообразно, да и вообще это самый распространённый тип женского голоса. Но когда Кристина Мхитарян запела Амину из «Сомнамбулы», стало понятно, почему именно она привезла прошедшим летом золотую медаль с конкурса в Осло. Тембр – как бальзам, такой обволакивающий, ласково-тёплый. И полная свобода техники, что в медленной, что в виртуозной части. Плюс пластичность рук, корпуса, органика во всём. Приятно сознавать, что «Сомнамбула» ныне в репертуаре Большого и есть ещё и такая Амина! Каватина Фигаро из «Севильского цирюльника» - абсолютный шлягер, обречённый на успех. Единственный баритон Молодёжной программы Андрей Жилиховский так и подал этот номер, с эффектным выбеганием в начале, ярким звуком, блестящим ускорением. Может, малость перехулиганил с репликами фальцетом, но запомнился. «Браво, Фигаро!»

Далее пошли выступления действующих или приглашённых солистов. Лючия ди Ламмермур в её первой Каватине у Венеры Гимадиевой предстала трепетной, изначально обречённой. Изыскивая всё новые эпитеты для разных сопрано про голос и манеру Гимадиевой скажу не мудря: кремонская скрипка, школа Амати.

Неожиданно мягко, очень удачно спел романс Неморино солист Новой Оперы Алексей Татаринцев, соло фагот ему помог, не испортил.

Мощное сопрано Динары Алиевой в «Pace, pace» из «Силы судьбы» звучало ровно, но как-то прямолинейно-инфернально. Драматургии образа не хватало, чисто концертный номер.

Следующий дуэт Джильды и Риголетто у Нины Минасян и Игоря Головатенко как раз порадовал не только вокальным, но и актёрским ансамблем. Миниатюрная «дочка» с округлым ловким голосом и благородно-зрелый «папа», может быть и не вполне драматический баритон, но мастеровитый даже за счёт музыкантского багажа (Игорь Головатенко закончил Московскую консерваторию как оперно-симфонический дирижёр у Г.Рождественского). Ведущий солист Новой оперы заявлен как Родриго ди Поза в одном из составов скорой премьеры «Дон Карлоса» в Большом. Должно получиться! Добротно, но без блеска и не везде точно интонационно была исполнена Анной Аглатовой ария Маргариты с жемчугом из «Фауста» Гуно.

По-человечески немного жаль, что традиции эффектного заключительного «парад-алле» заставляют артистов и в спектаклях, и в подобных концертах часами томиться в костюмах без дела до финала, чтобы выйти на поклоны. Но здесь финал 2-го акта «Летучей мыши» Штрауса явно всем пришёлся по вкусу. Пьянящая вальсовая тема, в которой ко всем солистам присоединилась небольшая группа хора Большого театра, прозвучала неформально стройно, выученно. И от заполнивших сцену красивых девушек в нарядных платьях и стройных парней - улыбающихся, полных надежд, потеплело на душе. Кто знает, может лет через …цать про кого-то из них будут говорить с тем же трепетом, как и про мастеров оперы Золотой плеяды Большого театра?

Автор фото — Дамир Юсупов / Большой театр

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Большой театр

Театры и фестивали

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ