Да здравствует новый сезон!

«Дон Паскуале» в театре Филармонико в Вероне

Ирина Сорокина
Специальный корреспондент

Оперный сезон 2013-14 года в театре Филармонико в Вероне открылся оперой Доницетти «Дон Паскуале». Автор хорошо помнит комплект пластинок с Хуаном Онсиной и Грациеллой Шутти в главных партиях – именно с этой записи началась ее любовь к этой прелестной, порядочно печальной и, в сущности, совсем не комической опере бергамасского гения. Один раз влюбившись в изумительную музыку «Дона Паскуале», невозможно разлюбить ее! По счастью, опера частая гостья на афишах театров.

В веронском театре Филармонико опера предстала в сценической оправе, придуманной Антонио Альбанезе, известным киноактером и режиссером кино. В очередной раз в океан, именуемый «постановка оперы», был брошен человек, имеющий весьма смутные представления о том, как по нему путешествовать. В очередной раз к классическому творению «прицепили» время и место действия, отличные от либретто.

1/6

Беды, впрочем, не случилось. Как не произошло ничего поразительного или доставляющего особое удовольствие. Дону Паскуале приписали профессию винодела (намек на Верону, вина которой занимают почетное третье место среди прославленных во всем мире итальянских вин): действие первой картины разворачивалось на фоне огромной «стены» из пустых бутылок. Доктор Малатеста был превращен в бухгалтера, а Эрнесто в молодого энолога. Ну, а что же молодая вдова (как именуется она в либретто) Норина? В веронском спектакле ее сделали наемной сельскохозяйственной рабочей, если так можно выразиться, и появлялась она в косынке и плаще, чем-то напоминающими наряд Сильваны Мангано в некогда знаменитом неореалистическом фильме «Горький рис».

Антонио Альбанезе не лишен фантазии, и поводов для добрых улыбок было немало. За Доном Паскуале непременно следовали веселенькие слуги, находившиеся в состоянии очевидного подпития, и некий персонаж женского пола, что-то среднее между секретаршей и домоправительницей. Это «что-то среднее» было очевидно влюблено в пожилого винодела... Альбанезе придумал немало симпатичных и функционирующих гэгов, но не проявил понимания природы этой оперы, не пошел вглубь, не поинтересовался психологическим богатством персонажей. Дело ограничилось созданием спектакля легкого и «приятного во всех отношениях».

Остроумны и приятны глазу были декорации Лейлы Фтейта, не только хранилище пустых винных бутылок и элегантный интерьер дона Дона Паскуале, но и виноградник, радующий яркими цветами, и поэтический задник, изображающий звездное небо. Особенно мила была одна деталь: среди производимых фирмой Дон Паскуале вин было и знаменитое вино «Амароне» в версии «Лейла»...

В главной роли предстал Симоне Алаймо, настоящий «специалист» по этой части; в его активе более четырехсот выступлений! Не мудрено, что маститый певец чувствовал себя как рыба в воде в партии Дона Паскуале, однако в его исполнении ремесло преобладало над искусством, голос демонстрировал явные признаки усталости, не говоря уже о многочисленных неточностях в донесении музыкального текста.

Баритон Марио Касси делает превосходную и полностью заслуженную карьеру; его голос мягок, полон, отличается бархатным оттенком и воистину приятен. В пользу певца говорят также умение держаться на сцене, элегантность и чувство меры, – к такому доктору Малатесте трудно предъявить упреки.

Франческо Демуро, которому некогда прочили место заместителя Лучано Паваротти, в целом неплохо выступил в партии Эрнесто, хотя изначально присущие певцу недостатки (особенно неточность интонации) так и не были преодолены полностью. Голос Демуро не лишен красоты и приятности, свойственной именно этому типу голосу, tenore di grazia. Как не лишена проникновенности и сердечности его интерпретация.

Барбара Барньези оказалась в высшей степени на своем месте в роли плутовки Норины, явив вкус к театральной игре, женское обаяние и sex appeal, голосок серебристый и блестящий и хорошую вокальную технику.

За пультом молодой израильский дирижер Омар Мейр Велбер, подаривший публике большое количество моментов истинного наслаждения. Доницеттиевская партитура оказалась близка дирижеру, который явил тщательную проработку деталей, тонкость динамических оттенков и увлекательную живость темпов, хотя порой оркестр звучал слишком массивно, заглушая голоса солистов.

На веронской афише «Дона Паскуале» сменит еще один шедевр жанра opera buffa, «Итальянка в Алжире» Россини.

Foto — Ennevi

0
добавить коментарий
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ

Дон Паскуале

Произведения

МАТЕРИАЛЫ ВЫПУСКА
РЕКОМЕНДУЕМОЕ